Популярность фильма “Тебя никогда здесь не было” (оригинальное название ‘You Were Never Really Here’) в России можно оценить на основе данных сайта Кинопоиск с информацией о кассовых сборах в нашей стране – $38 166 (в первые дни показа). Картина вышла в российский прокат 22 марта с опозданием от мировой премьеры почти в год, когда в мае 2017 “Тебя никогда здесь не было” грянул на Канском кинофестивале сразу двумя наградами – ‘Лучшая мужская роль’ и ‘Лучший сценарий’.
К слову сказать, и американская аудитория еще не видела этот фильм, что логично. Первой было суждено увидеть картину европейской публике, так как что в США, что в России такие фильмы проходят со скрипом в последние годы. Экшн, яркие картинки, стрельба, драки или примитивный тупой юмор – вот что нынче в фаворе у американских и российских зрителей. Драматичная история мстителя с психическими расстройствами личности, орудующего молотком, заинтересует лишь единицы. Более сложные и заставляющие побродить серое вещество ленты собирают кассу как раз-таки в Европе.
Содержание
Пустеющие залы
“Тебя никогда здесь не было” – пример фильма, сложность которого заставляет людей уходить из зала. Одни шли на Хоакина Феникса (звезда Голливуда как ни крути), другие, видимо, искали для завершения удачного вечера пятницы хоть какой-то фильм. И обе категории зрителей если не начинали глубже вникать в сюжет, то оставались в проигрыше, особо талантливые пафосно покидали зал с крылатыми фразами, соответствующими уровню их IQ, а были и те, которые весь фильм перебалтывались друг с другом, прямолинейно обсуждая происходящее на экране и искренне не понимая суть, цель и авторской задумки демонстрируемой им киноленты.
Эра интернета давно дала людям возможность заранее узнать, на какой фильм они идут. Регулярное посещение других произведений кинематографа позволяет лицезреть рекламные трейлеры будущих релизов, что в свою очередь помогает отделить зерна от плевел. Внимание, риторический вопрос – что же заставляет людей идти на сеансы фильмов, камерность, обособленность и категория которых стоит в шаге от статуса арт-хаусных. Малобюджетная лента без громких продюсерских центров в принципе может заинтересовать только единицы ввиду банального отсутствия широкомасштабной раскрутки.
Но на самом деле большое спасибо хочется сказать тем, кто уходил и не мешал смотреть дальше. Чего не скажешь о тех, кто так и не решился уйти, хотя все их нутро рьяно протестовало против присутствия в темном зале кинотеатра.
Фильм по книге
Попробую сделать определенную затравочку и обойтись без спойлеров, чтобы заинтересовать читателей, которые еще могут успеть посмотреть фильм в кинотеатрах или которые потом захотят увидеть его на других носителях.
Базой повествования стало одноименное произведение Джонатана Эймса. К сожалению, перевода новеллы Эймса на русский язык так и не нашел, поэтому со временем либо придется читать в оригинале на английском языке, либо ждать перевода. Но по общей оценке режиссер киноленты Линн Рэмси представила собственную интерпретацию произведения автора, поэтому можно не переживать из-за факта отсутствия возможности ознакомиться с первоисточником.
Я, честно говоря, как и упомянутые выше зрители в первую очередь шел на фильм из-за Хоакина Феникса. Но это было не банальное следование за именем известного актера, его реноме мне уже давно знакомо, поэтому я заранее знаю, что в паршивой и неинтересной картине его сниматься не заставишь. Это значит, что меня, как потенциального зрителя, ожидает очередное гениальное перевоплощение артиста в новый образ. А образ человека с окровавленным молотком в руках в ипостаси Феникса не может не заинтересовать.
История
Сравнение Джо (главного героя) с Трэвисом из фильма “Таксист” Мартина Скорцезе неслучайно:
- персонаж Роберта Де Ниро, как и Хоакина Феникса – бывший военный;
- оба страдают от психического расстройства;
- одиночество – ключевое слово, описывающее жизнь обоих;
- качества безжалостных убийц и в определенной степени маньяков с посттравматическими синдромами;
- общие истории со спасением несовершеннолетней девочки из рук извращенцев;
- оба живут в совершенно другой реальности в сравнении с обывателями.
Но в остальном это истории о разных людях, преследующих совершенно разные цели и мотивы. Поэтому забываем героя Роберта Де Ниро и возвращаемся к Джо, чья личность в принципе и стоит во главе угла фильма. Его чувства и переживания – акцент и идея ленты; его реакция и действия – следствие жестокой борьбы внутри себя. Каждый раз преодолевая и перебарывая свои страхи, Джо на определенное время превращается в настоящую машину для убийства. И хорошо, что все его намерения имеют с общественно-моральной точки зрения положительный оттенок. Он маньяк, который олицетворяет собой возмездие за бесчинства плохих людей.
Самое страшное в этой картине случается в самом конце, когда за спиной море крови и мертвых людей, когда на самом деле грозившая беда позади. Весь фильм зритель следует за похождениями героя в сопровождении нуарного музыкального ряда и давящей своими цветовыми решениями картинки. Казалось бы, основное настроение понятно, и в этом стиле все и закончится. Но название ленты должны быть как-то оправдано, смысл его обязан стать понятным и ясным.
И делается это с помощью интересной режиссерской задумки, которая на время отключает нас от происходивших событий, погружая в диалоги обычных людей среднестатистической кафешки. Их мелочные и обывательские разговоры дают понять ключевому персонажу, что привычный мир, где живут все остальные, всегда был от него очень далек. Тот ад, что нам был показан почти за 90 минут хронометража, существует, казалось бы, в какой-то параллельной вселенной. И все те флэшбеки, сопровождавшие историю Джо, рисуют понятную картину – в нормальном мире Джо никогда не было.