Антон ЛаВей

“Антон ЛаВей — сложный и во многих своих проявлениях пугающе обманчивый человек.”

Бланш Бартон «Тайная жизнь сатаниста»

Антон Шандор ЛаВей был одной из ключевых фигур, повлиявших на современный оккультизм и ставший популяризатором сатанизма в ХХ веке. ЛаВей создал «Церковь Сатаны» и был автором «Сатанинской библии». Также «Чёрный папа», как окрестили Антона журналисты, оказал огромное влияние на неформальную культуру. Именно ему мы обязаны появлением «козы», которую воздевают к небесам на металлических концертах.

Содержание

Антон ЛаВей

Черный папа

Подлинность биографии Антона вызывает сомнения. Источники описывающие жизнь Шандора:

  1. «Тайная жизнь сатаниста», написанная вдовой Ла Вея и по совместительству бывшей верховной жрицей Церкви Сатаны Бланш Бартон;
  2. «Мститель Дьявола», автором, которой является Бертон Вульф, позже также занявший пост в церкви Чёрного папы;
  3. Интервью самого лидера движения сатанистов.

После смерти «Чёрного папы» с опровержениями написанного выступила одна из дочерей Антона Зина, её муж Николас Шрек (статья «Антон ЛаВей: миф и реальность») и бывший адепт церкви Майкл А. Акин. Прочитав высказывания этих граждан под вопрос ставится не только карьера великого богохульника до того, как он стал руководить Церковью Сатаны, но даже подлинность его имени.

Стоит добавить, что, читая «Тайную жизнь сатаниста», понимаешь, что её написал не просто влюблённый в главного героя человек, а маниакально преданный ему и готовый даже поверить в то, что бабушка ЛаВея была родом из Трансильвании и пичкала его в детстве историями о вампирах, оборотнях и колдовстве (это стандартный образ для нуарных фильмов ужасов 30-х, 40-х гг.)

В этой статье будет рассмотрено жизнеописание рекламщика Люцифера и опровержение его деятельности.

Ранние годы

Антон Шандор ЛаВей родился 11 апреля 1930 года в городе Чикаго, штат Иллинойс, США. Родителей дьяволоведа звали Джозеф и Августа. Но согласно свидетельству о рождении его данные гласят следующее: дата рождения – 11.04.1930, округ Кук, Иллинойс; родители – Майкл и Гертруда Леви. Дед Антона по материнской линии был грузинским троцкистом Борисом Колтоном. Батяня же сатаниста занимался продажей спиртного.

ЛаВей утверждал, что его фамилия французского происхождения. Якобы дед богоборца приехал в Штаты из коммуны Ле-Ве (Франция) и их фамилия Боэм была изменена на Ла Вей. Дочь Антона напротив заявляла, что его настоящие имя и фамилия согласно свидетельству о рождении Говард Стентон Леви. В детстве будущего Чёрного папу называли Тони. Но не будем на этом заострять внимание, а продолжим путешествие по биографии Шандора.

Спустя какое-то время чета ЛаВеев переезжает в Сан-Франциско, Калифорния. В детстве юный маргинал увлекается музыкой. Любимыми инструментами становятся фортепиано и аккордеон. Второй страстью Тони была литература об оккультизме, мистике и сверхъестественном. Большое влияние на Тони производят Лавкрафт (как же без него), серия рассказов о приключениях оккультного детектива Томаса Карнаки Уильяма Хоупа Ходжсона, сборник рассказов в жанрах фэнтези, ужасов и научной фантастики «Псы Тиндалоса» Фрэнка Бенклапа Лонга.

Антон ЛаВей
Молодой Антон ЛаВей

Госпожа Бланш Бартон в своей книге пишет: «…к 12 годам Тони успел проштудировать (и был ими разочарован) имевшие широкое хождение оккультные гримуары вроде «Albertus Magnus» и «Шестой и седьмой книги Моисея». Он обнаружил, что магические трактаты Монтегю Саммерса и Артура Уэйта переполнены бесполезной заумью, и сосредоточился на подлинной магии гипноза и сценических эффектах».

Тут же возникает пара вопросов:

  1. Где двенадцатилетний пацан достал эти книги (я не говорю о том, что их было трудно достать? Тот же «Шестой и седьмой ключ Соломона», скорее всего, был завезён в США немецкими мигрантами в начале XIX века и использовался вплоть до второй половины XX-го)?
  2. Почему он дочитал их до конца, так как они были для него скучны и малопонятны? Но опять же юных гениев никто не отменял. Как пример, вспомним Моцарта.

По признанию самого Антона, мистические рассказы произвели на него большее впечатление, чем магические гримуары.

Весной 1945 года один из дядь ЛаВея был нанят гражданским инженером восстанавливать взлетно-посадочные полосы для армии США в Германии. Пятнадцатилетний Тони отправляется с ним. Согласились ли сами родители с тем, что подросток едет чёрт знает куда, или он сам сбежал, Бартон не пишет.

Во время этого путешествия он увидел конфискованные немецкие фильмы. На Тони произвели впечатление: «Кабинет доктора Калигари», «М» и фильмы о докторе Мабузе. Там же со слов Бланш он слышит о СС, посчитав их орденом дьяволопоклоников. Дядя, который, как он утверждал, привез его в Германию, был заключен в тюрьму острова Макнил за причастность к преступной деятельности, связанной с Аль Капоне, в 1945 году. Военное положение союзников запрещало гражданам США посещать послевоенную Германию.

В последствии ЛаВей признаётся: «Моим миром был мир конца 30-х – начала 40-х. Моя кристаллизация свершилась в эпоху ‘film noir’, сразу после войны – в эту странно-жуткую сумеречную эру. Разве удивительно, что я таков, каков есть? Сатурн доминировал в тот период, когда я достиг своей зрелости. Мои воспоминания тянутся из того допотопного мира, что был до войны».

Кумирами ЛаВея становятся Хьюи Лонг, Распутин, Калиостро, сэр Бэзил Захарофф (он же Василий Захарофф), Мильтон, Джек Лондон, Ницше, Аль Капоне.

ЛаВей в цирке

Бросив школу весной 1947 года, пиарщик Люцифера устроился на работу в цирк Клайда Битти разнорабочим и помощником дрессировщика. Поначалу обязанностью ЛаВея было кормить и поить представителей семейства кошачьих.

Спустя какое-то время Шандору доверяют выступать в клетке с львами и тиграми. Чтобы стать своим для зверей, кормя животных, Тони клал свой гамбургер на землю рядом с их едой, подражая издаваемыми ими звукам. Занимаясь с кошками в клетке, он вслед за ними полз по опилкам. Периодически ЛаВей спал вместе с животными в клетках.

Воспоминания Ла Вея об этом периоде:

«Когда я жил “под шатром волосы мои превратились в настоящие космы”. Я носил черные облегающие штаны с цельнокроенными красными рубахами и черными кожаными сапогами — просто это были «фирменные» цвета шоу. Публика, должно быть, записала меня в члены какого-нибудь монгольского племени. Имидж этот был мне по душе, и я им гордился. Кажется, он действовал и на публику, и на кошек».

Антон начинает играть во время представлений на каллиопе, подсидев каллиописта-алкоголика.

ЛаВей вспоминал, что видел одних и тех же людей, посещавших откровенные для того времени вечерние шоу в субботу (на сцене были девушки, одетые в крайне обтягивающую одежду) и церковные палатки по воскресеньям, что привело к циничному отношению к христианству и человеческой натуре в целом. Подобное можно прочесть в автобиографии Брайана Уорнера ака Marilуn Manson, где он вспоминает о том, что текст к песне ‘Cake and sodomy’ он написал после просмотра ночью кабельного телевидения, где на одном канале можно было лицезреть религиозные проповеди, на другом рекламу, а на третьем порно.

В архивах Битти нет записей о «Леви» или «ЛаВее», как об укротителях львов или музыкантах. Конселло, Аланза и Кристианис никогда не были исполнителями Битти; они работали исключительно в цирке братьев Ринглинг. Источники: “Маршрутные книги Битти 1947 года”, “Мировой музей цирка, Барабу, Висконсин”.

Антон ЛаВей

После цирка

Покинув шатёрный бизнес, Шандор играет на органе в барах и ночных клубах Лос-Анджелеса. В тот период у ЛаВея был краткосрочный роман с Мэрилин Монро. По  словам Чёрного папы в постели она была холодна и в целом особо ничем не выделялась. Позже с опровержениями выступил агент актрисы.

Одновременно Антон занимается фотографией. Он получает работу в фирме Paramount Photo Sales, где снимает полуобнажённых женщин. 

В сентябре 1949 года ЛаВей поступил в Сити-колледж Сан-Франциско на специальность «криминалистика». Хотя судя по отчетам СК СФ не имеет записей о регистрации ЛаВея.

Тони устраивается работать фотографом в полицейское управление Сан-Франциско. Его занятием было фотографировать места убийств, автомобильных катастроф, взрывов.

ЛаВей по поводу своей работы фотографом: “Я увидел самую кровавую и мрачную сторону человеческой природы. Людей, застреленных психами, зарезанных своими друзьями, детей, размазанных по сточным канавам водителями, скрывшимися с места происшествия. Это было отвратительно и гнетуще, я спрашивал себя: “Где же Бог?” Я начал ненавидеть ханжеское отношение к насилию со стороны людей, повторявших: “На то воля божья”.

В служебных записях Департамента полиции Сан-Франциско нет ни «Говарда Леви», ни «Антона ЛаВея». Фрэнк Мозер, который был фотографом SFPD в начале 1950-х годов, сказал, что ЛаВей никогда не работал в Департаменте. Источники: отчеты Департамента полиции, Фрэнк Мозер.

По понятным только ему причинам пиарщик Люцифера через друзей связался с подпольными еврейскими организациями, поставлявшими оружие во вновь образованное государство Израиль.

Охотник за паранормальными явлениями

К 1951 году Антон начинает искать официальные группы поклонников дьявола. Он посещает собрание членов «Ордена Телема» в Беркли, последователей Алистера Кроули. Встреча произвела на Шандора негативное впечатление.

Ещё одним увлечением Доктора становится написание картин. Неугомонный Ла Вей экспериментирует с техникой, вдохновляясь работами Ивана Ле Лорейна Олбрайта.

Через год происходит ещё один неожиданный поворот в карьере Чёрного папы. В полиции он принимает звонки по номеру «800», приходившие из различных отделений. На этот номер звонили те, кто рассказывал о привидениях, НЛО и других паранормальных явлениях. Шандор начинает заниматься их исследованиями. Для этого Антон использовал терменвокс – один из ранних электронных инструментов. ЛаВей уверял, что настроенный на фиксированную частоту, он позволял отслеживать какие-либо отклонения с помощью уровня и интенсивности своего звучания, если некое «присутствие» как-то себя обнаруживало. По факту, терменвокс использовали в качестве музыкального инструмента для фоновой музыки в фильмах о домах с привидениями. Для фиксации появления призраков ЛаВей устанавливал камеру, заряженную инфракрасной пленкой и магнитофон.

В течение нескольких лет у «охотника за привидениями» появилась стабильная клиентура. Люди платили хорошие деньги за «очистку» их домов от духов или за то, что Антон гипнотизировал их в целях бросить курить или похудеть

Для поддержки доходов Антон вернулся к игре на органе в заведении под названием «Мориз Пойнт», а также в ресторане «Потерянный уикенд».

Благодаря вышеуказанному, богоборец становится местной знаменитостью. В 1956 году ЛаВей вместе со своей женой Кэрол переезжает в дом на «6114 Калифорния Стрит», район Ричмонд в Сан-Франциско, принадлежавший отцу Антона. Дом был построен в викторианском стиле. Чёрный папа получил этот дом в подарок от своего отца, символически заплатив за него один доллар с условием, что он оплатит ипотеку. ЛаВей выкрашивает здание в чёрный цвет и впоследствии использует дом в качестве штаб-квартиры Церкви Сатаны. По версии знаменитого сатаниста в прошлом дом был притоном, имевшим массу потайных ходов и т.п.

Штаб-квартира Церкви Сатаны
Штаб-квартира Церкви Сатаны

Раз в неделю по пятницам Чёрный папа читал лекции о привидениях, экстрасенсорике, снах, вампирах, оборотнях, гадании, церемониальная магии и т.д. Спустя какое-то время вход на лекции становится платным. Билеты стоили 2,5 доллара. Лекция о Черной мессе завершалась ритуалом, который разработал ЛаВей лично.

Дьяволовед идёт дальше. Во время лекции по каннибализму и человеческим жертвоприношениям слушателей приглашали принять участие в приготовлении бедра женщины. Нога была предоставлена одним из постоянных посетителей лекций Антона врачом из Беркли, который добыл её после ампутации. Сожительница ЛаВея приготовила блюдо под названием «пуака балава» — «длинная свинья». Она подала мясо с бананами и ямсом в точности так же, как это делали жители островов Фиджи, добавив бобовое вино Тонка и гусениц, которыми выложила блюдо.

Антон ЛаВей

Постепенно среди посетителей лекций образовался «Магический круг». Его целью стали встречи для исполнения магических ритуалов, найденных или изобретенных ЛаВеем. Информацию для ритуалов дьяволовед черпал из собранной им библиотеки. Библиотека была посвящена чёрной мессе, тамплиерам, клубу «Адского огня» и английскому ордену «Золотой Рассвет». Дополнительным материалом для оккультных мистерий собственного изобретения Антон использовал фильмы, увиденные в Германии.

ЛаВей проводил четыре крупные вечеринки в год: на Новый год, накануне летнего солнцестояния, в Вальпургиеву ночь и на Хэллоуин. Антон начинает проводить костюмированные балы, часто они были посвящённые какой-то тематике. Те, кто посещал вечера у богоборца, всегда являли собой широкий спектр профессий и увлечений. Там были художники, адвокаты, врачи, писатели и даже офицеры полиции.

Антихрист суперзвезда

В конце концов, по словам ЛаВея один из его друзей, полицейский инспектор Джек Уэбб, предложил ему: «Почему бы тебе не воспользоваться всеми этими магическими знаниями и философией, которую ты вокруг них накрутил? Знаешь, у тебя уже хватает материала на то, чтобы основать целую новую религию. Ты это понимаешь?»

И вот бунтарь принимает решение создать собственную оккультную организацию, ставшую известной миру под названием «Церковь Сатаны».

В Вальпургиеву ночь 1966 года (ночь с 30 апреля на 1мая) гражданин США Антон Шандор ЛаВей обривает голову сообщая всем, что обнажённый череп это часть имиджа колдуна (хотя по факту его образ похож на Минга Беспощадного, злодея из научно-фантастического комикса «Флэш Гордон»). 1966 год Чёрный папа объявляет Anno Satanas (годом Сатаны), началом новой Эры Огня, также эта ночь считается ночью создания Церкви Сатаны.

ЛаВей о Церкви Сатаны: «Мы использовали формулу: на девять частей общественной респектабельности одна часть возмутительного. Мы основали Церковь Сатаны — нечто, что должно было бы развенчать все концепции церкви как таковой. Это был храм потворства желаниям вместо того, чтобы быть одним из храмов воздержания, которые строились до этого. Мы не хотели, чтобы это было не прощающее или неприветливое место, напротив, это должно было быть место, где вы получали удовольствие».

В 1967 году Чёрный папа начинает активно пиарить свою Церковь. Первого февраля проводится сатанинская свадебная церемония журналиста Джона Рэймонда и нью-йоркской светской львицы Джудит Кейс. Фотографом на свадьбе был Джо Розенталь, автор фотографии поднятия флага американскими войсками на горе Сурибачи во время Второй мировой войны.

Двадцать третьего мая Антон проводит первое публичное сатанинское крещение. ЛаВей крестит свою трёхлетнюю дочь Зину. Во время церемонии дочурка сатаниста была одета в красную мантию с капюшоном. Один из членов Церкви, сервайвалист Курт Саксон, изготовил амулет для Зины. Это был многоцветный Бафомет с рожком мороженого, леденцом и т.п. Всё это было заключено в круг.

В декабре к Шандору обратилась жена Эдварда Ольсена, которая хотела, чтобы Верховный Священник провел церемонию погребения её недавно умершего мужа, офицера ВМФ. Пара была членами Церкви. На церемонии рядом с караулом присутствовали члены оккультной организации. Моряки протянули над гробом американский флаг, в то время как ЛаВей произнес похоронную речь. В конце церемонии караул ВМФ произвел тройной оружейный салют, а скорбящие прокричали «Славься, Сатана!» и «Славься, Эдвард!».

Антон ЛаВей

ЛаВею нужно было донести свои идеи до масс. Для этого в 1969 году он пишет свой наиболее известный труд – «Сатанинскую Библию». В «С.Б.» описаны каноны сатанизма, а также то, каким должен быть настоящий сатанист. В свет выходит документальный фильм «Сатанис». В картине показываются ритуалы Церкви Сатаны, интервью Чёрного папы и других адептов данного оккультного кружка.

Для закрепления успеха дядя Антон пишет «Сатанинскую ведьму» (1970) и справочник для проведения тёмных обрядов «Сатанинские ритуалы» (1972).

С целью популяризации своих идей ЛаВей принимает участие в туре по стране, выступая в ток-шоу, на радио и давая интервью местной прессе.

Чёрный папа становится героем глянцевых изданий. Поначалу о верховном жреце пишут в мужских журналах. Их интерес вызван тем, что в ритуалах Шандора принимают участие обнажённые девушки, более того голые неофитки являются его алтарями. Позже с ростом известности статьи об Антоне появляются в таких печатных монстрах, как Cosmopolitan, Time, Newsweek.

Дьяволовед ведёт колонку «Письма к дьяволу» в The National Insider. Чёрная месса проводится в прямом эфире вечернего ток-шоу Джонни Карсона на телеканале NBC. Восковая фигура ЛаВея устанавливается в музее мадам Тюссо. ЛаВей становится суперзвездой. Антихристом-суперзвездой.

К 1972 году ситуация меняется. Тони надоедает публичность и слава. Еженедельные мероприятия, проводимые в Чёрном доме, прекращаются. Местом проведения ритуалов становятся пещеры. Идёт речь об отборе членов Церкви Сатаны, то есть просто придя в церковь с желанием стать её адептом человек уже не мог.

В 1975 году происходит реорганизация, и те, кто больше интересовался тем, как Антон сам ее называл, «первой фазой сатанизма» (то есть групповыми ритуалами), были постепенно отсеяны. Пещерная система больше не контролировалась центральным аппаратом Церкви. В принципе, возможно в этот период в организации ЛаВея стали расти недовольства, и то ли люди сами стали уходить, образуя собственные оккультные организации, то ли Чёрный папа сам выпроваживал оппонентов.

ЛаВей стал подчеркивать, что личный статус члена Церкви Сатаны должен отражать его общественный статус. Люди, занимающие высокое положение, должны занимать соответствующие позиции и в организации.

Антон стал более избирателен в своих встречах. Его дом больше не был открыт для любого пришедшего с улицы, желающего его послушать. Из-за этого поползли слухи о распаде Церкви Сатаны и смерти самого Верховного жреца.

Антон ЛаВей

Другие идеи ЛаВея

Теория трапецоида

Ещё одним детищем ЛаВея является теория трапецоида, согласно которой через геометрические фигуры в форме трапеции в тех или иных местах после проведения ритуалов можно проникнуть в «четвёртое измерение». Также оттуда через подобные порталы к нам могут приходить в гости демоны и монстры. Пованивает Лавкрафтом. Занимались этим члены «Магического круга». Первые участники «Круга» носили трапецоид с крыльями летучей мыши, с перевёрнутой пентаграммой и тремя шестёрками. После создания Церкви эту эмблему заменили на Бафомета. ЛаВей требовал, чтобы алтарь для проведения ритуалов был в форме трапеции 3-4 футов в высоту и 5-6 в длину.

Сатанинская элита

ЛаВей мечтал о создании сатанинской империи возглавляемой элитой? практикующей оккультизм. Данная раса господ могла быть создана путём выделения групп людей на основе новой этики. Этики сильных людей, лидеров генетически предрасположенных к этому, близким образом мыслящих людей. Расовая принадлежность при этом не имела значения.

Искусственные люди

Старина Антон занимается изготовлением «гуманоидов», как он их назвал. Он делал скелеты из тех или иных материалов, покрывая их резиной, применяя краски цвета кожи, нанося макияж. Для лиц он делал слепки со своих учеников и знакомых. Иногда в качестве расходников для своих терминаторов Ла Вей применял манекены. Тоже он предлагал делать и своим последователям, при желании снабжая свои поделки искусственными половыми органами, купленными в секс шопах.

Женщины Чёрного папы

Кэрол Лансинг

В 1952 году ЛаВей женится на Кэрол Лансинг, дочери одного из руководителей банка Wells Fargo. Пара знакомится на пляже Плейленд в г. Сан-Франицско. Странно, что биографы не указали местом встречи старое кладбище где-то в восточной Европе. В том же году появляется на свет первая дочь Карла Марица.

Диана Хегарти

В 1959 году в клубе «Мориз Пойнт», где играл богоборец происходит его знакомство с семнадцатилетней Дианой Хегарти, работавшей билетершей в кинотеатре Pacifica. Диана становится спутницей Антона на долгие годы. В 1963 году она рожает ему вторую дочь Зину Галатею. В конце 1960 года Кэрол и Антон разводятся. Диане досталось место Кэрол в «Магическом круге». Официально свои взаимоотношения пара так и не узаконит.

Джейн Мэйнсфилд

Осенью 1966 года происходит знакомство секс символа американского кино Джейн Мэнсфилд с Антоном. Связь была бурной и безумной. Проблемы возникали из-за ревности адвоката актрисы Сэма Броди, являвшегося поклонником самой Джейн. Платиновая блондинка не посылала на три буквы Броди, при этом стараясь всё время находиться рядом с Антоном. Она отрывала его от дел, периодически ведя себя как потаскуха. Помехой этому не была и Диана Хегарти, с которой на тот момент жил ЛаВей. Мэнсфилд периодически гостевала в чёрном доме по несколько дней, загадив его своими вещами. Став адептом Церкви Сатаны, она получила звание «Верховной жрицы церкви Сатаны Сан-Франциско». Всё закончилось смертью актрисы в автокатастрофе в 1967 году.

Рекламный агент Тони Кент организовал встречу Мэнсфилд и ЛаВея в качестве рекламного трюка. Актриса произвела сильное впечатление на Чёрного папу. Мэнсфилд, не делавшая секрета из своих многочисленных романов, отрицала, что была близка знакома с ЛаВеем.

В интервью 1967 года она сказала: «Он влюбился в меня и хотел соединить мою жизнь со своей. Это был смех».

По словам публициста ЛаВея Эдварда Уэббера, Мэнсфилд высмеивала своего поклонника-сатаниста, звоня из собственного дома в Лос-Анджелесе и соблазнительно дразня его, пока ее друзья слушали разговор. Публичные заявления Шандора о том, что у него был роман с Мэнсфилд, начались только после того, как Мэнсфилд погибла.

Джейн Мэнсфилд и Антон ЛаВей
Джейн Мэнсфилд и Антон ЛаВей

Блан Бартон

Особо написать нечего. Двадцатитрёхлетняя Бланш берёт интервью у пятидесятичетырёхлетнего ЛаВея. Её сердце поражает стрела инфернального Амура. После расставания с Хегарти она занимает её место. Да, чуть не забыл: она естественно была членом Тёмной церквушки дедушки Антона и рожает ему третьего ребёнка, пацанёнка с именами Сатана Ксеркс Карнаки.

Смерть

Умер Антон 27 октября 1997 года в г. Сан-Франциско от отёка лёгких. Каламбур заключается в том, что Верховный жрец Церкви Сатаны скончался в больнице св. Марии.

В заключении напишу следующее. То, что говорил о своём прошлом Антон, действительно напоминает жизнь героя приключенческих романов. Тёмного идеалиста, стремящегося к оккультным знаниям и создающего их. С другой стороны возникает вопрос, почему только после смерти Зина вывалила правду о жизни своего отца? Боялась, что лысый фавн не даст пересрать свою биографию? Вопросов много, но ответы на них смог бы дать только сам Чёрный папа.

Единственное, что с уверенностью можно сказать, это то что ЛаВей или Леви был человеком умным, харизматичным, хорошим пиарщиком и действительно в какой-то степени идеалистом. Антон создал свою модель сатанизма, в котором пропагандировалась личная свобода и внутренняя сила, а не убийства и оргии. Он говорил о том, что сатанист может стать чёрным магом, давая при этом пособие по проведению ритуалов.

Антон ЛаВей

Его идеи, завёрнутые в сексуальную раскрепощённость и образы из фильмов ужасов, стали популярны в США благодаря тому, что большая часть населения входила в те или иные христианские конфессии, устои которых многих поражали. Женатый баптист, работавший в фирме менеджером, боялся попасть в ад из-за взгляда на привлекательную девушку. Школьник, посещавший евангелистскую школу, выслушивал оскорбления от своих учителей и оставался после уроков за неподобающее с их точки зрения поведение. И это в 20-м веке.

Автор пишет контркультурную прозу. Стили: радикальный реализм, нон фикшн альтернативная история