Панинаро - Каменный лес Stone Forest

Панинаро – молодежная субкультура, которая родилась в Милане 1980-х годов, когда молодежь севера Италии фанатела от футбола, ресторанов быстрого питания, курток Stone Island и Moncler, а также скутеров Vespa. Они пришли на смену течениям готов и металистов, а также различным анархистским субкультурам, при этом не сильно выделяясь в среде среднестатистических жителей города, своеобразные casuals миланского помола.

Содержание

Стиль Панинаро - Каменный лес Stone Forest

Мода и футбол

Милан – это город, ассоциирующийся с двумя основными сферами культуры: модой и футболом. И эти сферы нередко пересекаются. С точки зрения моды, Милан давно  предсказуем – мекка для брендов класса люкс, культовых домов моды и дизайнеров. Хотя в наши дни положение вещей начинает меняться с появлением здесь молодых и прогрессивных дизайнеров и брендов, статус столицы мира высокой моды у Милана сохраняется.

С другой стороны в городе базируются признанные во всем мире футбольные команды “Интер” и “Милан”. Оба клуба имеют давнюю историю и идентичность не только на внутренней арене, но и по всей планете. Полосатые красно-черные и сине-черные футболки и сейчас мгновенно узнаваемы, даже несмотря на то, что в 2010-е годы оба клуба переживали тяжелые времена.

Если вы захотите объединить эти культурные явления, футбол и моду, в рамках города Милан, на ум непременно придут такие стильные футболисты, как Роберто Баджо, Паоло Мальдини, Руй Кошта и Андреа Пирло.

Модные течения на миланской футбольной и околофутбольной сценах всегда были заметны и важны. И это влияние ярче всего отражалось на молодежных субкультурах, в том числе и тех, которые, по сути, числятся родом из Соединенного Королевства. Неспроста итальянские ультрас и британские casuals так часто сравниваются между собой.

Ультрас Панинаро - Каменный лес Stone Forest

Модники из кафе Al Panino

Все началось в 1980-х годах с группы молодых миланцев, которых журналисты из туринской газеты La Stampa прозвали “панинаро” (‘paninaro’). Это была молодежная тусовка, которая выбрала в качестве локации для своих встреч кафе быстрого питания Al Panino недалеко от Площади Сан-Бабила.

Al Panino Панинаро - Каменный лес Stone Forest
Кафе Al Panino

Панино или панини – это итальянская версия сэндвича, а такое название стало нарицательным как раз в честь заведения Al Panino. Для итальянского общества это была настоящая революция, так как в Милане предпочитали продолжительные и размеренные приемы пищи. Еда кропотливо готовилась в медленном темпе, а вы могли насладиться чудесной атмосферой заведения, приятной погодой и игривым взглядом сидящей рядом девушки. Но прогрессивный мир диктует свои правила. Панинаро появились в эпоху, когда стремление жителей города быстро перекусывать сэндвичами под названием панини и бежать дальше по своим делам росло как на дрожжах.

Панино панини сэндвич Панинаро - Каменный лес Stone Forest
Сэндвич панино/панини

В Риме, между прочим, движение получило распространение только с середины 1980-годов, когда в районе Площади Испании открылся ресторан фастфуда McDonald’s.

Со временем миланские панинаро облюбовали другую сеть быстрого питания под названием Burghy, где уже продавались настоящие американские бургеры. А самое известное заведение сети находилось там же, на Площади Сан-Бабила.

Burghy Панинаро - Каменный лес Stone Forest
Ресторан Burghy

Стиль панинаро

Характерной особенностью этой группы молодежи был опрятный внешний вид. У панинаро были распространены такие бренды, как Best Company, Stone Island, C.P. Company и Moncler, вездесущие ботинки Timberland, носки Burlington Argyle, джинсы Levi’s 501, куртки-бомбер, брендовые пуховики, а также солнцезащитные очки Vuarnet или Ray-Ban. Самым желанным аксессуаром для панинаро были роскошные часы Rolex Daytona, чей спрос в Италии настолько возрос, что их цена мгновенно подскочила во всем мире. В интервью MixMag коллекционер одежды Stone Island Арчи Махер сравнил панинаро с тинейджерами, которые в наши дни ищут в интернете новинки любимых брендов:

«Панинаро были группой миланской молодежи среднего и высшего класса, известной тем, что они катались на мопедах по центру Милана от кафе до кафе. Они предпочитают Stone Island и C.P. Company наряду с такими брендами, как Moncler и Versace».

Субкультура Панинаро - Каменный лес Stone Forest

Субкультура возникла в основном из-за пропаганды свободного духа, распространяемого Соединенными штатами Америки. Эта новая философия возникла благодаря политике гедонизма президента США Рональда Рейгана. В Италии все это вылилось в ярко выраженную волну рефлексии в отношении свободного американского общества и размежевания внутри своего социума, что последовало сразу же за бурным политизированным десятилетием в Италии.

Отвергая все формы социальных обязательств и наслаждаясь жизнью без забот, итальянская молодежь брала пример с моделей молодых людей из американского кино, рекламных роликов, заокеанского коммерческого телевидения, которые стали активно транслироваться на канале Italia 1. Тогда же среди молодежи становятся популярны даже американские комиксы

Сильвио Берлускони, бывший премьер-министр Италии и владелец ФК «Милана», размещал рекламу, поддерживавшую появление нового свободного духа, в ряде принадлежащих ему СМИ, в том числе и телевидение. Кстати, характерной особенностью нового течения молодежи в Италии на удивление был почти полный отказ от американских брендов одежды, здесь наблюдалась некоторая патриотическая приверженность к собственным дизайнерам. Исключением стали лишь ботинки Timberland, джинсы Levi’s и еще незначительный ряд иностранных брендов.

Неверно будет сказать, что панинаро выбирали для катания по улицам Милана только скутеры Vespa. Большой популярностью пользовался мотоцикл Zundapp KS 125, а также Yamaha XT 600 и Suzuki DR 600.

Женский аналог панинаро называется “сфинция” (sfitinzia или squinzia). Это девушка с игривой ухмылкой, не очень умная, кокетливая и обязательно разбирающаяся в мире моды.

Pet Shop Boys – Paninaro

Как и в любой молодежной субкультуре, музыка составляла неотъемлемую часть идентичности панинаро. Синти-поп 1980-х был их любимым жанром, в частности музыка направления “Новой романтики” (The New Romantics), среди которой выделялось творчество Duran Duran, чья песня Wild Boys стал источником вдохновения для создания одноименного периодического издания, посвященного движению панинаро. Другими любимыми хитами модной итальянской молодежи были The Edge of Heaven группы Wham!, Samurai Михаэля Крету и C’mon! C’mon! от Bronski Beat.

В 1980-е годы появилось несколько журналов и периодических изданий, таких как Paninaro, Preppy и Wild Boys. Эти сми со временем увидели и в Великобритании, где их очень полюбили путешествующие футбольные фанаты Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Ирландии. Те самые, которые не прочь посетить Милан в период проведения международных матчей как на уровне клубов, так и на уровне сборных команд. Британцы и ирландцы любили сравнивать моду жителей Милана с теми фотографиями, что они видели в упомянутых выше журналах. И стоит прямо сказать, что островитяне стали частично копировать внешний вид итальянцев. Таким образом, субкультура casuals стала заметно развиваться в сторону выбора более элитных предметов гардероба. Те же куртки Stone Island с культовым патчем стали в определенной степени деталью, помогающей футбольными хулиганам идентифицировать друг друга в городе.

В 1986 году движение панинаро вдохновило группу Pet Shop Boys на написание одноименной песни ‘Paninaro’. Солист дуэта Нил Теннант ни раз признавался не только в симпатии к движению панинаро, но и в следовании их стилю и философии. Он стал инициатором создания песни, посвященной этой мятежной субкультуре. Нил также заявил, что мотив композиции был вдохновлен песней группы Baltimora под названием ‘Tarzan Boy’.

Панинаро Пет Шоп Бойс - Каменный лес Stone Forest

Оригинальный текст:

Passion and love, sex, money, (Страсть и любовь, секс, деньги,)
Violence, religion, injustice, death (Насилие, религия, несправедливость, смерть)

Припев:
Paninaro, Paninaro, oh oh oh
Girls, boys, arts, pleasure (Девочки, мальчики, искусства, удовольствие)
Girls, boys, arts, pleasure (Девочки, мальчики, искусства, удовольствие)

Припев

Food, cars, travel, food, cars, travel, travel (Еда, автомобили, путешествия, еда, автомобили, путешествия, путешествия)
Travel travel (Путешествия, путешествия)
New York, New York, New York, (Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк,)
New York (Нью-Йорк)

Припев

Armani, Armani, A-A-Armani, Versace, cinque

Припев

Armani, Armani, A-A-Armani, Versace, cinque

Припев

I don’t like Country & Western (Мне не нравится Кантри и Вестерн)
I don’t like rock music. (Мне не нравится рок-музыка.)
Ehm, I don’t like, I don’t like Rockabilly. (Эмм, мне не нравится, мне не нравится Рокабилли.)
Rock’n’roll in particular (Рок-н-ролл в особенности)
I don’t like much, really, do I? (Мне многое не нравится, не правда ли?)
But what I do like, I love passionately (Но то, что я действительно люблю, я люблю неистово)

Припев

You! You’re my lover, (Ты! Ты мой/моя любовник/любовница,)
You’re my hope, you’re my dreams, my life (Ты моя надежда, ты мои мечты, моя жизнь,)
My passion, my love, my sex, my money, (Моя страсть, моя любовь, мой секс, мои деньги,)
Violence, religion, injustice and death (Насилие, религия, несправедливость, смерть)

Припев

Песня была включена в альбом аж 1998 года Essential, хотя записана в 1986. Но перед этим микс трека был включен в альбом ремиксов 1986 года Disco, а позже в переизданный в 2001 году дебютный альбом под названием «Listening Listening 1984–1986».

Версия 1995 года получила ремиксы от Angel Moraes, Tin Tin Out и Tracy & Sharon. Том Стефан из Tracy & Sharon продолжил делать ремиксы на ‘Paninaro’ под псевдонимом Superchumbo. Версия 1995 года к тому же включена в сборник альбомов PopArt 2003 года и в переиздание BCD на двух языках 2001 года.

Для оригинального релиза было использовано DIY видео, снятое в Италии; поющий дуэт появляется в ролике рядом с местными жителями.

Чуть позже появляется видеоклип ‘Paninaro ’95’, который был снят режиссером Говардом Гринхалгом. Успех и популярность ролика были столь высоко отмечены, что шоу Top of the Pops скопировало образы музыкального клипа Paninaro ’95, использовав те же костюмы, освещение и танцоров мужчин.

Сама песня была переиздана в качестве чиптюна на Commodore 64 голландским музыкантом Эдвином ван Сантеном из 20CC для демо-версии Public Domain. Трек представлен в архиве C64 High Voltage SID Collection (HVSC).

Клип 1995 года

Субкультура сегодня

Заполучив в качестве символов своего неформального субкультурного течения логотипы известных брендов в сочетании с современной интерпретацией sprezzatura, стилем легкой небрежности в одежде, богатые молодые люди, не находившие себе применения, нашли возможность самоутверждаться. Собираясь в любимых заведениях порой сотнями, они стали придумывать свой собственный слэнг, обзаводиться прозвищами и даже выбирать себе неформальных лидеров мнения, которые определяли повестку встреч и тусовок.

Со временем внешний вид панинаро стал основой образа типичного молодого представителя города Милан. Многие привычки и повадки стали использоваться повсеместно, что в конечном итоге лишило некогда популярную субкультуру идентичности и уникальности. Быть панинаро стало нормой, из-за чего границы субкультуры стали столь размыты, что на сегодняшний день практически невозможно выявить ее ярких представителей. Вся молодежь Милана, даже скорее севера Италии, и особенно футбольные фанаты стали панинаро.

Сегодня такие бренды, как Stone Island, все еще можно встретить на секторе фанатов Curva Sud (трибуна стадиона Сан-Сиро), где располагаются ультрас “Милана”, или на секторе Curva Nord, убежище ультрас “Интера”. Убежище радикальных и дерзких панинаро перекочевало из питейных заведений на трибуны стадионов.