Андрей Канчельскис, судя по всему, самый успешный российский игрок, который в начале 90-х уехал с постсоветского пространства на покорение Европы. Он был успешен во всех своих британских клубах, а главное,запомнился в памятных для болельщиков больших дерби-матчах. Он забивал важные голы в эти дни, приводил свой клуб к успеху, и это не могло остаться незамеченным преданными фанатами. Родившийся на Украине парень в 22 года прямиком из донецкого “Шахтера” прибыл на Туманный Альбион в великий и могучий “Манчестер Юнайтед”. Ему предстояло покорить Великобританию и стать одним из лучших игроков “красных дьяволов” за всю историю клуба. Когда с тобой в одной команде играет Кантона, трудно по-настоящему засветиться и блеснуть мастерством, но у него получилось.
Содержание
Манчестерский этап
Фанаты “Манчестер Юнайтед” знают, что самым быстрым футболистом 90-х был никак не Райан Гиггз, а именно Канчельскис. Он вихрем носился по правому флангу, раздавая голевые передачи и забивая сам. Но все это осталось бы в тени, если бы Андрей не забивал в дерби против “Сити”. Важнейшая битва города, которую непременно нужно выигрывать. И если команда проиграла или играла в ничью, она подвергалась обструкции, если, конечно, ты не тот, кто отгрузил парочку мячей в ворота соперника. В свою команду Канчельскиса позвал сам Сэр Алекс Фергюсон, упросив руководство выложить приличные для 1991 года 600 000 фунтов стерлингов за молодого совсем парням. Что такое 22 года для того, кто приехал играть в один из самых жестких и мощных футбольных чемпионатов? Многие теряются на фоне мужиковатых дядек типа Роя Кина, Винни Джонса и прочих. Но Андрей имел богатый опыт выступления в чемпионатах СССР, где ломать умели не хуже, чем в Англии, поэтому борьбы он уж точно не боялся.
Футболка с номером 14 стала в Манчестере весьма популярна, потому что именно под таким номером играл Канчельскис. Отыграв несколько уверенных сезонов и став одним из лидеров команды, Андрей тем не менее не подходил под новую модель игры Фергюсона. А потом и вовсе с ним поссорился. В команде его уже не видели. Но в свой последний сезон 1994/1995 он успел отметиться не только успешным выступлением, но и хет-триком в ворота непримиримого врага – “Манчестер Сити”. Тогдашняя победа 5:0 памятна до сих пор, а Андрей остался в сердцах фанатов “красных дьяволов” и поныне. Хотя именно уход нашего футболиста позволил Дэвиду Бекхэму стать легендой английского футбола. Если бы Бекси имел такого маститого конкурента у себя на фланге, его звезда могла бы и вовсе не взойти.
Ливерпульский этап
Логичным выходом из конфликта с Фергюсоном стала продажа Канчельскиса в “Эвертон” за 5 миллионов фунтов стерлингов. Это был самый дорогой трансфер “ирисок” на тот момент. И Андрей начал оправдывать вложения с лихвой. Уже в первом же сезоне он забивает 16 мячей и становится лучшим фланговым полузащитником Английской Премьер-Лиги.
Время, проведенное во второй команде Ливерпуля было коротким, но невероятно сладким – на комплименты, на похвалу, на успешную игру и забитые голы. Футболки Канчельскиса продавались по 7 фунтов за штуку, самый дорогой официальный кит команды. А самое важное, Андрей забивал “Ливерпулю”. Если вы спросите у фанатов “Эвертона”, что для них может стать радостью в самый грустный момент жизни, вам непременно ответят – поражение “Ливерпуля”. А когда “красные” проигрывали “ирискам”, этот день становился настоящим праздником для “синей” части города. Но в определенный момент “Эвертон” получил заманчивое предложение из Италии от “Фиорентины”, и руководство команды не смогло устоять перед возможностью обогатить свой кошелек на 8 миллионов фунтов, получив чистой прибылью от продажи российского игрока целых 3 миллиона.
Но этап карьеры в Италии был не самым лучезарным для Андрея. В те годы за фиалок играли великие Батистута, Руй Кошта, а Канчельскис должен был стать изящным дополнением к звездному дуэту. Но различия АПЛ и Серии А были настолько велики, что подстроиться под их особенности у Андрея не получилось. Помучившись на Аппенинах, он снова обратил свой взор в сторону Британских островов. Благо дело, оттуда на него тоже пристально глядели. На этот раз его позвали в Шотландию, в “Глазго Рейнджерс”.
Шотландский этап
Этот период является последним ярким этапом в карьере игрока, хотя и его называют не самыми лучшими сезонами Андрея. Под руководством Дика Адвоката Андрей приобрел славу раздутого мыльного пузыря, который не оправдывал вложений в него. Стало очевидно, что Канчельскис уже насытился в своем роде футболом и взрывался только в важных матчах. Такими в Шотландии были только 2 матча в сезоне – Дерби старой фирмы, когда “Глазго” бился с “Селтиком”. Самое эффектное дерби Европы, которое ныне невозможно увидеть ввиду ужасной экономической ситуации, разразившейся несколько лет в стане “Рейнджерс”. И именно в этих матчах Канчельскис оживал и приносил важные очки своему клубу. Голы, забитые им в сразу трех важнейших британских дерби стали единственным в своем роде прецедентом, повторить который не удалось до сих пор никому.
“На мой взгляд, в первую очередь сэр Алекс умел донести до каждого игрока дух победителя, пропитать им полностью. Ты чувствовал, ты знал, что “Манчестер Юнайтед” – это твой клуб, твоя семья, твоя крепость, за которую ты должен отдать все силы. Так думал каждый футболист, этой мыслью была пропитана вся команда. Ты знал, что эмблема клуба у сердца, значит и сыграть ты обязан сердцем. Сэр Алекс возродил великие традиции “МЮ”. И ни для кого не было исключений.
Дэвид Бекхэм – великолепный футболист, но как только он поставил клуб на второе место, а на первое – себя и всю эту околофутбольную деятельность, то сразу покинул “МЮ.”Андрей Канчельскис