Для любого поклонника джаза имя Каунта Бейси является гарантом качества и стиля. Пианист, органист, руководитель знаменитого биг-бэнда – он превратил блюз в универсальный жанр. В его оркестре быстрые блюзы удивительным образом сочетались и с медленными, и с гротесковыми, и с трагическими. Каунт Бейси чувствовал музыку как никто другой, что позволило ему навсегда вписать свое имя в историю мирового джаза.

Содержание

Детство и юношество

Уильям Джеймс Бейси родился 21 августа 1904 года в семье разнорабочих. Отец мальчика долгое время служил кучером, затем смотрителем у состоятельного судьи. Когда лошадей сменили автомобили, он стал разнорабочим. Мать Уильяма занималась стиркой, а также выпекала торты на продажу. Казалось бы, семья будущего пианиста была далека от музыки, но на самом деле первые уроки игры на пианино Уильяму дала именно мать. Уже позже, когда семье удалось немного поправить материальное положение, мальчику приглашали частных преподавателей музыки.

Несмотря на то что с детства Бейси приучали к фортепиано, в школе мальчик увлекся ударными и отдавал предпочтение только им. Кроме того, его вдохновляли карнавальные шоу, которые нередко приезжали в город, так что после окончания школы он незамедлительно устроился в местный театр разнорабочим. Самое главное в этой работе были отнюдь не деньги, а возможность бесплатно посещать все спектакли. Однажды ему даже выпала возможность заменить пианиста. Он играл на слух, подбирал мелодию без нот для немого кино и шоу.

Уже будучи подростком, Бейси познакомился с талантом Сонни Грира – он тоже жил в Ред-Бэнке и сумел стать барабанщиком Дюка Эллингтона в 1919 году. Бейси понял, что единственный путь к большой музыке лежит для него через фортепиано. Грир и Бейси довольно долго играли вместе, но затем Грир решил двигаться дальше к профессиональной карьере, а Уильям продолжал играть с различными группами на танцах, на курортах, любительских шоу. Естественно, ему тоже хотелось большего, поэтому он, следуя примеру других музыкантов, решает отправиться в Нью-Йорк, где, как ему кажется, его ждет множество возможностей для реализации таланта.

Начало карьеры

Нью-Йорк действительно подарил ему возможность влиться в ряды профессиональных музыкантов. В Гарлеме Уильям знакомится с Джеймсом Джонсоном, Фэтсом Уоллером и другими пианистами, играющими в страйд-стиле. Они помогают ему устроиться и найти работу. Бейси становится аккомпаниатором блюзовых певиц Клары Смит, Мэгги Джо и многих других, играет в различных кабаре и клубах и работает в оркестре Джона Кларка и Сонни Грира. Некоторое время он также успел поиграть в оркестре Элмера Сноудена, однако огромная нагрузка негативно сказалась на здоровье Бейси: постоянное напряжение во время работы вылилось в нервное расстройство, которое ему пришлось лечить почти полгода. Впрочем, после восстановления он продолжил трудиться в том же темпе, работая в кинотеатрах и озвучивая немые фильмы.

В возрасте 20 лет Бейси попадает в варьете «Keith & Toba» в качестве аккомпаниатора и музыкального руководителя. Опыт к тому моменту у него был огромный, так что справиться с небольшим музыкальным коллективом юноше было несложно. В 1927 году он отправляется на гастроли в Канзас-Сити, но судьбе было угодно, чтобы он остался там надолго: музыкальный коллектив развалился, артисты и музыканты остались без работы, равно как и сам Бейси, поэтому пришлось импровизировать и искать возможность заработать.

Уильям вновь работает пианистом и аранжировщиком в различных коллективах, затем попадает в ансамбль Walter Page’s Blue Devils, где остается вплоть до 1929 года. Далее его вновь ждет череда малоизвестных оркестров, после чего судьба приводит его в Bennie Moten’s Kansas City Orchestra. После того как Бенни Моутен скончался в 1935 году Бейси покидает оркестр и решает создать свой бэнд вместе с Бастером Смитом и другими участниками оркестра Бенни. Результатом их трудов становится «Barons Of Rhythm», который начинает активно работать в «Reno Club». Радио-выступления коллектива регулярно ставятся в эфир и музыкантов начинают замечать.

В 1936 году оркестру начинают поступать предложения от различных студий, коллектив становится востребованным, популярность его растет. Ведущий радиоконцертов бэнда Бейси даже придумал Уильяму прозвище – «Count» («Граф»). Этому прозвищу суждено стать визитной карточкой музыканта.

Популярность

Бейси постоянно старался усовершенствовать игру оркестра. Бэнд постоянно развивался, появлялись новые музыканты и добавлялись инструменты. Через некоторое время коллектив сменил название на «Count Basie Orchestra» – имя, которое навсегда станет синонимом лучшего биг-бэнда эры свинга.

Все в том же 1936 году ансамбль услышал продюсер Джон Хэммонд. Он предлагает коллективу Каунта перебраться обратно в Нью-Йорк. Важным отличием оркестра Бейси от других джазовых коллективов было то, что в бэнде Каунта все музыканты были выдающимися солистами. Музыканты оркестра могли практически «на ходу» придумывать риффы и поддерживать темп, что было на руку темпераментным импровизаторам. В числе музыкантов, выступавших у Бейси, были такие мастера, как Бак Клейтон, Лестер Янг, Харри Эдисон, Бадди Тэйт и другие.

К 1944 году на счету оркестра Бейси значилось более 3 миллионов проданных пластинок. Однако военное положение все же сыграло свою роль: многие оркестры сталкиваются с финансовыми трудностями, теряют музыкантов и распадаются. Коснулось это и коллектива Бейси, который в 1950 году вынужден распустить бэнд из-за финансовых потерь.

В 1952 году оркестр восстанавливается и проводит несколько удачных турне и записей на студии. Каунт прочно закрепляется в устах публики в качестве «непревзойденного мастера свинга», а сам коллектив становится образчиком того, как должен выглядеть настоящий джазовый бэнд. Многие молодые музыканты учились у ансамбля Бейси.

Последние годы

В 1954 году Каунт Бейси и оркестр осуществляют первое турне по Европе. Коллектив ждала мировая слава, его обожали по всему миру. Вплоть до 1970 года ансамбль не один раз посетил многие города мира, выпустил огромное количество пластинок не только сольных, но и в сотрудничестве с именитыми джазовыми вокалистами. Оркестр Каунта Бейси принял участие и в съемках многих кинолент. Однако в 70-х все изменилось: Бейси столкнулся с тяжелым заболеванием, которое значительно затруднило его дальнейшую творческую деятельность.

С каждым днем ему становилось все хуже, с началом 80-х годов он руководил оркестром, сидя в инвалидном кресле. В итоге, он решил уйти со сцены окончательно и посвятить свои последние годы подготовке автобиографии. Каунт Бейси скончался 26 апреля 1984 года.

Личная жизнь

В жизни Кауньа Бейси была лишь одна женщина. В 1940 году он женился на Кэтрин Морган. В браке родилась дочь Диана. К сожалению, девочка родилась с тяжелым диагнозом – церебральный паралич. Родители сделали все, чтобы их ребенок прожил полноценную жизнь, полную радостей. Благодаря их заботе девочка научилась ходить и плавать.

Каунт и Кэтри Бейси

Супруга Каунта Кэтри скончалась в 1983 году, супруг пережил ее всего на год.

Семен Скрипник

Автор раздела Кино на портале Каменный лес

Recent Posts

Какие вещи следует взять с собой на отдых, если багаж ограничен ручной кладью

Бывает, что авиабилет с включенным багажом стоит чуть ли не вдвое дороже с ручной кладью.…

1 час ago

История истинно британского бренда Hackett

История бренда Hackett немного сказочная. Основатели Джереми Хакетт и Эшли Ллойд Дженнингс начали бизнес в…

3 часа ago

Скандальный кумир Диего Марадона

В многодетной католической семье пятым по счету ребенком в 30 октября 1960 года родился культовый…

4 часа ago

Жизненный и творческий путь актера Марчелло Мастроянни

Марчелло Мастроянни - великолепный итальянский актёр кино и театра. Он покорил европейский кинематограф своей сдержанной,…

5 часов ago

Сколько стоит страхование недвижимости: основные факторы, влияющие на цену

Страхование квартиры или дома защищает жилье, имущество и ответственность перед соседями. Цена полиса складывается из…

10 часов ago

justfood x KILO: эстетичная забота

justfood, сервис доставки здорового питания по подписке, и KILO, бренд дизайнерских гирь и гантелей, подготовили…

18 часов ago

This website uses cookies.