Авто

ВАЗ-2121: бессмертная легенда

Легковой автомобиль повышенной проходимости находится в производстве вот уже более сорока лет. По мнению многих специалистов, советская «Нива» стала одним из родоначальников популярного сейчас сегмента компактных внедорожников. Также она считается самой успешной экспортной моделью АвтоВАЗа.

Содержание

Советский внедорожник

В конце 60-х годов прошлого столетия в СССР резко возникла необходимость в компактном автомобиле повышенной проходимости. С инициативой выступил тогдашний главный конструктор ВАЗа Владимир Сергеевич Соловьев. Он предложил создать машину, заточенную под требования жителей сельской местности.

Но процесс создания затянулся. Свои версии «сельского автомобиля» предлагали и АЗЛК, и Иж, но их модели так и не были доведены до ума. А у вазовцев получилось. Первый серийный образец новой модели ВАЗ-2121 «Нива» сошел с конвейера в начале апреля 1977 года. Вряд ли тогда даже сами отцы-создатели могли предположить, что их детище окажется столько удачным и живучим.

Поначалу план подразумевал создание 25 тысяч машин в год. Однако затем его увеличили до 50 000, а затем и вовсе до 70 000 «Нив»!

Жители Советского Союза быстро оценили ВАЗовкую новинку. Автомобиль по тем временам был действительно прорывным. Он блестяще справлялся со своей главной задачей – ездой по бездорожью. Поэтому покупали его не только жители сел и деревень, но и горожане, любившие устраивать вылазки на природу. Например, охотники и рыбаки.

Главный плюс ВАЗа-2121 – постоянный полный привод всех колес. До советского «проходимца» такой опцией мог похвастать разве что британский Range Rover. К тому же автомобиль получил межосевой блокируемый дифференциал и раздаточную коробку с понижающим рядом.

Другой плюс – управляемость. Несмотря на статус внедорожника, «Нива» отличалась управлением и комфортом, практически не уступавшими обычным легковушкам. Соответственно, аналогов не только в СССР, но в Европе у автомобиля не было. Поэтому нет ничего удивительно в том, что вскоре ВАЗ наладил экспорт своей продукции за границу. И причем не только в дружественные страны соцблока, но и государства Западной Европы. Естественно автомобили отличались от тех, которые шли на внутренний рынок. Экспортные собирались более тщательно и качественно, были различия и в «начинке». И эти автомобили пользовались хотя и низким, но стабильным спросом. Например, во Франции. Конечно, вряд ли «Нивы» ездили по дорогам Парижа, но в провинциях мелькали. Кстати, советский автомобиль можно увидеть в фильме «Багровые реки» с Жаном Рено.

Конструкция на века

«Нива» получила цельнометаллический, несущий кузов и три двери. Система безопасности была весьма условной и ограничилась лишь ремнями безопасности.

При создании «Нивы» часть узлов была использована от серийных легковушек. Например, силовой агрегат создали, взяв за основу мотор ВАЗ-2106. Он являлся рядным карбюраторным и четырехцилиндровым. Его рабочий объем составлял 1,6-литра с мощностью 80 л.с. Кроме этого, от «шестерки» «Нива» получила 4-ступенчатую коробку передач и задний мост. Но, несмотря на «донорство» легкового автомобиля, ВАЗ-2121 отличался повышенной проходимостью.

«Нива» получила переднюю независимую подвеску на поперечных качающихся рычагах, цилиндрические пружины, гидравлические амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Задняя же была зависимой.

Несмотря на многочисленные плюсы, проблем с «Нивой» все же хватало. Поэтому ВАЗ-2121 не стал синонимом надежности. Особенно много возникало проблем при использовании автомобиля по прямому назначению – поездках по бездорожью. При интенсивной эксплуатации выявлялось слабое ЛКП и, соответственно, предрасположенность к гниению. Хватало проблем и с ходовой частью. Например, сальники полуосей, появлялась течь из-под крышки заднего редуктора и сальника коленчатого вала. Иногда появлялась неисправность датчика распредвала. В общем, чем интенсивней эксплуатировался автомобиль, тем чаще его приходилось чинить. Но владельцы все прощали «проходимцу», ведь альтернативы просто не было.

Почти на вершине Олимпа

Стоит рассказать и о спортивных достижениях ВАЗа-2121. «Нивы» на протяжении довольно длительного времени выступали в различных престижных ралли-рейдах. Например, Париж-Дакар. Причем на самых первых гонках, которые состоялись в 1978 году, выступало пять советских автомобилей. Причем они выступали в частном порядке, то есть, не представляли ни Советский Союз, ни Францию, ни какую-либо другую страну. Просто гонщики приобрели «Нивы» и заявили свои автомобили на ралли.

Интересно еще то, что для гонок внедорожники готовили весьма условно: усилили подвеску, добавили защиту каркаса безопасности и днища. Моторы и коробки трогать не стали. Из тех машин до финиша добрались лишь две. Одна заняла двадцать восьмое место, другая – сорок второе. Учитывая, что в первом в истории ралли Париж-Дакар не было разделения на классы, выступили советские автомобили достойно.

На ралли «Дакар-81» советский внедорожник, за рулем которого находился французский гонщик Бриавун, сумел занять достойное третье место. Следующие две гонки подряд «Нивы» брали «серебро». Покорить Дакар им, к сожалению, так и не удалось.

ВАЗ-21212

Успешный советский внедорожник за долгие годы производства оброс множеством самых разнообразных модификаций. Была даже версия ВАЗ-21212 (Lada Niva 4×4) — эта экспортная праворульная модификация. Ее ограниченным тиражом отправляли на рынки Британии, Австралии, Новой Зеландии, Мозамбика, Ямайки и даже Японии. Это, кстати, единственный за всю историю советский автомобиль, который смог прорваться в Страну восходящего солнца.

ВАЗ-21212

Существовали также многочисленные коммерческие модификации, инкассаторские, охотничьи и многие-многие другие. ВАЗ-2121 жив до сих пор, хотя и производится под названием LADA 4×4. А в марте 2013 года АвтоВАЗ выпустил юбилейную машину, двухмиллионную.

Павел Жуков

Recent Posts

“Оно приходит за тобой” Дэвида Роберта Митчелла. Современное проклятье человечества

Чтобы удивить искушенного зрителя 21 века фильмом жанра хоррор, необходимо сильно постараться. "Паранормальное явление", "Заклятие",…

2 минуты ago

Гаджеты для борьбы с храпом

Когда-то громкий храп считался признаком крепкого здоровья. Человек заливисто храпит, значит, хорошо спит и набирается…

2 дня ago

Описание винтовки “Корд”, ее особенности и характеристики

В последние десятилетия войны носят локальный характер. В таких условиях снайпера отыгрывают важную роль. Общемировая…

2 дня ago

Что нужно есть во время тренировки

Вы активно тренируетесь, у вас все получается, но тут начинает бурлить в животе. Вы продолжаете…

2 дня ago

Karhu – бренд летающих финнов

Финский бренд Karhu уже более ста лет предоставляет олимпийцам кроссовки. Их носил в том числе…

2 дня ago

Всё об актёре Джеффри Райте: фильмография, карьера, личная жизнь

Американский актёр Джеффри Райт, известный по сериалу "Мир Дикого запада" и фильма про Джеймса Бонда,…

2 дня ago

This website uses cookies.