Авто

ЗИЛ 132 – там, где заканчивается дорога

Еще 50-60 лет назад в СССР не было техники, способной быстро перевозить грузы по бездорожью на большие расстояния. Поэтому советские инженеры взялись за создание грузовика, который смог бы работать там, где нет дорог, а есть только направления.

Мало было сделать машину проходимой. Нужно еще было позаботиться о том, чтобы буксующие колёса тяжелой техники не разрушали плодородный слой почвы. Поэтому требовалось придумать, как распределить нагрузку, чтобы машина не проваливалась в грунт. Конструкторы ЗИЛа решили так – если разделить вес между тремя равноудаленными осями и обуть широкие покрышки, то тяжелый автомобиль не будет вредить полям.

Содержание

Технические характеристики ЗИЛ 132

• Мощность – 180 л.с.
• Скорость – 67км.ч.
• Расх. Топлави – 55/100
• Грузоподъемность – 4,5 т.
• Максимальная скорость – 70 км/ч.
• Снаряженная масса – 6480 кг.
• Глубина брода – 1,5 м.
• Глубина преодолеваемого снежного покрова – 1 м.
• Глубина преодолеваемых траншей – 2,0 м.

Особенности ЗИЛ 132

Руководить работой по созданию прототипа назначили конструктора Ю. И. Соболева, под руководством которого выходит первый образец 23 февраля 1960 года. Для автомобиля разработали собственную раму, которую укрепили поперечными балками из 4-х миллиметровой стали. Днище сделали гладким, колеса зафиксировали непосредственно на раме, а кабину поставили от 131-го ЗИЛа.

Главная особенность нового грузовика – три равноудаленные оси, которые расположены на расстоянии 2,6 м друг от друга. Поворотными сделали передние и задние колеса, для чего их оборудовали гидроусилителями. Так как подвеска отсутствовала, нужно было обеспечить мягкость хода – этого добились с помощью объемных покрышек, в которых поддерживали давление от 1 до 2,5 кг/см2.

Бензиновый мотор V8 позаимствовали у 375-го ЗИЛа. Трансмиссия состояла из 5-ступенчатой КП с ручным переключением, двухступенчатой раздатки от ЗИЛа-157 и дифференциала с удаленным управлением. Внушительный запас хода гарантировала пара объемных баков по 170 л.

В таком виде автомобиль просуществовал до 62-го года., а в 1961 году на грузовик поставили коробку-автомат от ЗИЛ-135Е. Тогда же добавили новый мультипликатор и оборудовали фургоном для перевозки оборудования. К сожалению, серийное производство так и не наладили. Единственный прототип сгорел на пожаре, который произошел в сентябре 1962 года.

Приемники ЗИЛ-132

Наработки, накопленные при разработке ЗИЛ-132, не пропали даром. Про них вспомнили, когда понадобилась грузовая амфибия, способная доставлять космонавтов, которые промахнулись мимо запланированной точки приземления. В 1969 году выпустили всего один плавающий военный грузовик. По воде машина разгонялась до 7-ми км/ч.

ЗИЛ-132Р. Многоцелевой бескопотный грузовик, выпускавшийся с 1974 по 1975 г. Автомобиль оснащался бензиновым двигателем в 165 л. с. Расстояние между колесными осями сократили до 2100 см, а колею, наоборот, расширили до 2075 см. На этой модели впервые в семействе устанавливают полноценную рычажную подвеску и оснащают двухконтурной системой торможения.

ЗИЛ-132РС. Грузовик увидел свет в 1975 г. Предназначалась машина для перевозки сельскохозяйственных грузов. На нем стоял традиционный двигатель от 375 модели, который выдавал 180 л.с. Через год автомобиль переделали в седельный тягач 132РВ, способный тянуть автопоезд массой в 20 тонн.

Работу над 132 серией то прекращали, то начинали снова. Как почти все в Советском союзе, ЗИЛу 132 пророчили военное будущее. Однако конструкторам никак не удавалось выполнить требования армии – то скорость была недостаточной, то расход бензина слишком высокий. В итоге к 1980 году работы свернули окончательно.

Но в 1992 г про серию снова вспомнили, что обернулось выпуском шасси 132К, на которое поставили передвижной аварийно-спасательный комплекс. Пока это все, но вполне вероятно, что нас ждет продолжение славной истории ЗИЛ-132.

Александр Гнилов

Recent Posts

Лоферы – классическая обувь для лета

В тёплую и тем более жаркую погоду классические туфли со шнурками зачастую оказываются не очень-то…

13 часов ago

История модели кроссовок adidas Originals Futurepacer

Futurepacer — повседневные кроссовки премиального сегмента от adidas Originals, выпущенные в 2018 году. Для их…

14 часов ago

Поэзия страдания. Литературная одиссея Луи-Фердинанда Селина

«Я беден. Вот что непростительно. Бедность – это преступление. Угодил богатым – значит, ты лакей.…

16 часов ago

Всё, что нужно знать, чтобы стать хобо

Термин «хобо» возник в западной, северо-западной частях США примерно в 1890-х годах. Как правило, в…

16 часов ago

Развитие каких навыков поможет стать богатым и успешным

Богатство и успех - это не случайность и не подарок судьбы. Это результат осознанных привычек,…

21 час ago

Форум «Цифровое сердце компании: digital-трансформация управления персоналом»: трансформация не только процессов, но и смыслов

25 марта HR-директора, топ-менеджеры, руководители по обучению, аналитике и эксперты рынка обсудили, как «цифра» меняет…

23 часа ago

This website uses cookies.