Авто

ГАЗ-14: последний представитель советской элиты

ГАЗ-14, сменивший «тринадцатый» ГАЗ, продержался в производстве одиннадцать лет. И за это время было собрано вручную 1114 автомобилей. Историю «Чайки» второго поколения пресек в 1988 году Горбачев, который начал войну с «привилегиями». 

Содержание

Чайка второго поколения

ГАЗ-13 «Чайка» быстро обрел статус легенды. И благодаря этому в производстве автомобиль находился с 1959 по 1978 годы. Но два десятилетия в автомобильном мире – огромный срок. Какой бы хорошей и удачной ни была бы «Чайка», уже к концу 1960-х годов она безнадежно устарела. И в первую очередь – внешне. В те времена главным ориентиром по дизайну являлся американский автопром. Именно с оглядкой на заокеанский коллег творили советские дизайнеры. И ГАЗ-13 какое-то время оставался в тренде, а потом безнадежно отстал. Там, за тридевять земель, в тренде были уже совершенно другие дизайнерские решения. И для советского руководства требовалось создать новый автомобиль.

К тому же, устаревшая внешне «Чайка» являлась не единственным автомобилем, предназначенным для высшего партийного руководства. У нее был сильный, а главное, более современный конкурент – ЗИЛ-111. Понимая, что вскоре именно «сто одиннадцатый» полностью займет нишу, на Горьковском предприятии начали работать над вторым поколением «Чайки». Интересно вот что: работа над новой моделью началась еще в конце 1960-х годов, но дело продвигалось крайне медленно. Был собран полноразмерный макет, после чего на заводе собрали несколько прототипов. Вот только все они не устроили специальную комиссию.

В 1971 году появился новый прототип. Но и он не сумел удовлетворить жесткие требования комиссий и его отправили на доработку. И только в 1975 году ГАЗ представил третий вариант «четырнадцатой» модели. Еще около двух лет потребовалось на всевозможные доработки и испытания. И только в 1977 году ГАЗ-14 был допущен до производства.

Правда, официально первый ГАЗ-14 появился несколько раньше – в конце 1976 года. Его собрали в качестве подарка генсеку Леониду Ильичу Брежневу на день рождения. И эта машина получила уникальный вишневый цвет. Больше «четырнадцатых» в подобный цвет не окрашивали.

В общей сложности, от начала работ до производства ушло десять лет. Соответственно, на момент появления ГАЗ-14 уже являлся довольно устаревшей машиной.

Техническая начинка и вариации

Самое интересное, что десять лет были потрачены не на создание принципиально новой платформы, а на глубокую модернизацию наследия, доставшегося от «Чайки» первого поколения. Но, конечно, без серьезных различий все же не обошлось. ГАЗ-14 оказался значительно длиннее всего предшественника – 6114 мм против 5600. При этом, он был ниже на 95 мм, что позволило сместить центр тяжести и улучшить аэродинамические показатели.

А вот силовой агрегат остался прежним, хотя его мощность увеличили до 220 л.с. (у первой «Чайки» мощность составляла 195 л.с.). Это, в свою очередь, привело к сокращению времени разгона до 100 км/ч. И если ГАЗ-13 до «сотни» разгонялся за 20 секунд, то ГАЗ-14 – за 15. Максимальная скорость составляла 175 км/ч. Расход топлива сильно зависел от манеры езды, поэтому колебался от 14 до 30 литров на 100 километров пробега. Что касается трансмиссию, то «Чайка» второго поколения получила модернизированный 3-ступенчатый «автомат».

Главные же изменения, помимо внешности, скрывались в салоне. ГАЗ-14 получил новую сложную систему вентиляции, которая «умела» автоматически открывать и закрывать воздухозаборники, а также кондиционеры. А за отопление салона отвечали два независимых отопителя. Поскольку «Чайка» являлась вершиной премиального сегмента, то для пассажиров были предусмотрены стереофонические радиоприемники и магнитофон, которое управлялись дистанционно. Не обошлось и без встроенных радио- и спутниковых телефонов.

Модификации

Вскоре на базе «Чайки» было создано несколько модификаций.

В 1982 году появился фаэтон ГАЗ-14-05. Вплоть до 1988 года было выпущено 15 таких машин. Их особенно полюбили советские военачальники, которые использовали фаэтоны для выездов на парады и прочие торжества. Кстати, один из автомобилей, покрашенный в серый цвет, был презентован Фиделю Кастро.

Была еще и версия в кузове универсал. Ее определили в санитары. Потребность в такой машине особо остро чувствовалась в столице, где трудилось много престарелых партийных деятелей. И время от времени им требовалась госпитализация в комфортных и больших автомобилях. И с этой задачей как раз прекрасно справлялись пять универсалов, получивших название ГАЗ-РАФ-3920. Аббревиатура рижского завода появилась не случайно, дело в том, что все санитарные модификации были собраны на том предприятии. Внутри автомобиля находилась лежанка, столик, шкафчики и сидения для медицинских работников.

Под самый занавес производства появилась версия ГАЗ-14-07. Эта модификация получила немного измененных облик, новый кондиционер «Весна», а кресла были оснащена системой подогрева и электромеханическими регулировками с памятью. Но главное – это мотор. ГАЗ-14-07 получил мощный двигатель на 485 «лошадок». И максимальная скорость автомобиля возросла до 220 км/ч.

ГАЗ-14-05
ГАЗ-РАФ-3920
ГАЗ-14-07

Но в 1988 году на «Чайке» был поставлен крест. С премиальным автомобилем лично разобрался Михаил Горбачев, который решил активно бороться с «привилегиями». Не пощадили даже последнюю машину, находящуюся в тот момент в полусобранном состоянии. Ее тут же отправили на металлолом. А всю документацию быстро уничтожили.

Павел Жуков

Recent Posts

“Артур, ты король” Саймона Селлана Джонса. Славный путь бродячего пса

Принято считать, что легкий фильм на вечер – это обычно комедия средней паршивости, наполненная определенным…

12 часов ago

Что нужно знать тем, кто впервые собирается за границу

Конечно, будет идеальным, если вы для первого путешествия выберите пакетный тур – в этом случае…

1 день ago

Самоцвет Шарля Ужасного

  I. Бургундский воевода Шарль -Кровь Валуа́ Юго́ Капе́та -Венца ревнительно желалПринять в соборе Реймском.…

1 день ago

ГАЗ-21 – первая ласточка в линейке культовых «Волг»

Легендарная «Волга» появилась на свет благодаря стараниям конструкторов Горьковского автомобильного завода. Руководство готовило более экономичную…

1 день ago

Umbro Pro Training, возрождение линейки из 90-х

Спортивный бренд Umbro, который когда-то был главным на футбольной арене, постоянно ищет в архивах идеи…

1 день ago

Ландскнехты – рыцари из бедноты

Именно благодаря этому роду войск в обиход всего европейского общество вошло слово "банда".

1 день ago

This website uses cookies.