Авто

ВАЗ-2105: легковушка-рекордсмен

«Пятерка» продержалась в производстве более 30 лет. И это рекорд, поскольку ни один из «Жигулей» классического семейства не находился так долго на конвейере. Последние автомобили были собраны в 2010 году.  

Содержание

Рождение легенды

Работа над новым автомобилем началась в середине 70-х годов. И в 1979 году предприятие ВАЗ выпустило первые мелкосерийные партии детища, которое стало родоначальником всего второго поколения «Жигулей». А в начале 1980 года производство началась в полном объеме.

По сути, «Пятерка» не была чем-то кардинально новым. Она появилась на свет благодаря глубокой модернизации уже существовавших моделей. ВАЗ-2105 создавался в качестве «рабочей лошадки», поэтому автомобиль получился довольно спартанским. Более «люксовую» версию сделали отдельным автомобилем и назвали его ВАЗ-2107. Также на базе «пятерки» вскоре появился и универсал – ВАЗ-2104. А через три года с начала массового производства «пятерка» получила Государственный знак качества СССР.

Для своего времени ВАЗ-2105 получил современный дизайн, которому старались соответствовать в Европе. А именно: рубленые формы, прямоугольная оптика. Впрочем, назвать седан продвинутым было нельзя. По «железу» машина на момент выхода уже являлась довольно устаревшей. И дело здесь именно в заднем приводе. Во всем мире от такой компоновки стали постепенно отказываться, отдавая предпочтение автомобилям с передним приводом. 

Но для СССР ВАЗ-2105, тем не менее, стал прорывной моделью. Например, на приводе распредвала появился ремень, который заменил привычную цепь, а система вентиляции получила прямоугольные дефлекторы. Особым шиком считалось появление электрообогрева заднего стекла, причем эта опция являлась базовой. А еще блок предохранителей и реле «поселился» в моторном отсеке. Не обошлось, правда, и без просчетов. Но вызваны они были, по большому счету, экономией и удешевлением процесса производства. Это, например, коснулось хромированных деталей. От них решили отказаться, чтобы не тратиться на сложный технологический процесс подготовки, а затем и нанесения на стальные детали меди, никеля и хрома.

В салоне не внедрено чего-то революционного, но прогресс был заметен. Например, автомобиль получил новые сиденья, которые обшивались кожвинилом. Но минус «Жигулей» никуда не делся – на втором ряду по-прежнему было довольно тесно. О просторе, которым могла похвастать «Волга», оставалось лишь мечтать. К тому же, заметной модернизации подверглась панель приборов, которую немного «осовременили».

Технические характеристики 2105

В начале ВАЗ-2105 получил карбюраторные двигатели с рабочим объемом 1,2-, 1,3- и 1,5-литра и мощностью 59, 69 и 71 л.с. соответственно. При этом силовые агрегаты на протяжении длительного времени модернизировались. Также частым изменениям подвергалось и другое «железо». Например, с 1986 года вместо устаревшего стартера СТ-221 появился стартер типа 35.3708 плюс дополнительное реле зажигания. А к 4-ступенчатым коробкам передач в 1985 году добавились 5-ступенчатые.

Поскольку сам по себе ВАЗ-2105 получился довольно хорошей моделью, на его базе было создано несколько модификаций. Например, ВАЗ-21054. Эта версия получила по дополнительному бензобаку и аккумулятору. Кроме этого, машина оснащалась карбюраторным мотором 1,57-литра на 80 л.с. Эта модификация шла прямиком в правоохранительные органы: ГИБДД, МВД, ФСБ и другие. Специально для спецслужб мелкими партиями производили и ВАЗ-21059. Эти машины оснащались роторно-поршневыми двигателями Ванкеля с рабочим объемом 1,3-литра и мощностью 140 л.с.

ВАЗ-21054
ВАЗ-21059

Lada Riva

Поскольку «пятерка» выглядела довольно современно, ее отправили на экспорт в Великобританию. Экспортная модель называлась Lada Riva (она же – ВАЗ-21057 и ВАЗ-21058).

«Рива» отличалась правосторонним расположением руля, незначительными изменениями в экстерьере и более дорогими материалами отделки салона. Машины оснащались 1,5-литровым мотором, соответствующим нормам ЕВРО-1. Также, экспортные машины, которые уходили в Западную Европу и Канаду, оснащались 3-ступенчатой автоматической коробкой передач.

Было и несколько спортивных вариантов: Лада-2105-ВФТС (LADA-VFTS) и ВАЗ-2105 VIHUR.

Lada Riva
Lada VFTS
Lada VIHUR

Особенности «пятерки»

ВАЗ-2105 продержался на конвейере с 1979 по 2010 годы. За это время было выпущено 2 091 000 автомобилей разных модификаций. В нулевых годах спрос на «пятерку» был низким, но устойчивым. Машину приобретали только из-за того, что она была самой дешевой на рынке. Например, в 2009 году она стоила 178 тысяч рублей. Правда, потом цена все-таки начала расти. И в 2011 году за «классику» просили уже почти 200 тысяч рублей. Соответственно, спрос начал резко падать.

Несмотря на цену, автомобиль был откровенно архаичным, и покупатели предпочитали добавить немного денег и приобрести чуть более современные машины. Например, ту же «семерку», которая выгодно отличалась от своего «прародителя».

На предприятии планировали провести рестайлинг модели, но от задумки все-таки отказались. Модернизация стоила слишком дорого и это сильно бы повлияло на розничную стоимость готового «продукта». И «пятерку» решили отправить на заслуженный отдых. 30 декабря 2010 года с конвейера сошел последний автомобиль ВАЗ-2105. Так закончилась эпоха.

Павел Жуков

Recent Posts

Тихо не значит скучно: как организовать вечеринку, чтобы не беспокоить соседей

Безалкогольное пиво, веганские сосиски, работа для души, тихие вечеринки — сочетания слов, которые когда-то казались…

6 часов ago

История модели кроссовок New Balance 990

Известно много случаев, когда появившиеся в 70-х и 80-х беговые кроссовки оказывались в центре моды…

11 часов ago

Что такое Приэльбрусье в общих чертах

Как ни странно, но и сейчас можно услышать фразы «Тебе не страшно?», «А это не…

11 часов ago

Вся жизнь Джима Моррисона в фотографиях

Содержание Обычная жизнь Джима Jim Morrison и The Doors Арест после концерта 1969 года Последние…

13 часов ago

Колин Фаррелл – ирландец из Голливуда

Колин Фаррелл работал в театре и помощником официанта в баре Дублина, пока ему не улыбнулась…

13 часов ago

Chevrolet Corvette – восемь поколений культовых спорткаров

Chevrolet Corvette появился на рынке в 1953 году и сразу снискал популярность. Автомобиль стал культовым…

22 часа ago

This website uses cookies.