Принято считать, что отцом жанра фильмов ужасов является Жорж Мельес, который ещё в конце 1890-х годов начал ставить картины про сверхъестественные события. Одной из самых известных его работ является «Замок дьявола» (1896).
Этот факт широко известен среди интересующихся кино, но мало кто знает, что Российская империя не так уж и сильно отставала от западного кинематографа, и история фильмов ужасов в нашей стране насчитывает уже целых 109 лет.
Многие скажут «у нас, что не фильм, то ужас», отчасти соглашусь, но всё равно мне бы хотелось поговорить о том, как у нас пытались снимать хорроры и что из этого вышло. Мы начнем с истории, рассмотрим внушительный перечень, дополним его некоторыми интересными фактами, а также остановимся на наиболее знаковых картинах. Итак, начинаем.
Содержание
Наиболее положительной чертой наших хорроров является их визуальная составляющая, которой изо всех сил помогают наши пейзажи, разруха, безнадёга, захудалые деревни, пустые и разбитые дороги. Складывается ощущение, что вся страна – это идеальная локация для подобного рода жанрового кино. Также радует нестандартный подход к развитию сюжета, но тут, как правило, всё двояко. С одной стороны, есть чему порадоваться, наши фильмы ужасов имеют хороший иммунитет к штампам западного кинематографа, с другой – мы уже успели понаделать своих.
Если начало может быть интригующим, середина – как повезёт, то финал раз за разом скатывается в психоделический трэшак. В какоq-то мере это дань традиции, но прежде чем рассуждать об этом, нужно посмотреть на хронологию развития этого жанра. Всю историю фильмов ужасов в нашей стране можно разделить на 3 условных волны.
Сказать, что жанр хоррора был несправедливо обделен вниманием – не сказать ничего. За всё время существования нашего кинематографа было произведено всего порядка 3-4 десятка картин, пять из которых являются представителями немого кино и сняты в первой половине 20 века.
Первым фильмом, ознаменовавшим собой появление кинофантастики, можно считать (конечно же) «Вий» (1909), а отцом наших фильмов ужасов, режиссера и автора сценария – Василия Гончарова.
Тут же стоит сказать, что Гончаров работал сразу над двумя картинами в этом жанре. Второй его работой является «В полночь на кладбище» (1910) у которой есть и второе название «Роковое пари». Известно об этой картине крайне мало, в виду того, что она была бесследно утеряна во время Великой Отечественной войны, а сам сюжет описывается одним скудным предложением:
Герои фильма заключают пари, по условиям которого надо в полночь посетить кладбище. Пари оказалось для них роковым…
В 1912 году снова «Вий», режиссером которого стал П. Чардынин. Больше информации о фильме найти не удалось.
Четвертым фильмом можно считать картину аж с тремя названиями «Загробная скиталица» («Женщина-вампир», «Сказка небес без конца и начала»), премьера которой состоялась в 1915 году.
К сожалению, и эта картина не дожила до наших дней. Ознакомиться с сюжетом можно по крайне забавной (по нынешним меркам) рецензии из журнала «Проектор»:
«Ничего нельзя понять. Живут в одном доме две сестры, из которых одна замужняя, а другая часто падает в обморок; это потому, что замужняя сестра – вампир, который по ночам сосёт кровь живых людей. А вампир потому, что какой-то художник когда-то и где-то обольстил некую девицу. Потом девица умерла, то есть не совсем умерла, а вторично появилась на свет. А её папаша тоже умер, и перед смертью сказал, что его дочь – вампир. То есть, не совсем сказал, а хотел сказать. А художник приехал к своему другу, жена которого стала преследовать его своей любовью. Тогда художник убежал, а друг пошёл к известному оккультисту (просят не смешивать с окулистом), и тот посоветовал устроить спиритический сеанс. На сеансе оказалось, что жена друга вовсе не его жена, а некогда обольщённая художником девица. И художнику ничего другого не осталось, как умереть».
На дворе 1916 год. Угадаете кого снимают? Правильно, это «Вий». Что стало с фильмом? Да, не сохранился.
На этом заканчивается первая волна, думаю, что причины, по которым прервалось кинопроизводство объявлять не надо.
В советское время допускалось использование в сюжете элементов научной фантастики, но элементы присущие фильмам ужасов расценивались как пропаганда оккультных или религиозных практик, которые существенно ограничивались в эпоху научного атеизма.
Несмотря на это, в 1967 году «Вий» удалось удачно экранизировать. Его режиссерами стали Константин Ершов и Георгий Кропачёв, а главные роли исполнили Леонид Куравлёв и Наталья Варлей. Этот «Вий» стал единственным фильмом, снятым в СССР до начала «перестройки», попадающим под определение хоррора, и получил отличный отклик от критиков и зрителей.
Помните мы говорили про психоделический трэшак, ну так стоит вспомнить 90-е, что вообще происходило в кинематографе, мультипликации, ТВ, какие были музыкальные клипы, костюмы артистов. Мои знакомые из младшего поколения при виде такого спрашивают о законности происходящего и о качестве наркотиков. К сожалению, точного ответа я им дать не могу.
В начале 90-х на экраны выходит несколько картин по мотивам рассказа А. К. Толстого «Семья вурдалака». Первая «Семья вурдалаков» выходит в 1990 году на сайте IMDb её рейтинг составил 5.3 из 10, он сформирован на основе 16 голосов.
К основным минусам причисляют не самый лучший сценарий и игру актеров, затянутое развитие событий, несвязанность сцен между собой – все минусы, что преследуют наш кинематограф и по сей день независимо от жанра и бюджета.
К плюсам относят стиль съемки, мрачные и тусклые цвета передающие атмосферу, не обходят стороной и пугающую обстановку российской глубинки.
Спустя год, всё по тому же произведению выходит картина «Папа, умер Дед Мороз». Жанр её характеризуется как иронический фильм ужасов, а из описания сюжета хочу выделить строку:
«Каждый из них одержим маниакальными идеями, мистическими по своей сути. Они насильно пополняют ряды себе подобных новыми членами, деформируя их психику через вовлечение в различного рода садомазохистские акты».
На этом по фильму «Папа, умер Дед Мороз» у меня всё.
1991 год богат на новинки и на экраны выходят «Ятринская ведьма» и «Пьющие кровь». Обе картины не являются хоррорами в чистом виде, скорее мистикой, а первый в своем описании ещё ссылается на драму и исторический фильм.
Настоящий прорыв в жанре случается в 1992 году с выходом на экраны «Прикосновение», который многие до сих пор считают первым настоящим фильмом ужасов снятым в России.
Завязка сюжета выглядит привлекательно даже спустя 26 лет:
1992 год. Следователь Андрей Крутицкий получает задание расследовать дело о загадочном самоубийстве молодой матери. Перед тем как вскрыть вены, Ольга Мальцева задушила подушкой собственного сына Колю. Любовник Ольги утверждает, что до самоубийства её довёл призрак её отца, трагически погибшего 12 лет назад во время аварии на химическом комбинате, который ежедневно являлся ей и уговаривал убить себя и сына. Сразу после разговора со следователем мужчина тоже кончает жизнь самоубийством.
Вдобавок ко всему этому рейтинг 7,1 из 10 на IMDb. Достойно!
Только упомянем о совместном с польскими киноделами «Слеза Князя тьмы» и сразу же перейдём к «Гонгофер». Пьянство, секс, казаки, колдовство, Чертаново, расчленение шашками, скармливание трупов людей собакам, скармливание трупов собак собакам – это всё он, а происходит это от того, что после бурной ночи с ведьмой у мужика глаза цвет поменяли.
6,6 из 10 на IMDb.
Началась третья волна с крайне бюджетных «Гвозди» (2003) снятого за 10 000 рублей(!) и «Полигон 2» за 1 000 долларов.
В 2006 вспомнили, что давненько уже не переснимали «Вий» и решили подарить старой книге новую обложку выпустив адаптацию произведения под американскую глубинку – «Ведьма».
А дальше идет целая череда названий фильмов-пустышек, реклама которых была в сотню раз более захватывающей, чем их содержание. Могу поспорить, что эти названия окажутся знакомы многим:
И вроде как понятно – режиссеры пробуют себя, осваивают «новый» жанр, пытаются поднять его с колен и сделать окупаемым, но последнее слишком довлеет и отбивает желание зрителя вообще ходить на наши фильмы.
Дальше всё ещё хуже и качество колеблется между серединой среднего и новыми уровнями дна.
«Чёрт» (2011) – Снимали 4 года и наснимали аж 180 минут. Ничего интересного, кроме того, что это первый российский фильм о зомби, если верить создателям.
«Шопинг-тур» (2012) и «Тайна перевала Дятлова» (2013), пожалуй, одни из немногих, за которые я не испытываю чувство испанского стыда. Если первый – это трэш-фильм, то второй вполне пригоден для просмотра в компании друзей (проверено на личном опыте) и даже рейтинг IMDb в 5,7/10 это подтверждает. Но есть и оговорка, фильм произведен совместно с США и Великобританией.
«Zомби каникулы» (2013), рейтинг IMDb – 2,2/10. Можно подумать, что это очень плохо. Да, но мы можем ещё хуже.
Как-то давно «Вий» не переснимали, вам не кажется? Так вот в 2014 году выходит картина, которая была в производстве аж с 2005 года. Снимали совместно с Украиной, Чехией, Германией и Великобританией. Самый кассовый фильм за 2014 год, между прочим, целых 1 200 263 812 руб. сборов.
В этом году нас ждет его продолжение «Вий 2. Тайна Печати дракона» с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером, и тоже не чисто наш, а совместный, но на этот раз с КНР.
«Владение 18» (2014), хоть его рейтинг 4,8/10, но сборы оставляют желать лучшего. При бюджете в 1,1 млн. долларов отбить удалось только 320 395.
«Пиковая дама: Чёрный обряд» (2015), посмотрел специально накануне написания статьи. Не могу сказать, что фильм сильно плох. Сверхъестественные события по сюжету и ничего сверхъестественного в плане постановки. Видно, что создатели очень пытались нагнетать обстановку, но, на мой взгляд, так и не смогли это реализовать. На выходе мы получили картину с парочкой скримеров, которые совсем не работают и ночные виды снятые через синий светофильтр. Могу списать часть огрехов на достаточно скромный бюджет в 45 000 000 руб. и даже порадоваться, что в итоге фильм отбился в 145 297 319 руб. и не самый плохой рейтинг 5,5/10.
«Дизлайк» (2016) дал познать нам новый уровень дна. Я пытался смотреть, правда.
Рейтинг IMDb – 2,1/10 и это он ещё поднялся. К слову, на КиноПоиске его рейтинг составляет 1,5/10.
Ну, вот мы и подходим к концу. Держитесь! Осталось чуть-чуть.
Последние шедевры от наших киноделов называются:
«Маршрут построен» (2016), фильм в котором плохо абсолютно всё: невнятная завязка, деревянные диалоги, огромные сюжетные дыры, неживые персонажи, черные пряди волос изо рта, с чего-то вдруг начавшая летать машина, призрак напоминающий Самару из «Звонок», Светлана Устинова, которая за весь фильм натурально смогла исполнить только одну сцену (где хватает своего мужика за член).
Складывается ощущение, что сценарист просто не знал, как подвести фильм к развязке и начал вставлять сцены никак не связанные между собой, только бы продлить хронометраж до определенного минимума. Альтернативная версия: у него начались отходняки.
Ещё забавно, что это фильм снимал «Ростелеком» и бюджет его составил 40 млн. руб. Ровно столько же он и выручил в прокате.
Не скажу, что смотрел с удовольствием, но и без явного отвращения. По мне, так это маленькая, но победа.
И всё я это к тому, что посетив в последний раз кино увидел там трейлеры аж целых двух наших фильмов ужасов – это «Фото на память» с запланированной датой выхода на 15 июня 2018 и «Русалка. Озеро мертвых».
Если первой волне достались самые сложные испытания своего времени, то вторую можно назвать волной смелых экспериментов. Какой в полной мере будет третья волна, и чем она закончится – не знает никто. Надеюсь, что мы все же начнем делать смотрибельное жанровое кино, которое не будет отвратительно зрителю.
На этом прощаюсь и оставляю вас смотреть трейлеры грядущих новинок.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Друзья! Это очередное интервью с группой, играющей экстремальную музыку, поэтому я решил сделать ещё одну…
Кроссовки STREETBEAT Bubble выполнены из плотной замши и доступны в двух цветах — черном и…
Японский бренд ASICS заслуженно считается одним из самых успешных с точки зрения ретро-силуэтов времён 90-х…
Новым лондонским ритейлерам-ателье, таким как Thom Sweeney, удаётся набирать базу звёздных клиентов менее чем за…
Невозможно быть фанатом хорроров и не знать имя Джеймса Вана - человека, который закрепился в…
Осенью и зимой мужчины обычно одеваются в довольно безликие тёмные куртки, которые хоть и практичны,…
This website uses cookies.