В середине 19-го века британская империя в лице Ост-Индской компании взяла под контроль большую часть индийского субконтинента. Колонии в Индии были важнейшим источником средств для накопления английских капиталов и проведения в Англии промышленной революции. Вывоз богатств и перевозка людей осуществлялись по морю, и с целью снижения издержек процесс постоянно оптимизировался.
Для совершения рейсов в Индию британским кораблям приходилось огибать Африку. Продолжительный маршрут предполагал остановки для пополнения запасов топлива, что делало путешествие дольше и дороже.
В 1858 году на воду был спущен пароход «Грейт Истерн», оснащенный помимо энергетической установки еще и парусами. Большие размеры и возможность использования разных источников движения позволяли кораблю проходить путь до колонии без остановок. Судно получилось настолько крупным, что его рекордные габариты были превзойдены только в 20-м веке.
Содержание
Идея строительства огромного корабля для океанских плаваний появилась в 1852 году у Изамбарда Брюнеля. Этот британский инженер был одной из главных фигур, двигавших Промышленную революцию. Брюнель захотел создать судно, которое в пять раз превосходило бы по размерам любой корабль своего времени.
Заказчиком была компания «Истерн Компани», обслуживавшая кругосветный маршрут из Англии в Индию, затем в Австралию и обратно. От корабля требовалась большая вместимость. Чтобы не заходить в порт как минимум половину маршрута, на борту при отправлении необходимо было иметь около 15 000 тонн угля. Надежность судна обеспечивалась двойным корпусом, а также одновременным наличием гребных колес и винта.
В начале строительства корабль назвали «Левиафаном». Изготавливался он на верфи Messrs Scott, Russel & Co. of Millwall на Темзе. Судно оказалось настолько крупным, что его невозможно было спустить на воду поперек реки – оно бы врезалось в другой берег. По этой причине спуск был произведен боком, для кораблей с большим водоизмещением такой способ использовался впервые.
Корпус корабля строился около 1000 дней. На него ушло примерно 30 000 железных листов весом по 300 кг, для соединения которых использовалось больше 3 миллионов заклепок. Завершенный корпус весил около 11 000 тонн.
К окончанию строительства корабль переименовали в «Грейт Истерн». Его спуск на воду стал большим событием, понаблюдать за которым собрались около 100 000 человек. В церемонии участвовали королева Великобритании Виктория, король Бельгии Леопольд I, писатели Жюль Верн, Роберт Стивенсон и другие важные персоны.
Первая попытка спуска «Грейт Истерна» на воду 2 декабря 1857 года оказалась неудачной. Пять рабочих получили тяжелые увечья, и процедура на глазах у огромной толпы и монарших особ была остановлена. Дополнительная подготовка к спуску заняла еще два месяца, на нее пришлось потратить лишние 120 000 £. Брюнеля от реализации проекта отстранили.
Спуск в результате произошел 31 января 1858 года. Для этого пришлось дождаться очень большого прилива и ураганного ветра, которые подняли уровень воды. Еще больше года понадобилось для достраивания судна – на него устанавливали котлы, машины, трубы и мачты, а также выполняли отделку кают и салонов.
Совершать регулярные плавания в Индию «Грейт Истерну» так и не пришлось. Первый его рейс состоялся из Саутгемптона в Нью-Йорк 17 июня 1860 года. При пассажировместимости в 4000 человек на рейс село всего 43 пассажира. К этому моменту уже начались разговоры о преследующем корабль злом роке. Чего стоил один только неудачный спуск его на воду. В Нью-Йорке для того, чтобы хотя бы частично окупить расходы, на судно водили экскурсии.
В 1861 году «Грейт Истерн» был поврежден во время шторма, а в 1862 году он напоролся на подводную скалу и получил большую пробоину. От затопления судно спасло только наличие двойного дна. Отремонтировать это повреждение оказалось непросто, потому что во всем мире не нашлось сухого дока, подходящего для ремонта парохода с такими размерами. В итоге восстановление «Грейт Истерна» заняло 5 месяцев, но и после его завершения огромная пассажировместимость так и осталась невостребованной.
В 1865 году корабль поменял специализацию – из него сделали кабелеукладчик. За 9 лет работы он проложил 5 кабелей через Атлантический океан и один из Бомбея в Аден. В 1874 году в распоряжении Великобритании появилось специальное судно для укладки кабелей под названием «Фарадей». Необходимость в «Грейт Истерне» исчезла, и крупнейший в истории парусник простоял на приколе больше 10 лет.
В 1885 году его выкупили для использования в Ливерпуле в качестве огромной рекламной поверхности и плавучего цирка. Еще через 3 года корабль продали с аукциона в последний раз – теперь уже на слом.
Разбирали «Грейт Истерн» полтора года. Расстояние между двумя слоями корпуса достигало одного метра, и в этом зазоре было обнаружено два скелета – взрослого и подростка. Вероятнее всего, это были рабочий и подмастерье. Многие объясняли неудачную судьбу корабля именно этим обстоятельством – в любом плавании его сопровождало два трупа.
Не страдающие суевериями люди трактовали неудачи «Грейт Истерна» намного проще. Корабль опередил время, он оказался слишком крупным, а оттого не соответствующим существующему уровню технологического развития человечества.
Жюль Верн писал свой роман «Плавающий город» под вдохновением от посещения строящегося «Грейт Истерна». Корабль с похожей конструкцией и судьбой упоминается в романе Чайны Мьевиль «Шрам». Даже название у него созвучно – «Grand Easterly». Схожее судно описывал в своем «Левиафане» и Борис Акунин.
Британский певец Стинг тоже однажды вдохновился историей корабля и написал песню «The Ballad of the Great Eastern». В ней он рассказывает о том, какие испытания пришлось пройти тем, кто строил и спускал судно на воду.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.