Истории большинства крупных брендов похожи одна на другую. Всё начинается обычно с недостижимой мечты, невероятной идеи какого-нибудь задорного юноши. История Nike не является исключением. Когда-то 24-летний парень из Орегона взял в долг у отца пару сотен долларов и совершил невозможное – перевернул мир спортивной обуви. Этим самым парнем был Фил Найт, молодой выпускник Стэнфорда и один из основателей одного из самых известных спортивных брендов в мире.
Содержание
- Создание Nike
- Борьба за Corsair
- 1980-е годы
- 1990-е годы
- 2000-е годы
- Технологии и спортивные направления
- Дизайнеры Nike
- Дочерние бренды
- Известные амбассадоры
Создание Nike
История Nike начинается в 1964 году. Тренер Билл Бауэрман и его ученик Фил Найт, занимавшийся бегом на средние дистанции, решают скооперироваться и открыть бизнес. Первоначально, кстати, ни о каком Nike и речи не шло. Компания имела длинное и трудно запоминаемое название Blue Ribbon Sport. Занималась же фирма перепродажей кроссовок. Первым крупным заказом для молодой марки стали 300 кроссовок, которые были выкуплены у японского бренда Onitsuka Tiger (сегодняшний ASICS). Этот заказ позволил будущему Nike не только закрепиться в своих финансовых позициях, но и открыть первый фирменный магазин в 1966 году (до этого Бауэрман и Найт продавали кроссовки просто с машин). Кстати, Onitsuka Tiger сыграют в дальнейшем важную роль в жизни Nike, но об этом позднее.
Однако перепродажа быстро надоела Биллу и Филу, они захотели обзавестись собственной фирменной продукцией. Именно это желание и привело их к тем самым Onitsuka Tiger вновь для того, чтобы совместными усилиями создать уникальные кроссовки. На свет появилась знаменитая модель Cortez, за которую в дальнейшем два бренда будут не на шутку судиться.
Настоящую же популярность бренду принесли отнюдь не Cortez и суды, с ним связанные. В 1972 году свет увидела модель Nike Moon (ее также называют Nike Waffle) – первые кроссовки с уникальной подошвой в виде «вафельницы». Именно эта технология стала прорывом в индустрии производства спортивной обуви и путёвкой на вершину Олимпа для самих Nike. Кстати, своё привычное имя Nike бренд возьмёт лишь в 1978 году в честь богини победы Ники. Примерно в то же время рождается идея создания культового логотипа марки, знаменитого ‘swoosh’.
Борьба за Corsair
Но прежде, чем ворваться на вершину славы и почёта, Nike попали в весьма неприятную историю, которую им поминают до сих пор. Речь о судебных разбирательствах, касающихся Onitsuka Tiger и модели кроссовок Cortez (первоначально Corsair).
Сотрудничество японского производителя спортивной обуви Onitsuka Tiger и никому не известных на тот момент американцев Blue Ribbon Sport не было случайным. Дело в том, что Onitsuka Tiger, коим стало тесно на азиатском рынке, задумали вывезти свои кроссовки в Америку, чтобы расширить своё влияние на международном рынке и в принципе прощупать рыночную почву. Тут-то они и находят бегового эксперта Билла Бауэрмана, который собирает для марки информацию об особенностях американского спортивного рынка и предлагает им сотрудничество.
Начиналось всё с обычного представительства, но затем Бауэрман решает предложить Onitsuka Tiger нечто большее – фирменную разработку. Совместно с японцами он создаёт особый силуэт, который получает название Corsair.
Естественно, каждой стороне хотелось присвоить славу себе, а потому в 1972 году разгорается конфликт, в котором участвует уже не сам Бауэрман, а его бренд Blue Ribbon Sports, созданный совместно с Филом Найтом. Беговой эксперт заявляет свои права на концепт Corsair, а затем «перевыпускает» кроссовки с новым названием – Cortez. Кортез становятся настоящим хитом в мире спортивной обуви, что выводит Onitsuka Tiger из равновесия.
Тогда-то японские «Тигры» и решаются на судебное разбирательство. Они обвиняют будущий Nike в том, что те украли у них идеи, выдали их за свои и неплохо на этом заработали. Началась череда длительных судебных разбирательств. Наконец, даже судебным организациям это надоело и они постановили, что каждая из сторон может выпускать свою версию силуэта и жить в мире и дружбе.
Фактически, и Nike, и Onitsuka Tiger остались при своём. Они продолжили выпускать две идентичные модели кроссовок с различным названием, каждая из которых, к слову, имела коммерческий успех. Более подробно о ситуации было написано в автобиографической книге Фила Найта “Продавец обуви”.
1980-е годы
Когда со всеми судебными тяжбами и ребрендингами было покончено, когда весь мир узнал о легендарных Nike Moon и фирменной рифлёной подошве, пришло время укрепляться в своих позициях. Продажи Nike росли как на дрожжах. Стало понятно, что от небольшого дружеского бизнеса не осталось и следа, на его место пришла компания, продукция которой становится самой продаваемой в США.
Руководство на волне такой популярности принимает ряд важных решений, которые в значительной мере повлияют на дальнейшее существование бренда. Во-первых, марка подписывает контракт с теннисистом Джоном Макинроем. Во-вторых, бренд запускает первую линейку кроссовок для детей. В-третьих, ассортимент пополняется спортивной одеждой для спортсменов.
В эти же годы появляется и знаменитая технология Air, которая подарила компании миллиарды долларов (и продолжает дарить по сей день). На самом деле разработка была придумана ещё в 1979 году. Её автором является не дизайнер, не технолог, а самый настоящий космический инженер Фрэнк Руди. Именно он предложил марке использовать в подошве спортивной обуви особую воздушную подушку. Раньше вместо неё использовали резиновые трубки, которые со временем спрессовывались и приводили к стаптыванию. Air же держала форму долгие годы и оставалась мягкой и пружинистой даже при активной носке. Выпуск первой модели с новой технологией состоялся в начале 80-х годов.
Однако по-настоящему оценить всю прелесть Air удалось лишь в 1987 году, когда компанию настиг кризис. В этот год марка выпустила свою коллекцию Air MAX, кроссовки из которой были оснащены небольшим прозрачным окошком на подошве, через которое было видно ту самую амортизационную вставку. Отцом-основателем Air Max можно смело считать дизайнера Тинкера Хэтфилда, который на долгие годы вперед обеспечил компании репутационный и денежный успех. С этого момента модели с Air начали сыпаться как из рога изобилия, ежегодно компания выпускала несколько моделей разного предназначения, в основе структуры которых лежала знаменитая воздушная подушка.
Кстати, надо сказать, что Nike стараются большинство своих коллекций сделать максимально универсальными. Потому даже сегодня в их коллекциях Lifestyle можно найти и кроссовки с технологией Air, и кроссовки с технологией Air Max, и силуэты с технологией Nike Free.
1990-е годы
Ещё в конце 80-х годов Nike запускают яркую рекламную кампанию под слоганом «Just Do It». В неё принимают участие спортивные звёзды мирового масштаба. Слоган призывает всех поклонников спорта быть активными, не бояться рисков, стремиться к новым высотам (и делать это, конечно же, с продукцией от Nike).
Одновременно с этим совершенствуется и технология Air, что в совокупности с рекламной кампанией позволяет бренду выбраться из кризиса и вновь выйти на высокие показатели продаж. В 1990 году марка становится единоличным лидером спортивного мирового рынка. Даже трудностям 90-х годов не удаётся вывести из Nike из большой игры, они сохраняют равновесие и не теряют в качестве своей продукции.
2000-е годы
Однако новый век приносит и новые испытания для марки. Из жизни уходит Билл Бауэрман, опора и идейный вдохновитель компании. Поползли слухи о том, что теперь бренд ожидают изменения и перестановки, а, значит, и ухудшение качества продукции. Но этого не происходит. Руководство решило не сворачивать с проторенного пути традиций и остаться верными тем идеалам, которые заложил тренер.
В 2008 году Nike подписывают договор о сотрудничестве с компанией Novo Foundation, которые являются представителями социальной программы The Girl Effect. Программа помогает девочкам из стран Третьего мира получить возможность попасть в большой спорт и исполнить мечту всей своей жизни. Чуть позже Nike присоединяется и к благотворительному проекту Lace up. Save Lifes, который помогает собирать деньги для Всемирного Фонда борьбы со СПИДом, туберкулёзом, малярией.
Нулевые годы XXI века становятся для Nike временем ориентированности на благотворительность. Они помогают детям и подросткам, которым не повезло в жизни, стать частью самого большого спортивного сообщества в мире и получить шанс на счастливую жизнь. Кроме того, бренд участвует в различных программах по защите окружающей среды. В 2010 году марка даже выпустила целую коллекцию футболок, которые были созданы из переработанного пластика.
Технологии и спортивные направления
Сегодня, кажется, не существует такого вида спорта, для которого бы Nike не производили бы экипировку. В их регулярном ассортименте можно найти товары для:
- футбола;
- баскетбола;
- бега;
- волейбола;
- серфинга;
- гольфа;
- кросс-фита;
- скейтбординга и экстремальных видов спорта;
- йоги;
- фитнеса;
- йоги;
- тенниса;
- повседневной носки.
Конечно же, Nike не смогли бы добиться такого успеха, если бы не их внимание к качеству и технологической составляющей их продукции. Сегодня в распоряжении бренда находятся следующие технологии:
- DYNAMIC FIT;
- DYNAMIC SUPPORT;
- DIAMOND FLX;
- DUAL FUSION;
- FIT SOLE.
Дизайнеры Nike
В разные годы для Nike творили разные дизайнеры. Были среди них и такие, которые стали неотъемлемой частью бренда, его душой (например, тот же Тинкер Хэтфилд, без которого представить марку вообще невозможно).
Среди прославивших “Найки” имён можно выделить:
- Тинкер Хэтфилд;
- Серджио Лозано;
- Питер Мур (автор первых Air Jordan);
- Аарон Купер;
- Джейсон Петри;
- Эрик Авар;
- Том Людеке.
Дочерние бренды
Сегодня под крылом Nike находится множество брендов, которые начинались как отдельная линейка спортивной одежды, обуви и инвентаря или же как особая технология. К ним относятся:
- Air Jordan;
- Converse;
- Nike Golf;
- Nike Skateboarding;
- Nike CR7.
Известные амбассадоры
За долгие годы существования Nike успел поработать со многими звёздами мирового спорта. Но самыми известными, самыми популярными представителями клуба амбассадоров Nike можно назвать:
- Дэн Фуотс
- Стив Префонтэйн (первый амбассадор бренда)
- Стив Оветт
- Альберто Салазар
- Джоан Бенуа
- Пит Сампрас
- Майкл Джонсон
- Тайгер Вудс
- Андре Агасси
- Роналдо
- Лэнс Армстронг
- Криштиану Роналду
- Майкл Джордан (стал амбассадором бренда ещё до того, как к нему пришла мировая слава, на базе бренда создал сначала свою линейку обуви, а затем и превратил её в отдельную марку).