На 2000 год пришёлся пик пузыря доткомов — только что созданные интернет-компании оценивались в миллионы долларов. 10 марта стремительный рост прекратился и пузырь лопнул. Сотни компаний обанкротились, а многие из тех, что остались, потеряли огромную долю рынка.

Онлайн-ритейлеры из индустрии моды не избежали участи — закрывшийся лондонский boo.com потерял 80 миллионов фунтов, инвестированных JP Morgan, Goldman Sachs и LVMH. Это стало одним из крупнейших провалов в Британии. Однако в том же 2000 году свой сайт запустил 30-летний итальянский предприниматель Федерико Маркетти — и за 19 лет превратил yoox.com (ныне YOOX NET-A-PORTER Group) в бизнес с миллиардными доходами. Его считают Джеффом Безосом от мира моды.

Первоначальная концепция Yoox

Название Yoox появилось от объединения символов мужской и женской хромосомы — (Y) и (X), а две буквы “o” между ними отсылают к двоичному коду. Федерико Маркетти сразу поставил своей целью именно продажу одежды и аксессуаров, без каких-либо дополнений. И не просто вещей, а люксового сегмента. Самая первая строчка его бизнес-плана гласила о том, что он хочет сделать Yoox главным интернет-партнёром для лидирующих брендов.

В 2019 году на Yoox есть коллекции от Armani, Prada, Yves Saint Laurent, Dolce & Gabanna, Helmut Lang, Lanvin. Помимо них на сайте есть ещё сотни брендов, но даже этого короткого списка хватит, чтобы понять — Маркетти удалось достигнуть своей цели. Однако в 2000 году убедить ведущие дома моды в том, что им нужен представитель в интернете, было чрезвычайно сложно. Сегодня же купить Helmut Lang и другие подобные марки можно и в России.

Личный фактор основателя Yoox

Маркетти создал бизнес-план осенью 1999-го, уволился с работы в декабре, в январе 2000-го начал предлагать идею инвесторам — но никто не соглашался. В середине февраля он наконец получил 1,2 миллиона фунтов от тогдашнего директора итальянской компании Olivetti.

К концу марта акции интернет-компаний падали по всему миру, но Маркетти оставался равнодушным: «Я предан своим планам. Если у меня есть видение и есть план, как прийти к этому видению, то мне не важно, что происходит вокруг меня». Тем не менее, в сделке была доля удачи. «Если бы это было на два месяца позже, ничего бы не случилось, это точно». Примерно с апреля 2000-го инвесторы прекратили вкладываться в проекты на протяжении трёх лет. Новых денег не получал никто.

Как развивался магазин Yoox в 2010-х

В 2010 году компания Yoox Group стала работать на территории Китая, открыв для себя огромную аудиторию c запуском китайского Yoox несколькими годами позже. В 2011-м компания запустила платформу по автоматизации логистических процессов в Италии — как раз один из шагов, благодаря которым Маркетти сравнивают с Безосом. Логистика Yoox выстроена так, чтобы обрабатывать десятки тысяч заказов ежедневно по всему миру.

В 2015 году компания Yoox Group объединилась с Net-A-Porter Group, другим онлайн-ритейлером. Вместе они стали лидером в сфере люкс-сегмента, которого вряд ли кто-либо сможет превзойти в ближайшее время.

Заказ и доставка в Россию из магазина Yoox

Магазин Yoox осуществляет доставку в Россию — при заказе до 12 000 рублей она обойдётся в одну тысячу, свыше 12 000 — бесплатно. Всегда стоит помнить о том, что при покупках от 500 евро на одно физическое лицо в месяц будет действовать пошлина в размере 30%. Это особенно актуально учесть, если вы планируете заказывать вещи сегмента люкс.