Я впервые осилил автобиографию футболиста. Не скрою, всегда с сомнением относился к таким произведениям, особенно если они написаны молодыми игроками, которые якобы чего-то добились. Ну, скажите мне, что мог мне сказать Мауро Икарди, чем он мог со мной поделиться? Безусловно, внимание привлекали автобиографии Джеррарда и Пирло, но сомнений было слишком много.
Окончательно стену сомнений обрушила автобиография моего самого любимого футболиста Алессандро Дель Пьеро, авторитет которого был для меня непререкаем. И я поверил, что он расскажет мне что-то важное, что обогатит мой жизненный опыт. Но я ошибся. Все что он рассказал в своей автобиографии с какой-то философской точки зрения, было мне уже понятно и известно. Зато я многое узнал о нем самом, о футбольной кухне, о том, чем живут футболисты и чего они лишены. И я точно не пожалел о приобретенной книге.
Футбол и Дель Пьеро
Впервые я посмотрел футбольный матч в 1994 году, матч сборной России с Камеруном и феерия Саленко – и это было мое знакомство с игрой. Посещать матчи местной команды, раменского “Сатурна”, я начал чуть позже, в 1995-1996 году – и это было мое приобщение к футболу. Но по-настоящему влюбился в игру я в 1997 году.
Финал Лиги Чемпионов сезона 1996/1997 в Мюнхене, самый престижный клубный турнир света. Дортмундская “Боруссия” обыгрывает туринский “Ювентус” со счетом 2:0. И тут на поле выходит совсем молодой игрок с горящими глазами. Его задача – спасти матч любой ценой. Дель Пьеро – надежда “Ювентуса”. Алессандро всегда был не только игроком и бойцом до мозга костей, он также оставлял место для своего творческого начала, художник на поле.
Ему недостаточно было забить гол в столь напряженном противостоянии, он решил сделать это красиво, пяткой. И когда я увидел это собственными глазами, то обомлел. Вот каким бывает футбол. Это не перебивание мяча с одной половины поля на другую, это не толкотня у центрального круга, это не передерживающий мяч вратарь. Здесь есть место искусству, и я впервые увидел художника на поле. И именно он стал моим футбольным кумиром. Естественно, команда, за которую он играл, моментально запала мне в сердце. До сих пор в Италии я переживаю только за “Юве”, хотя Дель Пьеро уже давно ушел из бьянконерри.
Кстати, тот матч итальянцами был проигран 1:3. Старание и красивый футбол в исполнении Алессандро в конечном итоге оказались напрасны. Это напоминает художника, который в полной нищете продолжает творить искусство. Как Винсент Ван Гог. В один конкретный момент, час или день это действительно было напрасным. Зато подлинное искусство отзывается в вечности. Обрели ли картины Ван Гога статус произведений искусства после смерти своего автора? Безусловно. Воспринимается ли финал Лиги Чемпионов 96/97 как-то иначе, чем матч, в котором Дель Пьеро забил пяткой? Разве что в сознании фанатов дортмундцев.
На протяжении всей своей карьеры Алекс творил искусство. Красота голов, передач и финтов, вдохновение и страсть, передаваемые с поля на трибуны и обратно – не любить творчество Дель Пьеро просто нельзя. Но не менее важными оказывались его личные качества. Да, капитан “Юве” – это уже почетное звание, но много грязных футболистов носило капитанскую повязку. Важно, что и как ты делаешь на поле по отношению к противнику. Я вспомню лишь один эпизод, но именно он доказывает, почему Дель Пьеро нужно уважать до такой степени, чтобы довериться и прочитать его автобиографию.
Был матч с одним из небольших клубов Серии А, память подводит. В той игре в ворота соперников “Ювентуса” было назначено два пенальти. Первый из них был весьма спорным. Алессандро подошел к мячу и несильно катнул его в сторону вратаря. Это выглядело как настоящий промах, неужели капитан ошибся?! Через некоторое время назначается уже 100%-ый одиннадцатиметровый удар. И тут Алекс показал, как на самом деле он умеет исполнять пенальти – мяч в девятке. Два эпизода, говорящие о Дель Пьеро не только как об игроке, но и как о человеке. Незаслуженный пенальти он специально мажет, чтобы потом показать свое истинное мастерство – статус кво восстановлен.
Вот теперь можно перейти к тому, о чем хотел рассказать в своей книге Алекс.
Талант
Важно знать, что перед нами не сухой пересказ важных вех в жизни спортсмена. Я бы назвал это исповедью Дель Пьеро, в которой он в меньшей степени рассказывает о своих достижениях, а наоборот говорит о проблемах, ошибках, поиске мотивации и делится факторами, которые помогли ему стать самим собой.
И первым фактором является талант. Нет нужды скрывать, что ни работоспособность, ни рвение, ни желание никогда не смогут выделить вас из огромной массы игроков, не имея вы хоть грамм таланта. Но и одного таланта недостаточно, чтобы аналогичным образом добраться до вершин футбольного Олимпа.
Талант должен искать себе вызовы, добиваться результатов, которые казались немыслимыми. Талант не может терпеть преград. Как говорит сам Дель Пьеро:
“Вот в этом и есть талант – каждый раз искать более сложное волшебство, и требуется уверенность, даже – вера”.
Можно талантливо чеканить мяч, талантливо исполнять финты и талантливо забивать голы. Но все это не делает человека талантливым футболистом. Вообще профессия футболистов так опошлена, что приходится как ворчливому старику сетовать на былые времена. Деньги убивают футбол, талантливые футболисты оказываются в тени талантливых бизнесменов. Или еще хуже – талантливые футболисты становятся талантливыми бизнесменами и забывают свое истинное предназначение.
Страсть
Многие удивляются, как титулованные чемпионы вновь и вновь находят в себе мотивацию выходить на поле и отдавать всего себя ради победы. Но ответ прост – им просто нравится играть в футбол, забивать голы, побеждать. Это их страсть. Как только страсть утихает, как только она переключается на что-то или кого-то другого, болельщик видит отражение перемен в игроке в его действиях на поле.
Страсть и любовь к игре вела Дель Пьеро из местного футбольного клуба “Сан Ведемиано” сначала в “Паводу”, а затем и в “Ювентус”, куда он мечтал попасть с самого дества. Ни на долю секунды Алессандро не сомневался, что добьется цели, потому что страстно желал этого и не видел иных вариантов для развития событий. Ради этого подростком он даже решился переехать жить и тренироваться в Падову, хотя тяжело переживал это с позиции ребенка, так как был в очень близких отношениях с родителями и братом. Ни травмы, ни обвинения в допинге, ни Кальчополи не остановили его и не сломали.
“Я жил и живу сущностью игры, рзавлечением и страстью”
Дружба
Алекс здорово рассказывает про особенности дружбы, какими видит их сам и какими они должны быть. Он невероятно предан тем друзьям, которые еще в детстве бегали с ним на пыльных площадках Сан Ведемиано. Каждый из них может и сейчас спокойно позвонить закадычному приятелю и рассказать о своих делах, а заодно послушать, что творится в жизни знаменитого футболиста. Но не менее трепетно Дель Пьеро относится к товарищам по команде, ставших ему настоящими друзьями.
Вот характерный эпизод, связанный с защитником “Юве” Паоло Монтеро. После серьезной травмы Алессандро начал вкатываться в сезон, но настроение его было не из лучших, трудно было обрести былую форму, ничего не получалось. Тогда во время пребывания в одной из гостиниц к Алексу подошел одноклубник Паоло Монтеро. Раньше они не были особо близкими друзьями, вместе не ужинали и проводили крайне ограниченное время в компании друг друга. Но так было ровно до того дня.
Паоло подошел и сказал: “Але, что за фигня с тобой творится? Никакого желания нет на твою кислу рожу глядеть. В чем дело? Что бы там ни было, постарайся это преодолеть. Ты не видишь, какими глазами на тебя смотрят ребята, которые тренируются с нами? Чем их может воодушевить унылый чемпион?”
Ключевой фактор во взаимоотношениях – понимание важности слов, которые человек на подсознании хочет услышать. Именно это требовалось Алексу, именно это он ждал услышать хоть от кого-то, его нужно было привести в чувства. Монтеро справился с задачей.
“На следующий день после этого разговора в раздевалке я искал взглядом Паоло, а он искал меня. В этот момент не было нужды в словах: я понимал, что нужно собраться.”
Дружба помогала Дель Пьеро расти как личность, она оказывала влияние на него в моменты неправильно выбранной манеры поведения и подбадривала, когда дела казались плохи. При этом Алессандро правильно оценивает присутствие дружеских отношений в команде – они не обязательны, а являются лишь хорошим и полезным дополнением. И без дружбы можно быть командой чемпионов, но не всегда команда чемпионов это команда друзей.
Сопротивление
Удары судьбы, проблемы, неудачи – все это способно сломить человека, но важно найти силы сопротивляться невзгодам. В этом заключается суть спортсмена и сильной личности. В карьере Дель Пьеро была масса обидных поражений и промахов, травмы и скандалы, к которым к его чести и совести он не был причастен. И если бы он позволил им сломить себя, то никогда бы не заслужил такого эмоционального прощания со стороны болельщиков после объявления об уходе из клуба. Фанаты понимали, насколько несправедливо обходятся с капитаном, а сам игрок больше всех из-за этого переживал. Но обретенный внутренний стержень не позволил Алексу опустить голову. Он ушел с высоко поднятой головой и остался навеки легендой “Ювентуса”.
“Я думаю, что сила воли – одна из ценностей, которая важна в жизни и позволяет нам сопротивляться и преодолевать трудности”.
Честность
Один из важнейших факторов становления Дель Пьеро – честность. Он вспоминает случаи из детства, джентльменские поступки своих партнеров, но крайне сдержанно относится к тому, чтобы похвалиться своими высокими жестами. Я уже писал выше о том самом пенальти, который капитан не стал забивать, зная, что нарушения правил не было. И теперь в книге вижу, кто стал примером для подобных жестов. Ведь это действительно жест, поступок сильного человека, такого же, каким является Джанлука Пессотто.
Май 2000 года. В матче с “Перуджей” у туринской команды ничего не получается, они проигрывают, из рук уплывает чемпионский титул. Нужно забить хотя бы один гол. Вдруг возникает спорный момент, мяч уходит за боковую линию поля. Судья присуждает вбрасывание игрокам “Юве”, хотя все видели, что мяч ушел как раз-таки от черно-белых. И тогда Пессото вместо того, чтобы начать свою атаку, отдает мяч сопернику. Никто в команде не посмел его в этом укорить, потому что настоящие чемпионы должны поступать именно так. По-чемпионски побеждать и по-чемпионски проигрывать. Главное, чтобы все был по-честному.
Красота
Дель Пьеро просит выискивать красоту в футболе не только в отменных голах, вратарских сейвах и эффектных финтах. В пример он приводит подкаты в исполнении Паоло Мальдини. И действительно, если найти в интернете нарезки подкатов Мальдини, вы сможете заново открыть для себя этот элемент отбора.
Здорово вспоминать с легендой “Ювентуса” его памятные голы, но Алекс не зацикливается на индивидуальности, он видит красоту в намного больших аспектах жизни, чем может показаться.
“Красота – видеть, как ребенок имитирует тебя, когда играет, бегает, забивает мячик, пытается повторить твой удар.”
Настоящая красота – это не то, каким ты видишь себя; это то, каким тебя видят другие.
Командный дух
Удивительная глава, в которой можно проследить трансформацию скромного мальчика из провинциального итальянского городка в великого капитана “Ювентуса”. Становление лидера, бомбардира, гениального исполнителя штрафных и пенальти, непререкаемого авторитета не только у себя на родине, но во всем мировом футболе.
Апогеем обретения и осознания лидерского положения стало решение Дель Пьеро отправиться с “Юве” в Серию B после скандала с договорными матчами. Новоиспеченный Чемпион мира, культовая личность в итальянском футболе, желанный игрок для многих клубов, Алекс отправляется за командой, давшей ему все что у него было, проходить огонь, воду и медные трубы, чтобы с еще большей гордостью и величием вернуться обратно в элиту европейского футбола.
“И из чувства командного духа я, как и многие мои партнеры, принял этот долг выступления с командой в Серии B. Это был вопрос гордости, это был долг – как помочь раненому животному”.
Жертва
Важнейшая глава и важнейших фактор становления Алессандро Дель Пьеро, в котором можно проследить, на какие жертвы идут люди, становясь футболистами, на какие жертвы идут их родители, чтобы реализовать мечту своего ребенка.
Но это лишь одна сторона медали. Находит Алекс в жертве и положительные моменты, которые всегда определяли его сущность. Все что происходит в жизни может оставлять позитивный след, главное рассмотреть его.
“Вырасти в деревне означает от чего-то отказаться в обмен на настоящие сокровища.”
Это глава, полная детских воспоминаний и переживаний, откровения весьма чувствительного мальчика, пронесшего свои эмоции до сегодняшнего дня и ценящего их как что-то важное и определяющее собственную личность.
Стиль
Футболист должен обладать стилем, но это не должно касаться только игры на поле. Это должен быть определенный образ жизни, свой неповторимый почерк, который поможет людям узнать тебя поближе.
“Стиль – это поведение, это сумма наших выборов и наших отказов, то есть того, кем мы решили не становиться.”
Но одновременно обретенный стиль и образ взывают к долгу следовать выбранному пути. Футболист – персона публичная, стало быть, за его жизнью и поведением буду следить миллионы: оценивать, подражать, брать на вооружение те или иные жесты. Поэтому велика и ответственность. Нужно быть большим человеком, чтобы сдержанно относиться к важности своей персоны.
“Плохо, что потеря стиля поглощает нашу энергию. Жаловаться, ныть – это тяжелый труд, который выматывает.”
Вызов
Вся совокупность уже обозначенных факторов становления личности Алекса Дель Пьеро были бы ничем без последнего, который заставляет идти вперед и не успокаиваться на достигнутом. Речь о вызове.
Капитан выиграл множество трофеев, но всегда находил в себе силы бросить очередной вызов. Даже уход из “Юве” стал поводом для очередного испытания. И именно на этих вызовах самому себе Алекс живет как личность.
***
Я взял в руки автобиографию Дель Пьеро, когда он уже закончил свою профессиональную карьеру. И одним из величайших расстройств в жизни я считаю тот факт, что не смог вживую увидеть игру Алекса, хотя шансы на это были. Я думал, он будет играть вечно, но жизнь всегда располагает по-своему.
Теперь же я жалею, что не прочитал книгу раньше, потому что это была бы славная мотивация, чтобы бросить все, подкопить денег и отправиться в Австралию или даже в Индию, страны, где в тот момент заканчивал свою карьеру великий игрок и очень хороший человек.