Культура / Арт

Экзотика и аморальность танца хучи-кучи

Хучи-кучи – особый танец, получивший распространение в Европе и США в конце XIX века. Эта псевдовосточная экзотика, которая вошла в моду после всемирной ярмарки в Чикаго, проводившейся в 1893 году. Сегодня доподлинно нельзя сказать, как именно азиатские и африканские танцовщицы на выставке танцевали этот танец, но по некоторым данным можно сказать, что это было что-то среднее между танцем живота и стриптизом. Для закостенелой пуританской Америки это было настоящим хаосом.

Содержание

Danse du ventre

Danse du ventre – псевдовосточный танец, известный широкой публике, как танец «хучи-кучи». Многие называют его также танцем живота, хотя на самом деле он представляет что-то среднее между ним и откровенным стриптизом.

До 1893 года танец практически не был известен в США, что неудивительно. Пуританская Америка держала своих женщин практически в полной изоляции и религиозном страхе. И вот, когда в 1893 году случается Всемирная выставка в Чикаго, общественность остается повергнутой в шок. В качестве этнической экзотики и карнавальной забавы (а карнавалы были для США чем-то чужеродным, в отличие от других более древних мировых культур) были привезен ярко раскрашенные танцовщицы в разноцветных национальных костюмах Ближнего Востока и Африки.

Викторианская публика, пришедшая на выставку, была просто шокирована. Отдельная зона развлечений, которая называлась «Улица в Каире», демонстрировала раскрепощенных женщин (внешнему виду которых можно понять, что это были цыганские гавазы из Египта), которые в откровенных костюмах танцевали совершенно аморальный танец. Как не раз доказывала человеческая история, строгость и пуританство проигрывали в неравной борьбе запрещенному, но такому желанному. Произошло это и в этот раз. Выставку посетили более 27 миллионов человек. Все смотрели на зрелище танца со смесью морализаторского отвращения, веселья и тайного восхищения.

Доподлинно не сохранилось данных о том, как в точности выглядел этот танец. Лишь по обрывкам и отдельным записям можно понять, что это было что-то среднее между традиционным танцем живота и откровенным стриптизом. На танцовщицах были надеты лишь короткие юбки (которые до сих пор называются hoochie skirts). У танцовщиц был оголен живот и открыты те части тела, которыми они ловко играли на забаву зашоренной публике.

Шоу Сола Блума

Тем хулиганом, который решил внести смуту в пуританский мир американцев, был 22-летний Сол Блум. Этот авантюрист заметил танец на Всемирной выставке в Париже, прошедшей четырьмя годами ранее. Он был поражен действом и решил, что будет отличной идеей привезти это в США. Считается, что именно Блум написал музыку для танцовщиц хучи, которая и стала символом этого танца – «Песня заклинателя змей». А название аттракциона «Улицы Каира» отсылало к происхождению одной из танцовщиц, бывшей настоящей звездой танца и выставки в целом. К сожалению, никакой информации о ней не сохранилось.

Естественно, такой разврат не мог пройти мимо цензоров. Закон Конгресса, который изначально дал разрешение на проведение выставки в Чикаго, переложили ответственность на Совет женщин-менеджеров, которые, якобы, задавали моральные принципы и тон всей ярмарке и отвечали за должную репрезентацию американских женщин на мероприятии. Представители совета сразу же сдали назад и потребовали провести расследование и выяснить, кто допустил падение морали.

Усилия Совета нашли поддержку у Энтони Комстока, который считался самопровозглашенным цензором страны и главным моралистом. Именно Комсток был автором закона, который запрещал доставку и перевозку развратных материалов, а также методов и инструментов, влиявших на контроль рождаемости, в страну. Комсток с радостью накинулся на экзотический разврат и дал то самое название – «хучи-кучи». Началось полное расследование выступлений. Несколько женщин из следственной группы были направлены на аттракцион, чтобы оценить, насколько все серьезно. Известно, что они возвращались на это выступление несколько раз, чем вызвали сильное возмущение менеджера шоу.

Стало понятно, что танцовщицы вызвали восхищение у воспитанных в холодной строгости викторианских идеалов американок. Некоторые даже попытались защитить танец, ссылаясь на то, что подобная физическая активность благотворно влияет на женское здоровье и способствует сокращению смертности во время родов. Однако их доводам никто не внял.

При всей громогласности цензоров и Комстока в частности, наглядно было видно, что хучи-кучи имел огромный коммерческий успех у западной публики, что, конечно же, не давало властям закрыть представление и полностью прекратить выступления. После того как Всемирная выставка закончилась, аттракцион провезли по всей стране. Хучи-кучи прочно осел в американской культуре и стал ее неотъемлемой частью. Многие танцоры брали себе псевдоним «Маленький Египет», который носила та самая звезда «Улиц Каира», так что со временем это словосочетание получило практически мифический характер.

В Европе же танец осел чуть позже. Здесь за ее распространение отвечала Джозефин Бейкер, которая в 1925 году начала активно выступать с так называемым «банановым танцем». Свое название он получил из-за того, что танцовщица использовала в качестве элемента танцевального костюма привязанные к талии бананы. Откровенность и раскрепощенность танца через некоторое время привели к тому, что сам термин «хучи-кучи» начал обозначать то, что «находится под юбкой», а затем и вовсе стал синонимом проститутки.

Джозефин Бейкер

Танец в культуре

Хучи-кучи – это не просто набор отдельных движений. Это танец, символизирующий свободу самовыражения и сексуальности. Здесь все направлено на откровенную провокацию, начиная от самого танцевального рисунка и заканчивая яркими костюмами и особой атмосферой.

Хучи-кучи довольно быстро вышел за пределы сцены. Он стал частью джазового танца, который тоже был символом свободы и яркого самовыражения. Чего стоит только ‘Hoochie Coochie Man’, который является блюзовым стандартом, написанным Вилли Диксоном и затем записанным Мадди Уотерсом в 1954 году. Каверы этой нерушимой классики продолжают записываться и в наши дни.

Кроме того, упоминания танца можно найти в таких песнях, как ‘Chattahoochee’ Алана Джексона, ‘Little Egypt (Ying-Yang)’ Маяка Столлера и Джерри Лейбера и ‘Saved’ Лаверн Бейкер.

Семен Скрипник

Автор раздела Кино на портале Каменный лес

Recent Posts

“Грех” Кончаловского. Что таила в себе гениальная сущность Микеланджело

Часто за гениальными произведениями скульпторов, художников и творцов прочих специализаций мы забываем о личности самого…

6 часов ago

Жизнь Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: от писателя до сценариста

Наверняка многим знакомо имя Скотта Фицджеральда – известного американского писателя. Но крайне несправедливо вспоминать его…

7 часов ago

Джины Pure Blue Japan: история бренда и популярные модели

Если вам глубоко интересен японский деним, то скорее всего вы хорошо знакомы с джинсами Pure…

8 часов ago

Куртка Fishtail – история верхней одежды с хвостом

Середина 20 века богата историей создания военных курток, перешедших в наш повседневный гардероб. Куртка Fishtail…

9 часов ago

Чек‑лист выбора вклада на месяц: что проверить до клика «Оформить»

Короткий вклад на 30–31 день — удобный способ «припарковать» деньги между крупными расходами или переводами.…

16 часов ago

Набор упражнений в течение дня для офисного работника

Офисная работа — это испытание для тела. Мы сидим часами, мало двигаемся, дышим поверхностно, редко…

1 день ago

This website uses cookies.