История

«Грейт Истерн» – крупнейший парусник в истории

В середине 19-го века британская империя в лице Ост-Индской компании взяла под контроль большую часть индийского субконтинента. Колонии в Индии были важнейшим источником средств для накопления английских капиталов и проведения в Англии промышленной революции. Вывоз богатств и перевозка людей осуществлялись по морю, и с целью снижения издержек процесс постоянно оптимизировался.

Для совершения рейсов в Индию британским кораблям приходилось огибать Африку. Продолжительный маршрут предполагал остановки для пополнения запасов топлива, что делало путешествие дольше и дороже.

В 1858 году на воду был спущен пароход «Грейт Истерн», оснащенный помимо энергетической установки еще и парусами. Большие размеры и возможность использования разных источников движения позволяли кораблю проходить путь до колонии без остановок. Судно получилось настолько крупным, что его рекордные габариты были превзойдены только в 20-м веке.

Содержание

Строительство Левиафана

Идея строительства огромного корабля для океанских плаваний появилась в 1852 году у Изамбарда Брюнеля. Этот британский инженер был одной из главных фигур, двигавших Промышленную революцию. Брюнель захотел создать судно, которое в пять раз превосходило бы по размерам любой корабль своего времени.

Заказчиком была компания «Истерн Компани», обслуживавшая кругосветный маршрут из Англии в Индию, затем в Австралию и обратно. От корабля требовалась большая вместимость. Чтобы не заходить в порт как минимум половину маршрута, на борту при отправлении необходимо было иметь около 15 000 тонн угля. Надежность судна обеспечивалась двойным корпусом, а также одновременным наличием гребных колес и винта.

Изамбард Брюнель

В начале строительства корабль назвали «Левиафаном». Изготавливался он на верфи Messrs Scott, Russel & Co. of Millwall на Темзе. Судно оказалось настолько крупным, что его невозможно было спустить на воду поперек реки – оно бы врезалось в другой берег. По этой причине спуск был произведен боком, для кораблей с большим водоизмещением такой способ использовался впервые.

Корпус корабля строился около 1000 дней. На него ушло примерно 30 000 железных листов весом по 300 кг, для соединения которых использовалось больше 3 миллионов заклепок. Завершенный корпус весил около 11 000 тонн.

К окончанию строительства корабль переименовали в «Грейт Истерн». Его спуск на воду стал большим событием, понаблюдать за которым собрались около 100 000 человек. В церемонии участвовали королева Великобритании Виктория, король Бельгии Леопольд I, писатели Жюль Верн, Роберт Стивенсон и другие важные персоны.

Судьба не по плану

Первая попытка спуска «Грейт Истерна» на воду 2 декабря 1857 года оказалась неудачной. Пять рабочих получили тяжелые увечья, и процедура на глазах у огромной толпы и монарших особ была остановлена. Дополнительная подготовка к спуску заняла еще два месяца, на нее пришлось потратить лишние 120 000 £. Брюнеля от реализации проекта отстранили.

Спуск в результате произошел 31 января 1858 года. Для этого пришлось дождаться очень большого прилива и ураганного ветра, которые подняли уровень воды. Еще больше года понадобилось для достраивания судна – на него устанавливали котлы, машины, трубы и мачты, а также выполняли отделку кают и салонов.

Совершать регулярные плавания в Индию «Грейт Истерну» так и не пришлось. Первый его рейс состоялся из Саутгемптона в Нью-Йорк 17 июня 1860 года. При пассажировместимости в 4000 человек на рейс село всего 43 пассажира. К этому моменту уже начались разговоры о преследующем корабль злом роке. Чего стоил один только неудачный спуск его на воду. В Нью-Йорке для того, чтобы хотя бы частично окупить расходы, на судно водили экскурсии.

В 1861 году «Грейт Истерн» был поврежден во время шторма, а в 1862 году он напоролся на подводную скалу и получил большую пробоину. От затопления судно спасло только наличие двойного дна. Отремонтировать это повреждение оказалось непросто, потому что во всем мире не нашлось сухого дока, подходящего для ремонта парохода с такими размерами. В итоге восстановление «Грейт Истерна» заняло 5 месяцев, но и после его завершения огромная пассажировместимость так и осталась невостребованной.

В 1865 году корабль поменял специализацию – из него сделали кабелеукладчик. За 9 лет работы он проложил 5 кабелей через Атлантический океан и один из Бомбея в Аден. В 1874 году в распоряжении Великобритании появилось специальное судно для укладки кабелей под названием «Фарадей». Необходимость в «Грейт Истерне» исчезла, и крупнейший в истории парусник простоял на приколе больше 10 лет.

В 1885 году его выкупили для использования в Ливерпуле в качестве огромной рекламной поверхности и плавучего цирка. Еще через 3 года корабль продали с аукциона в последний раз – теперь уже на слом.

Демонтаж и след в истории

Разбирали «Грейт Истерн» полтора года. Расстояние между двумя слоями корпуса достигало одного метра, и в этом зазоре было обнаружено два скелета – взрослого и подростка. Вероятнее всего, это были рабочий и подмастерье. Многие объясняли неудачную судьбу корабля именно этим обстоятельством – в любом плавании его сопровождало два трупа.

Не страдающие суевериями люди трактовали неудачи «Грейт Истерна» намного проще. Корабль опередил время, он оказался слишком крупным, а оттого не соответствующим существующему уровню технологического развития человечества.

Жюль Верн писал свой роман «Плавающий город» под вдохновением от посещения строящегося «Грейт Истерна». Корабль с похожей конструкцией и судьбой упоминается в романе Чайны Мьевиль «Шрам». Даже название у него созвучно – «Grand Easterly». Схожее судно описывал в своем «Левиафане» и Борис Акунин.

Британский певец Стинг тоже однажды вдохновился историей корабля и написал песню «The Ballad of the Great Eastern». В ней он рассказывает о том, какие испытания пришлось пройти тем, кто строил и спускал судно на воду.

Олег Бакланов

Recent Posts

Коллаборация LC23 x Kappa подарила ФК “Бари” новую форму

Итальянский ритейлер LC23 и спортивный бренд Kappa снов объединились на благо ФК "Бари", выпустив новую…

10 часов ago

adidas Predator Mundial – новая уникальная смесь уличного стиля и футбольного наследия бренда

В феврале adidas представил кроссовки Predator Mundial, объединив две самые культовые футбольные франшизы в одном…

16 часов ago

Sneaker Lab: чистка обуви на бактериальном уровне

Пополняя коллекцию новой парой желанных кроссовок, хочется сохранить их в первозданном виде как можно дольше.…

16 часов ago

Яндекс Плюс и КХЛ представили арт-инсталляцию в виде кубов к финалу Кубка Гагарина

Сегодня в «Депо.Три вокзала» и ТЦ «Авиапарк» в Москве появились анаморфические арт-кубы Яндекс Плюса к…

16 часов ago

Моника Беллуччи: “Для мужчин любовь — это часть жизни. Для женщин любовь — жизнь.”

Подборка фотографий Моники Беллуччи. [gallery link="none" columns="9" td_select_gallery_slide="slide" ids="104196,104197,104198,104199,104200,104201,104202,104203,104204,104205,104206,104207,104208,104209,104210,104211,104212,104213,104214,104215,104216,104217,104218,104219,104220,104221,104222,104223,104224,104225,104226,104227,104228,104229,104230,104231,104232,104233,104234,104235,104236,104237,104238,104239,104240,104241,104242,104243,104244,104245,104246,104247,104248,104249,104250,104251,104252,104253,104254,104255,104256,104257,104258,104259,104260,104261,104262,104263,104264,104265,104266,104267,104268,104269,104270,104271,104272,104273,104274,104275,104276,104277,104278,104279,104280,104281,104282,104283,104284,104285,104286,104287,104288,104289,104290,104291,104292,104293,104294,104295"]

16 часов ago

Hadston Leather – премиальная кожаная продукция, сделанная женскими руками

Hadston Leather — это британский бренд, существующий с 2017 года и специализирующийся на изготовлении аксессуаров…

22 часа ago

This website uses cookies.