pacsun

В России это название малознакомо, но для американских подростков второй половины 90-х и начала 00-х магазины PacSun были главным местом шоппинга. Они были гипермаркетами уличной моды, где можно было найти всё — от футболок Stussy до курток Quiksilver. В 2020 году магазины PacSun остаются такими лишь частично, потеряв часть своих позиций и пережив банкротство. Расскажем подробнее о судьбе ритейлера.

Содержание

История основания, 80-е

Том Мур и Джек Хопкинс официально открыли компанию Pacific Sunwear of California Inc. в 1982 году. Но началось всё с небольшого магазина для сёрферов в Калифорнии, открытого в 1980 году — это и считается датой основания PacSun. Через год они открыли второй магазин, на этот раз в торговом центре. Именно крупные торговые центры стали основной точкой расположения для всех последующих точек PacSun.

PacSun мог бы остаться одним из множества мелких бизнесов, если бы не стремление к масштабированию. После того как магазин в ТЦ принёс PacSun более одного миллиона долларов продаж за год, ритейлер открыл ещё десяток в схожих локациях поблизости к побережью. С помощью финансирования от венчурных капиталистов количество магазинов выросло до 21 к 1988 году, а сумма продаж за год составила $18 миллионов.

Концепция PacSun стала безусловным успехом, встав во главе моды на неоновые шорты, футболки с принтами и другие атрибуты сёрферского стиля. Нахождение в торговых центрах привлекало и простых людей, не имеющих отношения к сёрфу. Однако первая попытка выйти за пределы Калифорнии была неудачной.

Экспансия в США и выход на биржу, 90-е

В магазине PacSun в Миннесоте продажи резко падали к зиме — что логично, ведь покупателям не нужны шорты, когда температура на улице падает ниже нуля. Для того, чтобы вывести сеть на международный уровень, был привлечён новый управляющий — Майкл Рэйден. Ранее работав в Stride Rite, Eddie Bauer и Liz Claiborne, других ритейлерах одежды и обуви, Рэйден обладал нужным опытом.

В начале 90-х на счёту PacSun появилось два убыточных года и закрытие нескольких магазинов. Однако стратегия Рэйдена, сместившая фокус с шорт, футболок и кепок на молодёжную моду в целом, позволила значительно расширить аудиторию покупателей. Новым ориентиром стали белые подростки из пригородов.

К 1993 году под вывеской PacSun работало 60 магазинов, 47 из которых в Калифорнии и 13 за её пределами — в Аризоне, Коннектикуте, Флориде, Неваде, Нью-Джерси и Вашингтоне — все расположенные в торговых центрах. Уверенный рост прибыли позволил посмотреть в сторону IPO — публичного размещения акций ритейлера на бирже.

IPO состоялось 15 марта 1993 года и привлекло ещё больше денег, позволив PacSun расти даже быстрее, чем того ожидал менеджмент. В 1996-м Рэйден оставил свою позицию в Pacific Sunwear, что вызвало падение стоимости акций на 15%. Но это никак не повлияло на темпы развития. В 90-е каждый месяц открывалось примерно по 2 магазина, а пиковое значение, 1300 магазинов в 50 штатах, было достигнуто в 2000-х.

Что пошло не так

В 2010-х, когда сильно выросла доля онлайн-магазинов и стало больше независимых брендов, крупному ритейлеру стало сложно держаться в актуальных тенденциях молодёжи. Но попытки для этого были сделаны — коллаборации с Кендалл и Кайли Дженнер, Канье Уэстом и Fear of God показывали стремление PacSun оставаться актуальным.

Проблема пришла с другой стороны — трафик в торговые центры, где расположено большинство магазинов PacSun, планомерно уменьшается. Заброшенные торговые центры для США не новость, и их может стать ещё больше. К примеру, издание U.S. News сообщало о том, что количество посетителей ТЦ в США за ноябрь и декабрь 2013 года упало до 17,3 миллиардов по сравнению с 35 миллиардами в ноябре и декабре 2010-го.

В 2016 году компания Pacific Sunwear of California Inc. подала на банкротство и стала принадлежать фонду Golden Gate Capital. В 2018-м произошло объединение PacSun с другим ритейлером фонда, Eddie Bauer, образовав PSEB — Pacific Sun Eddie Bauer.

Положение PacSun сегодня

Несмотря на трудные годы, менеджмент сообщает о здоровых финансовых показателях и намерениях продолжать развивать сеть. К 2020 году под брендом PacSun работает около 600 магазинов, что даёт широкий простор для манёвров — однако то, что большинство из них находится в ТЦ, всё ещё является слабым местом стратегии.

На данный момент в магазинах PacSun можно найти такие бренды, как adidas, Calvin Klein, Carhartt, Dr. Martens, G-SHOCK, HUF, POLO Ralph Lauren, PUMA, Reebok, Timberland, Tommy Hilfiger. Но помимо таких известных имён есть и более интересные — к примеру, RETROSUPERFUTURE, итальянский бренд необычных очков, который недавно выпустил коллаборацию с японским BAPE.

Ритейлер продолжает экспериментировать с оффлайн-пространствами. Доказательством тому — поп-ап магазин, открытый в мае 2019-го в лондонском Selfridges. В нём можно купить джинсы PacSun, а также вещи бренда Fear of God Essentials, созданного в коллаборации с PacSun. Первые 20 вещей, проданные в лондонском поп-ап магазине, были подписаны лично дизайнером Джерри Лоренцо.

Доставка с онлайн-магазина

Также на сайте PacSun работает доставка в Россию и другие страны. Примерная стоимость — 1500 рублей за стандартную и 2000 рублей за экспресс. Это может быть выгодно в случае крупных распродаж или вещей, которые сложно найти в других магазинах.