Салемские ведьмы

Людей, подозреваемых в колдовстве, преследовали с древности. Еще в законах Хаммурапи ведьмам и колдунам полагалась смертная казнь, которую в случае недоказанных обвинений заменяли “испытанием водой”.

Содержание

В 1478 году пика своего могущества достигает институт святой инквизиции. Именно тогда король Фердинанд и королева Изабелла учреждают Испанскую инквизицию, и в Западной Европе начинается период особо яростных гонений подозреваемых в ведовстве. Закончился он в середине 17-го века, но в других частях света всплески “колдовского геноцида” еще случались. Один из них – процесс над салемскими ведьмами, начавшийся в США в 1692 году.

Salem’s Lot

Город Салем в 1626 году основали пуритане – английские протестанты, отколовшиеся от официальной церкви. В середине 17 века колдовство оказалось в числе уголовных преступлений. На происки ведьм сваливали разные события – что-то странное, непонятное или просто выгодное нечистым на руку судьям.

Переселенцы были фермерами и умели хорошо работать. Семьи их разрастались, земельные наделы приходилось расширять. Где в те времена была свободная земля? Конечно же, у коренных жителей, индейцев разных племен, территории которых захватывались многими способами – от агрессивного сгона до заключения хитрых сделок.

Пуритане вынуждены были вести себя как и все колонизаторы. Они отбирали земли у индейцев, чтобы превратить их в поля и пастбища. Это были религиозные фанатики, жизнь которых сурова и полна испытаний – неурожаи, гибель домашних животных, плохая погода, умирающие дети. Всем бедам находилось одно объяснение – бог разгневался и наказывает своих неразумных чад.

Пуритане о сверхъестественном

По представлениям пуритан человеческой душе в момент рождения предопределяется, куда она попадет – в рай или в ад. Изменить место назначения нельзя, но можно отыскать вокруг себя указующие на божью волю знаки. В пуританских религиозных традициях отсутствуют многие привычные православным элементы: святые заступники, иконы, святая вода. Защитить себя от зла они могли единственным способом – молиться. Но молитвы не спасали от ведьм. Так появилось понимание, что с уличенными в колдовстве можно справиться единственным способом – физически уничтожить их.

У пуритан ведовство считалось по большей части женским занятием. В головах этих строгих аскетов женщина была более похотливой и менее стойкой перед влиянием дьявола, чем мужчина. Надо понимать условия жизни тогдашних пуритан – из Англии в Новый свет они бежали из-за религиозных гонений. Протестанты-фундаменталисты хотели поселиться в чистом от пороков месте, но оказались на землях язычников-индейцев. Даже свой город они назвали Салем в честь Иерусалима. Дохристианская Америка была территорией дьявола, и она подлежала очищению. Зажжение огня истинной веры не обошлось без уничтоженных ведьм – считающие себя добропорядочными христианами люди через три с лишним столетия выглядят не иначе как крайне жестокими глупцами.
Ведьмы в Массачусетсе

Пуритане не только расчетливы, бережливы и трудолюбивы. Людям, которые много и тяжело работают, лишают детей игрушек и с малых лет учат тех ремеслам, свойственна прижимистость и скверный характер. В Салеме, как и во всех подобных общинах, пастора выбирали сами горожане, они же платили ему жалование. Однако фермеры были слишком скупы, и желающие заботиться о такой пастве находились с трудом. Два пастора подряд ушли со своих постов, отработав по два года. За ними пришел Сэмюэл Пэррис, в семье которого и начались проблемы, спровоцировавшие салемскую охоту на ведьм.

В начале 1692 года дочь и племянницу пастора (9 и 11 лет) поразил странный недуг. Девочки катались по полу, корчились в странных позах и издавали пугающие звуки. Пэррис попытался прочитать им молитву, но больные стали кричать, затыкать уши, убегать и прятаться под мебелью.

Девочек осмотрел доктор. Он постановил, что детей заколдовала ведьма – подобный случай несколько лет назад описывал в своих трудах выпускник Гарварда и священник Северной церкви Бостона Коттон Мэзер. Когда начали искать ведьму, больные указали на рабыню по имени Титуба, прислуживавшую в доме Пэрриса. Она рассказывала детям о колдовстве.

Вскоре заболело еще несколько человек, и борцы с ведьмами стали работать активнее. Они арестовали трех женщин. Чернокожую (по другим сведениям – индианку) Титубу, нищенку Сару Гуд и одинокую больную вдову Сару Осборн обвинить в колдовстве было легко. Все подозреваемые долго не ходили в церковь, у них не было защитников, а Осборн еще и судилась с пастором по какому-то имущественному вопросу. У общества сомнений не оставалось – женщин справедливо обвиняли в колдовстве.

В марте арестовали еще 4 человек, в том числе, четырехлетнюю дочь Сары Гуд. Скучавшая по матери девочка сказала, что и она ведьма, и ее тоже бросили в тюрьму. Еще одна арестованная по имени Марта Кори открыто насмехалась над судом, потому что в колдовстве начали обвинять уже и добропорядочных прихожанок церкви. Смелого выражения своего мнения оказалось достаточно, чтобы угодить за решетку.

Суды и казни

Судебный процесс стартовал в мае 1692 года. К тому моменту процесс стал самоподдерживающимся – за решетку бросали всех, на кого указывали больные девочки. Они якобы видели в них приходивших во сне призраков. Проверяли всех подозреваемых просто – их подводили к детям во время припадка, и если от прикосновения он прекращался, то женщину объявляли ведьмой.

Приговоры выносила судебная коллегия, в составе которой было три друга пастора Пэрриса и вице-губернатор. Председательствовал на процессе Уильям Стафтон, у которого не было юридического образования. За ходом суда следил тот самый Коттон Мэзер, показавший в своих трудах прецедент с повешенной в 1688 году ведьмой-служанкой, околдовавшей детей хозяина.

Первая казнь состоялась 10 июня – повесили старуху Бриджит Бишоп. 19 июля та же участь постигла еще несколько женщин. Через месяц состоялись новые казни, причем среди жертв оказался и бывший пастор Салема – ему не помогло ни заступничество десятков горожан, ни прочитанная у виселицы молитва. Считалось, что колдун не может помолиться без запинки. Священник смог, но палач тут же нашелся – он сказал, что за спиной обвиняемого стоял сам дьявол в образе черного человека и нашептывал слова.

Самая впечатляющая история произошла с 80-летним фермером по имени Жиль Кори. По тогдашним законам все имущество осужденных за колдовство конфисковывалось, а старик был состоятельным фермером. Проводить суд без показаний нельзя, и тогда к Кори применили особую пытку – на грудь положили доски, а на них водрузили тяжелые камни. Если бы фермер под давлением признал вину, то его земли бы отобрали. Но старик молчал и только просил подложить побольше камней, чтобы быстрее умереть. Он не хотел пускать свою семью по миру, и умер через два дня пытки. Вскоре после смерти Кори повесили его жену и еще семерых человек.

Властная рука

Преследования ведьм начали выходить за пределы Салема, больных девочек стали возить в другие города, чтобы и там искать одержимых дьяволом. В высших кругах заговорили о том, что суду не следует считать неопровержимым доказательством только лишь видения жертв. Появились и близкие к современным представлениям о смертной казни мнения – лучше оставить в живых несколько ведьм, чем казнить одного невиновного человека. Одна из указывавших на ведьм девочек однажды призналась матери, что просто развлекается. Но потом она испугалась и снова начала говорить про колдовство.

Дискуссия об этической стороне вопроса дошла до губернатора штата, и он издал приказ, запрещающий судам принимать видения в качестве доказательств. Аресты прекратились, большинство брошенных в тюрьмы отпустили. Всего за время антиведьминской кампании за решеткой побывало около 200 человек. 31 из них был осужден, 19 повесили, пятеро скончались в камерах, старика Кори задавили камнями. Охота продолжалась больше года.

В 1697 году о совершенной ошибке сказали судьи, еще через 5 лет их решения были признаны незаконными. В 1706 году одна из наветчиц призналась, что называла ведьмами и колдунами невинных людей. Выйти замуж впоследствии удалось только одной из этих девушек, отправлявших своих соседей в тюрьму и на смерть.

В Массачусетсе через 300 лет решили еще раз вспомнить об этой истории, и в 1992 году в Салеме поставили памятник жертвам расправ религиозных фанатиков. В 2001 году губернатор еще раз подтвердил, что все обвиняемые были невиновны.

Власти города умело использовали трагическую историю и сделали из Салема интересное для туристов место. Здесь сохранился Дом ведьм, построенный в 1670 году. В нем проходил тот самый судебный процесс. Вокруг Салема поддерживается мистический ореол, чему помогли несколько литературных произведений и экранизаций истории.