Один из самых любимых актеров середины XX века, Джеймс Стюарт, также известный как Джимми, за свою жизнь снялся в более чем 80-ти фильмах. Он отличился тем, что показывал на экране «маленького человека» без знатного происхождения и выдающихся способностей, который стремится преодолеть трудности на пути к своей мечте. Джеймс играл в таких культовых картинах, как «Мистер Смит едет в Вашингтон», «Филадельфийская история» и «Эта прекрасная жизнь». Он работал с величайшими режиссерами, включая Джона Форда, Фрэнка Капру и Альфреда Хичкока, а также получил премию «Оскар».
Содержание
Выбор карьеры
James Maitland Stewart родился в 1908 году в Индиане, штат Пенсильвания. Единственный ребенок владельца хозяйственного магазина, он работал с самого детства. Стюарт чистил стойла лошадей. В старших классах он играл в футбол и участвовал в местных театральных постановках. Джеймс также учился играть на аккордеоне, который взял с собой в Принстонский университет, где присоединился к музыкальной группе под названием Triangle Club.
Хотя Стюарт получил высшее образование в области архитектуры, он не смог найти работу по специальности. Поэтому выпускник решил устроиться в летний театр вместе с другом из Принстона Джошуа Логаном. Позже Джимми сказал, что если бы тот не попросил его присоединиться, он никогда бы не стал актером. Он бы вернулся домой, чтобы помогать отцу в магазине. Однако вместо этого будущая звезда Голливуда встретил много хороших молодых коллег, одним из которых был Генри Фонда. В 1932 году Стюарт и Фонда жили в одной комнате сначала в Нью-Йорке, а затем в Голливуде.
Первые работы в кино
Джеймс Стюарт играл в бродвейских пьесах в Нью-Йорке, пока кинокомпания Metro Goldwyn Mayer не предложила ему контракт. Он переехал в Калифорнию в 1935 году, дебютировав на большом экране в криминальной мелодраме «Убийство человека». Однако угловатые черты и скромная манера актера привели к тому, что его редко отбирали на кастингах. Все изменилось, когда актриса Маргарет Саллаван, жена Генри Фонды, настояла на том, чтобы Джимми взяли на роль в картине «Когда мы снова полюбим». После этого его талант изображать «обычного человека» заметили режиссеры. Стюарта пригласили в фильмы «Роз Мари», «Жена против секретарши» и «Провинциалка». Первая главная роль досталась Джеймсу в этот же 1936 год, когда Эдвин Л. Марин снял его в боевике «Скорость».
в 1930-е годы Стюарт снялся в лентах «Великолепная инсинуация» и «Рожденная танцевать», где даже спел песню. Следующими стали романтические комедии «За тонким человеком» и «Седьмое небо». Однако, несмотря на обилие предложений, Джимми все еще не был известен. Он продолжал работать на студию, снявшись еще в нескольких картинах, после чего ушел к Columbia Pictures по временному контракту. Там на него обратил внимание режиссер Фрэнк Капра. Он задействовал актера в фильмах «С собой не унесешь» и «Мистер Смит едет в Вашингтон», последний из которых принес Стюарту первую номинацию на премию «Оскар» за изображение застенчивого идеалистического молодого сенатора, борющегося с коррупцией. В следующем году Джеймс наконец получил статуэтку за классику «Филадельфийская история».
Военные годы
В 1941 году Стюарт поступил на службу в армию США. Он любил летать в гражданской жизни, поэтому был назначен в Воздушный корпус. Изначально его не хотели брать на боевые действия по состоянию здоровья. Однако Джеймс много тренировался, работая инструктором, благодаря чему в ноябре 1943 года был отправлен в Европу в качестве командира эскадрильи бомбардировщиков. В конечном счете Стюарт отработал более 1800 часов летного времени примерно в 20 миссиях. Прежде чем Джеймс вернулся домой в 1945 году, он дослужился до звания полковника и получил Крест Летных заслуг, Медаль военно-воздушных сил и Крест за военные заслуги Франции. Стюарт оставался в запасе до 1968 года и был повышен до бригадного генерала в 1959 году.
Сотрудничество с Альфредом Хичкоком и Энтони Манном
Первой картиной после возвращения Джимми стала драма «Эта прекрасная жизнь» Капры. Роль Джорджа Бэйли, честного банкира, страдающего от личных и финансовых проблем, принесла Стюарту третью номинацию на «Оскар». Хотя фильм не имел успеха в прокате в те годы, сегодня он считается настоящей классикой. Это связано в основном с многочисленными телевизионными шоу 1970-х годов. В 1999 году он занял 11-е место в списке 100 лучших фильмов всех времен по версии Американского института кино.
В конце 1940-х годов Стюарт снова стал много сниматься. Среди работ стоит отметить комедию «Волшебный город», нуар «Звонить: Нортсайд 777» и «Наш свадебный путь», где актер сыграл в паре с Генри Фонда и Берджессом Мередитом. Однако актер был уже не молод, и стало ясно, что он больше не может показывать наивного молодого персонажа, как в довоенных фильмах. Тогда началась следующая глава в жизни Джеймса. Он встретился с Альфредом Хичкоком, который помог пересмотреть имидж Стюарта. Первой совместной работой стала экспериментальная картина «Веревка».
В 1950-е годы Джимми познакомился с Энтони Манном, который снял его в фильме «Винчестер-73». Он стал одним из самых успешных вестернов классического Голливуда. Через два года режиссер позвал актера на съемки драмы «Излучина реки». Основанный на романе 1950 года «Изгиб змеи» Билла Гулика, фильм рассказывал о крутом ковбое, который рискует своей жизнью, чтобы доставить конфискованные припасы хозяевам после того, как в регионе было обнаружено золото. Союз двух талантливых людей продолжился еще с шестью картинами:
- Обнаженная шпора/The Naked Spur – 1953;
- Грозовой залив/Thunder Bay – 1953;
- История Гленна Миллера/The Glenn Miller Story – 1954;
- Далекий край/The Far Country – 1954;
- Человек из Ларами/The Man from Laramie – 1955;
- Стратегическое воздушное командование/Strategic Air Command – 1955.
В это же время Альфред Хичкок вновь обратился к Стюарту, чтобы снять его в детективном фильме «Окно во двор». Джеймс уже был настоящей звездой, представ в образе элегантного мужчины. Он даже надел часы марки Tissot, исполняя главную роль фотографа Эла Би Джеффриcа. Спустя два года Стюарт сыграл доктора Бенджамина Маккенна в шпионском триллере Хичкока «Человек, который слишком много знал». Четвертой совместной работой стал триллер «Головокружение». Для Альфреда актер стал тем, кто воплотил в жизнь американского обывателя, чьи личные причуды и навязчивые идеи зачастую вели к трагическому исходу.
Поздние фильмы
Наивные сельские жители, которых Джеймс Стюарт показывал в начале карьеры, в 50-е и 60-е годы уступили место более сложным, тонким ролям. После Хичкока Джимми снялся в драме «Анатомия убийства», военном фильме «Дорога в горах», вестернах Джона Форда «Два всадника» и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса», а также драме этого режиссера «Осень Шайеннов». Актер также запомнился ролью второго плана в фильме с Джоном Уэйном «Самый меткий» 1976 года. В последующие годы Стюарт неуклонно работал, параллельно снимаясь в программе «The Jimmy Stewart Show» и телесериалах «Харви» и «Хокинс». За роль в последнем он удостоился премии «Золотой глобус».
Джимми так и не потерял мальчишеского очарования, которое бросилось в глаза еще в 1920-х годах. Седой и все еще тихий, он всегда был желанным гостем на вечерних шоу, где восхищал зрителей голливудскими историями и поэзией. У него также была хорошо продаваемая книга «Jimmy Stewart and His Poems», опубликованная в 1989 году. Последней работой Стюарта стало озвучивание персонажа по имени Уайли Берп в анимационном фильме «Американская сказка 2: Фейвел едет на Запад» 1991 года.
Личная жизнь Джеймса Стюарта
Джеймс не был героем голливудских сплетен, в отличие от многих его коллег. До 41 года он оставался холостяком, а затем тихо женился на разведенной матери двух детей Глории Хэтрик Маклин. Брак, в результате которого родились дочери-близнецы, длился более 45-ти лет. Когда в 1994 году от рака скончалась супруга Стюарта, актер так и не смог прийти в себя. Он стал затворником, проводя большую часть времени в своей спальне, выходя из дома только для того, чтобы поесть и навестить детей. Джеймс исключил из своей жизни большинство людей, не только СМИ и фанатов, но также коллег и друзей. Когда в 1996 году ему потребовалось заменить аккумулятор в кардиостимуляторе, Стюарт отказался. У него начались проблемы с сердцем, а затем развился тромбоз. Джеймс умер 2 июля 1997 года в своем доме в Беверли-Хиллз от сердечного приступа. Звезде Голливуда было 89 лет.
Джимми Стюарт был одним из самых востребованных актеров в 1950-60-х годах с картинами, которые стали вечной классикой. Его военное прошлое и семейные переживания, а также широко разрекламированная преданность домашним животным, включая лошадь, на которой Джеймс ездил в большинстве своих вестернов, сделали его любимцем публики. Он также получил Почетную премию Академии в 1985 году за «50 лет значимых выступлений, за высокие идеалы, как на экране, так и за его пределами, с уважением и любовью от своих коллег». Неохотно рассказывая о своем ремесле в прессе, Стюарт говорил, что рассматривает актерское мастерство как навык, а не искусство:
«Часть умения, как я всегда думал, состоит в том, чтобы сделать так, чтобы актерское мастерство не показывалось. По мере развития навыка актерское мастерство… проявляется меньше, и становится такой магической вещью».
«Я Джеймс Стюарт, играю Джеймса Стюарта. Я не могу возиться с отличными от меня характеристиками. Я играю вариации себя».
Фильмы Джеймса Стюарта
Неупомянутые картины:
- Последний гангстер/The Last Gangster – 1937;
- Темно-синий и золотой/Navy Blue and Gold – 1937;
- Из человеческих сердец/Of Human Hearts – 1938;
- Оживленная леди/Vivacious Lady – 1938;
- Банальный ангел/The Shopworn Angel – 1938;
- Созданы друг для друга/Made for Each Other – 1939;
- Ледовое безумство/The Ice Follies of 1939 – 1939;
- Этот замечательный мир/It’s a Wonderful World – 1939;
- Дестри снова в седле/Destry Rides Again – 1939;
- Магазинчик за углом/The Shop Around the Corner – 1940;
- Смертельный шторм/The Mortal Storm – 1940;
- Нет времени на комедию/No Time for Comedy – 1940;
- Приходи со мной жить/Come Live with Me – 1941;
- Горшок золота/Pot o’ Gold – 1941;
- Девушки Зигфилда/Ziegfeld Girl – 1941;
- Ты останешься счастливой/You Gotta Stay Happy – 1948;
- История Страттона/The Stratton Story – 1949;
- Малайя/Malaya – 1949;
- Сломанная стрела/Broken Arrow – 1950;
- Харви/Harvey – 1950;
- Большой куш/The Jackpot – 1950;
- Нет пути/No Highway in the Sky – 1951;
- Величайшее шоу мира/The Greatest Show on Earth – 1952;
- Карбин Уильямс/Carbine Williams – 1952;
- Дух Сент-Луиса/The Spirit of St. Louis – 1957;
- Опасный перегон/Night Passage – 1957;
- Колокол, книга и свеча/Bell, Book and Candle – 1958;
- История агента ФБР/The FBI Story – 1959;
- Мистер Хоббс берет выходной/Mr. Hobbs Takes a Vacation – 1962;
- Как был завоеван Запад/How the West Was Won – 1962;
- Возьми ее, она моя/Take Her, She’s Mine – 1963;
- Дорогая Брижит/Dear Brigitte – 1965;
- Шенандоа/Shenandoah – 1965;
- Полет Феникса/The Flight of the Phoenix – 1965;
- Редкая порода/The Rare Breed – 1966;
- Файеркрик/Firecreek – 1968;
- Бандольеро/Bandolero! – 1968;
- Общественный клуб города Шайенн/The Cheyenne Social Club – 1970;
- Парад дураков/Fools’ Parade – 1971;
- Аэропорт 77/Airport ’77 – 1977;
- Вечный сон/The Big Sleep – 1978;
- Магия Лесси/The Magic of Lassie – 1978;
- Сказка об Африке/A Tale of Africa (The Green Horizon) – 1980.