Стрельба в школах - Stone Forest

18 мая 2018 г. в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они — ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

Содержание

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель – Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое – смертельно ранены, Хаз Хардинг – разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

Стрельба в американских школах - Stone Forest

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких […] Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги […] анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа […]»

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе “Колумбайн”.

Влад Росляков Керчь - Stone Forest

Казанский стрелок

11 мая 2021 года случилось нападение на гимназию №175. Студент Ильназ Галявиев пришел в школу, которую закончил несколько лет назад. Жаловавшийся на постоянные головные боли юноша получил разрешение на приобретение оружия за 2 недели до нападения на учебное учреждение. Утром рокового дня он прямой дорогой отправился из своего дома прямо в школу. Одетый в черную одежду и бандану с надписью “БОГ” он по пути встретил несколько человек, которые никаких сигналов тревоги не подали. В конечном итоге Ильназ проследовал в гимназию, где открыл огонь сначала по вахтовикам, а потом пошел по классам. Почти все классы были закрыты, но в одном дверь оказалась открытой. Именно там были расстреляны ученики и учительница. В коридоре преступник расстрелял еще одну учительницу.

В ходе этой атаки на школу погибли 7 школьников и 2 учителя. Убийца сдался властям и во время первого же допроса дал понять, что у него отклонения в сознании. Он объявил себя богом и сказал, что ненавидит людей.

Казанский стрелок в школе Ильназ

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы – 75%; месть – 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», – обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

    • Проблемы в семье. Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями – это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США». Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак».
    • Отсутствие контакта между членами семьи. Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений. Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр – отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).
    • Подростковый возраст. Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией. Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.
    • Владение оружием. Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).
    • Травля. Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам. После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

Убийства в школах - Stone Forest

  • Кибербуллинг и сталкинг. Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.
  • След в истории. Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.
  • «Собиратели несправедливости». Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.
  • Психические заболевания. Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.
  • Видеоигры. Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки – ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

Смерть в школах - Stone Forest