История

Причины и последствия Чакской войны

К концу Первой мировой войны родилась фраза о победе грузовика над паровозом. Всем стало очевидно, что нефть становится важнейшим стратегическим фактором, и крупные державы начали делить территории, сулившие углеводородные дивиденды. Все следующее столетие люди будут воевать за обладание нефтяными ресурсами. В том числе, конфликты затронули Латинскую Америку. Здесь в 1932-1935 годах прошла Чакская война, самая кровопролитная за весь 20-й век в этой части света.

Содержание

Безлюдные пустоши

В 1928 году появились сообщения о том, что в регионе Гран-Чако, принадлежавшем Боливии и Парагваю, обнаружились следы нефти. Эта местность спорной стала сразу после получения обеими странами независимости в начале 19-го века. Обмен претензиями был вялым, потому что полупустынные холмы и болота особого интереса не вызывали.

В декабре 1928 года впервые пролилась кровь – парагвайские кавалеристы атаковали форт Вангуардия, разрушили его и убили шесть солдат противника. Ответ Боливии был симметричным, и пришлось вмешиваться Лиге Наций. Международной организации удалось помирить стороны, и они сели за долгие переговоры.

Конфликт и дальше мог оставаться таким же тягучим, но регион начали делить нефтяные гиганты. На стороне Боливии выступила корпорация Standard Oil (США), Парагвай стал получать помощь от Shell Oil (Великобритания). В конце 1931 года армии обеих стран начали интенсивно перевооружаться. Боливийцы получали оружие через Чили и Перу, парагвайцы – от союзной британцам Аргентины.

Русский след

Настоящая война началась в июне 1932 года, Парагвай к этому моменту оказался на слабой позиции. У Боливии было в 3,5 раза больше солдат и втрое больший военный бюджет.

Интересно, что битвами за тропическую полупустыню в бассейне реки Парана руководили представители двух великих держав – русский белый генерал Иван Тимофеевич Беляев (Парагвай) и германский генерал Ганс Кундт (Боливия). У каждого в штабе работали, соответственно, российские и немецкие офицеры.

Выстрелы в кампосе

Парагвай уступал во всем, у него не было ни самолетов, ни средств противовоздушной обороны. Выручила хитрость – парагвайцы подставляли под удары бомбардировщиков многочисленные деревянные макеты пушек, на которые противник тратил ценные боеприпасы. Тем не менее, боливийцы стали входить на территорию Парагвая и занимать обширные безлюдные земли. Уступающие место “хозяева” отодвигались вглубь, сокращая свои коммуникации. У армии Боливии проблемы с поставками наоборот нарастали. Войскам пришлось уходить на 500 километров по засушливой местности без какого-либо сообщения (грузы доставляли самолетами). Солдатам, привыкшим к прохладному горному климату, тяжело дался такой переход, и боливийцы потеряли преимущество в численности и оружии. Жившие на занятых территориях индейцы гуарани склонялись на сторону Парагвая.

Противники бились ожесточенно. Много людей погибало не от пуль, а от болезней и ужасных бытовых условий на позициях.

К 1932 году у Парагвая уже были и самолеты, и зенитные пушки. Бомбардировщики и истребители покупались у Франции и Италии. В битвах за переходящие форты боливийцы начали терпеть неудачи, и 4-6 июля 1933 года произошел так называемый “Верден Чако”. В этом сражении боливийцы пытались захватить город Нанава, но потеряли 2000 человек против 150 у противника.

В конце осени 1933 года ВВС Парагвая увидели бреши в обороне армии Боливии. Войска сконцентрировали силы, смогли окружить две дивизии и взяли 7500 пленных. Еще 1500 солдат разбежались. Боливийцы начали полномасштабное отступление, противник захватил богатые трофеи, в том числе, примерно 8000 винтовок и больше 500 пулеметов.

Теперь Парагваю нужно было вооружать новые подразделения и организовывать снабжение. Его наступление замедлилось, но в ноябре 1934 года боливийцы вновь пропустили атаку во фланг. Ее итогом стали 2000 убитых и 4000 пленных. В армии началась паника.

В начале 1935 года Парагвай перешел границу и перенес бои на сторону противника. Однако теперь его коммуникации растянулись и положение стало невыгодным. Самолетов ни у одной из сторон к тому моменту не осталось.

Обе страны были истощены, никто из них не мог наступать, и в марте 1935 года активные бои закончились. 12 июня аргентинские посредники помогли заключить перемирие, что и завершило войну.

Итоги

Боливия потеряла около 60 000 человек погибшими и пропавшими без вести, больше 23 000 ее солдат оказались в плену. Потери Парагвая – 31 500 погибших и пропавших без вести.

Парагвайцам в итоге отошли три четверти Гран-Чако, а боливийцы получили разрешение на строительство порта на реке Парагвай и судоходство. Нефти на щедро политой кровью земле по злой иронии так и не нашли. В войне проиграли обе стороны.

Окончательно конфликт был урегулирован в 2009 году, когда президенты двух стран согласовали границы. К тому времени у руля с обеих сторон стояли социалисты – Эво Моралес и Фернандо Луго. На мероприятии они говорили об укреплении связей двух государств и поминали недобрым словом зачинщиков в лице транснациональных корпораций. Эта война, как и многие другие в дальнейшем, по словам Луго, “пахла нефтью”, которой в жарких пустошах так и не оказалось.

Олег Бакланов

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

2 часа ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

2 часа ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

6 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

7 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

8 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

12 часов ago

This website uses cookies.