Фил Найт

В 1962 году, 24-летний Фил Найт был на утренней пробежке в родном Портленде, штат Орегон. Он только что закончил Стэнфордскую высшую школу бизнеса, жил у родителей и думал о своём будущем. Но его выбором стала не обычная работа в офисе, а «Безумная идея».

«Отсчитывая милю за милей каждые шесть минут, я подумал, может, стоит рассмотреть «Безумную идею» ещё раз? Может, она имеет шансы на успех? Нет-нет, подумал я, ускоряя темп — она точно сработает. И я сделаю её рабочей. Никаких «может» — пишет Фил в книге-мемуарах “Продавец обуви”, вышедшей в 2016 году.

Содержание:

«Мир построен на безумных идеях. История состоит из ряда безумных идей. Так что утром 62-го года я сказал себе: «Не давай другим называть твою идею безумной. Просто иди вперёд. Не останавливайся. Даже не думай о том, чтобы остановиться, пока ты не достигнешь этого, и не раздумывай слишком много о том, что «это» на самом деле. Будь что будет, главное не останавливайся».

Фил Найт в молодости

Безумной идеей Фила Найта, очевидно, была собственная компания по продаже спортивной обуви, позже превратившаяся в Nike. Занялся он ей не один — компаньоном выступил Билл Бауэрман, знакомый с Филом со времён легкоатлетической команды Орегонского университета, где тот получил степень бакалавра. Билл был тренером и хорошо знал Фила, который хоть и не был чемпионом, но показывал стабильно высокие результаты — его лучшим временем была миля (1,6 км) за 4 минуты 10 секунд, а в 57, 58 и 59-х годах он получал грамоты за свои показатели.

Фил Найт обращал внимание на то, как Билл работает над улучшением кроссовок и как это влияет на результаты команды. Позже, в Стэнфорде, Фил посвятил одну из своих работ сравнению конкурентоспособности немецких и японских кроссовок, придя к выводу, что в Японии их делать заметно выгоднее. Комбинация всех этих знаний и опыта подсказала Филу ту самую «Безумную идею», начатую под брендом Blue Ribbon Sports 25 января 1964 года.

Дуэт Фила Найта и Билла Бауэрмана

В основе Blue Ribbon Sports лежало соглашение с японской компанией Onitsuka Tiger, согласно которому дуэт получал эксклюзивное право на распространение кроссовок в США. Для этого Фил Найт в ноябре 1962 года посетил город Кобе, Япония, где лично встретился с мистером Оницукой и обговорил все детали сотрудничества. Спустя более чем год первые образцы прибыли в Америку, и Фил отправил две пары Биллу, надеясь получить рекламу и заказы — к его удивлению, Бауэрман предложил стать бизнес-партнёром.

Фил Найт
Фил Найт и Билл Бауэрман

Первые продажи шли из багажника культовой американской машины Plymouth Valiant возле беговых дорожек и стадионов США, ясно дав понять — спрос есть. Но даже большой спрос не спас от больших проблем. Поставки редко попадали в необходимые сроки и одновременно с этим нужно было нанимать новый персонал — несмотря на постоянно удваивающиеся продажи, два банка разорвали сотрудничество с Филом Найтом и его Blue Ribbon Sports.

Создание бренда Nike

Тренерское умение Билла Бауэрмана сплотить людей пригодилось во время стремительного развития компании — Фил Найт смог бросить работу бухгалтером и сконцентрироваться полноценно на бизнесе, где было занято уже 45 человек. Но в 1971 году эксклюзивность сотрудничества с Onitsuka Tiger попала под угрозу — нужно было срочно найти новые фабрики для производства кроссовок и даже придумать новое название. Сначала Найт хотел назваться “Dimension Six” — «Шестое Измерение», однако Джефф Джонсон, первый их нанятый работник, предложил “Nike” в честь греческой богини Ники. Фил был не уверен, нравится ли ему этот вариант, но предпочёл его другим — вышло вполне удачно.

Фил Найт

Первой выпущенной моделью стали Nike Cortez, разработанные ещё во время сотрудничества с японскими партнёрами. Кроссовки ждал бешеный успех — сочетание грамотного маркетинга и продуманной конструкции не оставляло конкурентам шансов. 2 декабря 1980 года компания Nike Inc. вышла на IPO, а в 1986-м продажи достигли миллиарда долларов. После такого успеха, Фил Найт уделил значительное внимание благотворительности — в 2006 году он пожертвовал 105 миллионов долларов Стэнфордской высшей школе бизнеса, в 2016 — 400 миллионов университету Стэнфорда для старта новых образовательных программ. 27 сентября 2013 года Фил пожертвовал 500 миллионов Орегонскому институту, занимающемуся борьбой с раком.

Книга Фила Найта «Продавец обуви»

Фил Найт

В конце 2015 года Фил Найт анонсировал, что он пишет книгу о ранних днях Nike. На английском книга названа “Shoe Dog” и издана 26 апреля 2016 года — в ней описаны трудные моменты и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при построении легендарного бренда: от импорта японских кроссовок до попадания в рамки федерального расследования. На русском книга вышла под названием “Продавец обуви”. История компании Nike, рассказанная ее основателем», получив восторженные отзывы аудитории за достоверный рассказ об изнанке бизнеса, который фокусируется именно на процессе, а не на личности автора. Таким образом, Фил Найт навсегда вписал своё имя в историю не только как основатель, но и как прекрасный наставник для будущих поколений.