У выражения «пахать, как раб на галерах» есть многовековая предыстория. На веслах средневековых галер сидели не только вольнонаемные гребцы и рабы, но и люди, отбывавшие наказание. Эти весельные суда оказались предшественниками плавучих тюрем, которые использовались для содержания (реже — перевозки) заключенных.

Плавучая тюрьма - Stone Forest

Век паруса

В эпоху парусного судоходства необходимость в большом количестве гребцов на борту корабля снизилась. Продолжительность экспедиций составляла месяцы и даже годы. В таких условиях регулярно появлялась необходимость изолировать отдельных людей: нарушителей дисциплины, пленных, контрабандистов, пиратов и прессованных (так называли людей, принудительно завербованных на флот).

Технологии длительного содержания под стражей людей на судах постепенно развивались. Начали появляться специальные корабли, переделанные в плавучие тюрьмы. Это происходило из-за роста числа заключенных и нехватки тюрем на суше, а также по причине появления судов с подходящими корпусами. Каждый год со службы списывалось немало больших деревянных кораблей. Они были слишком изношены для того, чтобы отправляться в открытый океан, поэтому скапливались в портах. В то же время такие суда вполне подходили для размещения заключенных. Власти получали при этом двойную выгоду – они освобождали место в портах и приобретали готовые тюрьмы без дополнительных расходов.

Большинство людей, живших несколько веков назад, плавать не умело. Это сегодня мы можем регулярно ездить к открытым водоемам или посещать бассейны. Наши предки таких возможностей были лишены, поэтому изоляция от берега для них становилась непреодолимым препятствием.

Плавучие тюрьмы 20 век - Stone Forest

Как выглядели и как использовались плавучие тюрьмы

Типичной основой для построения плавучей тюрьмы был двухпалубный корабль. Из батарейных палуб делались камеры и бараки, трапы и пушечные порты закрывались решетками, каюты на корме забивались наглухо. Верхняя палуба переоборудовалась под помещение охраны. Завершалась переделка подбором судну соответствующего названия, к примеру, Retribution или Justitia.

Практику применения плавучих тюрем серьезно стимулировала Семилетняя война (1756-1763) – один из крупнейших военных конфликтов Нового времени. Здесь сработало два основных фактора:

  • возросла численность армий, поэтому пленных стало намного больше;
  • обновился флот, в результате чего появилось много непригодных к линейному бою старых кораблей.

С большим размахом плавучие тюрьмы использовали британцы, которые содержали на баржах преступников в своих колониях. Почти все такие корабли получали от британской короны ироничные названия, например, «Приключение», «Счастье» или «Путешествие». Большая часть таких тюрем находилась у побережья Австралии – в них содержались каторжные и ссыльные. Стояли они и у берегов Америки как места заключения пиратов, которых в 18-м веке было очень много. Условия заключения в плавучих тюрьмах обычно были хуже, чем на суше.

После французской революции кораблей с узниками стало еще больше – к обычным преступникам добавилось большое число политических заключенных. Британцы стали практиковать постановку на якорь в одном месте сразу нескольких десятков плавучих тюрем. Например, в Портсмуте их стояло около 30.

Плавучие тюрьмы в Портсмуте - Stone Forest
Плавучие тюрьмы в Портсмуте

Век двадцатый

В гражданскую войну в России плавучие тюрьмы использовались обеими сторонами. Это были баржи, стоявшие в основном на Волге.

Нацистская Германия располагала такие тюрьмы в гавани Любека. Она использовала пассажирские суда, одним из которых был лайнер Cap Arcona. Все эти корабли вместе с большей частью заключенных пошли на дно во время бомбежек союзников.

К 1990-м годам постоянно эксплуатирующихся плавучих тюрем в мире почти не осталось. Единственным исключением является исправительный центр Vernon C. Bain, находящийся рядом с Нью-Йорком у острова Райкерс. Он работает в качестве филиала Нью-Йоркской городской исправительной колонии. На корабле предусмотрено 100 камер, общая вместимость которых составляет от 800 человек.

Тюрьма Vernon C. Bain Райкерс - Stone Forest
Vernon C. Bain

Среди заключенных эта плавучая тюрьма называется «Катер», она считается крайне неудачным местом для того, кто задумал побег. С 1992 года сбежать отсюда удалось только двоим преступникам.

Райкерс – остров-тюрьма, расположенный в проливе Ист-Ривер. Это самая крупная исправительная колония в мире, расстояние от которой до другого берега составляет 80 метров. С 1950-х годов на острове планомерно проводятся насыпные работы, потому что имеющейся площади из-за перенаселенности не хватает. За это время Райкерс стал в несколько раз больше.

Одним из путей решения проблемы с недостатком места и стало появление плавучей тюрьмы Vernon C. Bain, которой присвоили имя образцового надзирателя. Для ее постройки использовался списанный британский десантный корабль. При всех затратах на приобретение судна и реализацию нетипичного проекта строительства, подготовка Vernon C. Bain к приему «постояльцев» обошлась налогоплательщикам дешевле возведения аналогичного по вместимости корпуса на суше.