У выражения «пахать, как раб на галерах» есть многовековая предыстория. На веслах средневековых галер сидели не только вольнонаемные гребцы и рабы, но и люди, отбывавшие наказание. Эти весельные суда оказались предшественниками плавучих тюрем, которые использовались для содержания (реже – перевозки) заключенных.

Содержание

Век паруса

В эпоху парусного судоходства необходимость в большом количестве гребцов на борту корабля снизилась. Продолжительность экспедиций составляла месяцы и даже годы. В таких условиях регулярно появлялась необходимость изолировать отдельных людей: нарушителей дисциплины, пленных, контрабандистов, пиратов и прессованных (так называли людей, принудительно завербованных на флот).

Технологии длительного содержания под стражей людей на судах постепенно развивались. Начали появляться специальные корабли, переделанные в плавучие тюрьмы. Это происходило из-за роста числа заключенных и нехватки тюрем на суше, а также по причине появления судов с подходящими корпусами. Каждый год со службы списывалось немало больших деревянных кораблей. Они были слишком изношены для того, чтобы отправляться в открытый океан, поэтому скапливались в портах. В то же время такие суда вполне подходили для размещения заключенных. Власти получали при этом двойную выгоду – они освобождали место в портах и приобретали готовые тюрьмы без дополнительных расходов.

Большинство людей, живших несколько веков назад, плавать не умело. Это сегодня мы можем регулярно ездить к открытым водоемам или посещать бассейны. Наши предки таких возможностей были лишены, поэтому изоляция от берега для них становилась непреодолимым препятствием.

Как выглядели и как использовались плавучие тюрьмы

Типичной основой для построения плавучей тюрьмы был двухпалубный корабль. Из батарейных палуб делались камеры и бараки, трапы и пушечные порты закрывались решетками, каюты на корме забивались наглухо. Верхняя палуба переоборудовалась под помещение охраны. Завершалась переделка подбором судну соответствующего названия, к примеру, Retribution или Justitia.

Практику применения плавучих тюрем серьезно стимулировала Семилетняя война (1756-1763) – один из крупнейших военных конфликтов Нового времени. Здесь сработало два основных фактора:

  • возросла численность армий, поэтому пленных стало намного больше;
  • обновился флот, в результате чего появилось много непригодных к линейному бою старых кораблей.

С большим размахом плавучие тюрьмы использовали британцы, которые содержали на баржах преступников в своих колониях. Почти все такие корабли получали от британской короны ироничные названия, например, «Приключение», «Счастье» или «Путешествие». Большая часть таких тюрем находилась у побережья Австралии – в них содержались каторжные и ссыльные. Стояли они и у берегов Америки как места заключения пиратов, которых в 18-м веке было очень много. Условия заключения в плавучих тюрьмах обычно были хуже, чем на суше.

После французской революции кораблей с узниками стало еще больше – к обычным преступникам добавилось большое число политических заключенных. Британцы стали практиковать постановку на якорь в одном месте сразу нескольких десятков плавучих тюрем. Например, в Портсмуте их стояло около 30.

Плавучие тюрьмы в Портсмуте

Век двадцатый

В гражданскую войну в России плавучие тюрьмы использовались обеими сторонами. Это были баржи, стоявшие в основном на Волге.

Нацистская Германия располагала такие тюрьмы в гавани Любека. Она использовала пассажирские суда, одним из которых был лайнер Cap Arcona. Все эти корабли вместе с большей частью заключенных пошли на дно во время бомбежек союзников.

К 1990-м годам постоянно эксплуатирующихся плавучих тюрем в мире почти не осталось. Единственным исключением является исправительный центр Vernon C. Bain, находящийся рядом с Нью-Йорком у острова Райкерс. Он работает в качестве филиала Нью-Йоркской городской исправительной колонии. На корабле предусмотрено 100 камер, общая вместимость которых составляет от 800 человек.

Vernon C. Bain

Среди заключенных эта плавучая тюрьма называется «Катер», она считается крайне неудачным местом для того, кто задумал побег. С 1992 года сбежать отсюда удалось только двоим преступникам.

Райкерс – остров-тюрьма, расположенный в проливе Ист-Ривер. Это самая крупная исправительная колония в мире, расстояние от которой до другого берега составляет 80 метров. С 1950-х годов на острове планомерно проводятся насыпные работы, потому что имеющейся площади из-за перенаселенности не хватает. За это время Райкерс стал в несколько раз больше.

Одним из путей решения проблемы с недостатком места и стало появление плавучей тюрьмы Vernon C. Bain, которой присвоили имя образцового надзирателя. Для ее постройки использовался списанный британский десантный корабль. При всех затратах на приобретение судна и реализацию нетипичного проекта строительства, подготовка Vernon C. Bain к приему «постояльцев» обошлась налогоплательщикам дешевле возведения аналогичного по вместимости корпуса на суше.

Олег Бакланов

Recent Posts

adidas x Trent Alexander-Arnold Limited Edition Predator 24 ‘Pure Strike’

Немецкий бренд adidas официально представил ограниченную серию Predator 24 с брендированной подписью игрока английской сборной…

10 часов ago

История модели кед Converse CONS

Converse CONS — подразделение бренда «Конверс», выпускающее специальную обувь для скейтбоординга. Кроссовки и кеды «Конверс Конс»…

10 часов ago

Как в кино имитируют полноту

Истории о том, как актеры худеют, толстеют или набирают мышечную массу ради вхождения в образ,…

24 часа ago

История Осьминога Эла, маскота «Детройт Ред Уингз»

Каждая играющая в Национальной хоккейной лиге команда выбирает себе маскота, то есть персонажа-талисмана. В начале…

1 день ago

Spring Court — те самые кеды с четырьмя отверстиями в подошве

Французский бренд «Спринг Корт» известен за кеды с четырьмя вентиляционными отверстиями в подошве. В 1936…

1 день ago

Кикуо Ибе: история создателя G-Shock

В 1983 году молодой работник Casio Кикуо Ибе изобрел неубиваемые часы G-Shock. Сегодня он является…

1 день ago

This website uses cookies.