Разворачивающиеся прямо у нас на глазах военно-политические события в очередной раз заставляют человечество переосмысливать подходы к промышленному получению энергии, без которого невозможно существование и развитие экономики. Нарушение привычного ритма поставок топлива привело к тому, что в странах старой Европы заговорили о необходимости расконсервации угольных и мазутных электростанций. Это удар по той самой зеленой энергетике, к которой цивилизованные общества пытались идти несколько последних десятилетий.
Жечь больше угля стало опасно не только из-за каких-то там невидимых глазу истончений озонового слоя нашей атмосферы. Британцы на своих туманных островах неплохо помнят накрывший их родину 70 лет назад Великий смог, ведь от его последствий умерло около 12 000 человек. Из-за внушительных жертв в стране, которая была и остается одним из локомотивов мировой экономики, начали пересматривать отношение к окружающей среде и чистоте воздуха. Давайте посмотрим, как на своем печальном опыте люди пришли к необходимости создания экологического законодательства.
Содержание:
Мы привыкли судить о Великобритании по Лондону – ее столице и одному из основных мировых финансовых центров. Но в стране есть и горнодобывающая промышленность, главной отраслью которой долгое время была именно добыча каменного угля. В 18 веке как раз угольная промышленность стала локомотивом экономики Британии. За счет этой отрасли англичанами и был заложен фундамент промышленного переворота.
С появлением первых паровых двигателей значительно вырос уровень механизации добычи угля. Машины помогали откачивать воду из шахт и вентилировать их, топливо наверх вместо лошадей поднимали локомотивы.
На пик подъема угольная промышленность Великобритании вышла перед самым началом Первой мировой войны. Тогда в стране работало больше 3000 шахт, которые добывали почти 300 миллионов тонн угля. На экспорт уходила примерно треть, остальное сжигалось самими британцами.
В последующие годы добыча угля в Британии последовательно снижалась по нескольким причинам:
В 1946 году британский парламент решил национализировать упадочную угольную промышленность. Из государственного бюджета тратились огромные деньги на выкуп шахт и месторождений, а также на реконструкцию добывающих предприятий. Чтобы получать от отрасли хоть какую-то отдачу, более качественный уголь отправлялся на экспорт. Внутри страны оставалось твердое топливо с большим содержанием вредных примесей, дым от сгорания которого давал слишком много диоксида серы.
Декабрь 1952 года оказался особенно холодным, и Лондон был окутан стылым туманом. Горожане стали активнее топить печи, и при этом внутри города работало множество угольных электростанций. Наиболее крупные были, например, в Бэнксайде, Фулхэме и Баттерси.
4 декабря столица Великобритании оказалась внутри антициклона. Он спровоцировал быстрое формирование над холодным воздухом в городе устойчивого теплого атмосферного слоя. Воздушные массы не перемешивались и Лондон с его наполненным дымом и выхлопами туманом оказался будто под крышкой.
Уже в пятницу 5 декабря в городе образовался устойчивый смог, который из-за частиц сажи имел грязно-желтый цвет. Казалось, что дымный воздух стал осязаемым, поэтому его даже назвали “гороховым супом”, то есть “peasouper”. Ситуация усугублялась безветрием.
В Лондоне тяжелым смогом никого не удивить, но в этот раз он оказался особенно плотным и продолжительным. Густота тумана мешала передвигаться автомобилям, поэтому из общественного транспорта смогло работать только метро. Не ездили машины скорой помощи, и горожанам предлагалось самостоятельно добираться до больниц. Смог легко попадал и в помещения. По этой причине отменялись концерты и сеансы в кинотеатрах – из-за дымки люди просто не видели происходящего на сцене или экране.
Видимость в пределах пары метров делала опасной даже ходьбу по улицам. Если не упадешь в сточную канаву, то может сбить шальной автомобиль. Фонарики носили с собой даже днем, а белую одежду не надевали вовсе, потому что по возвращении домой она оказывалась серой.
Великий смог продолжался до 9 декабря, пока не поменялась погода.
Особой паники в городе не было – лондонцы в среднем 50 дней в году проводят в тумане. Однако медицинским службам британской столицы смертоносный характер природной аномалии с человеческим вмешательством стал очевиден еще до ее окончания. К 8 декабря количество умерших стариков, младенцев и людей с заболеваниями органов дыхания составило около 4000 человек. На тот момент в Лондоне проживало около 8 миллионов человек.
Позже исследователи выяснили, что общее количество умерших втрое больше – в районе 12 000 человек. Серьезно заболевшими оказались примерно 100 000 горожан. До сегодняшнего дня Великий смог считается наиболее серьезным происшествием в Британии, связанным с загрязнением воздуха.
Смертоносный туман подтолкнул правительство страны к действиям по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Власти начали активно информировать общество о взаимосвязи чистого воздуха и здоровья, а также поддерживать различные экологические исследования.
Одним из результатов стало принятие парламентом Соединенного Королевства в 1956 году Закона о чистом воздухе. Например, он предписывал контролировать выбросы дыма и использовать бездымные источники энергии, то есть газ и электричество.
В редакции 1968 года Закон о чистом воздухе стал еще жестче – темный дым из трубы по нему считался преступлением. В 1993 году вышла новая редакция Clean Air Act, в которой положения предыдущих законодательных актов были консолидированы и расширены.
Ну а угольная промышленность в современной Англии практически сошла на нет. В 2020 году в стране закрыли последнюю шахту. При этом небольшой спрос на уголь в размере примерно 8 миллионов тонн в год сохранялся, и его тогда планировали перекрывать поставками из России и США.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.