Валерий Чаплыгин, Алик Козюра, Василий Кудрящев, Владимир Копылов, Анатолий Яблуновский, и это далеко не весь список известных советских велогонщиков. К этому списку безоговорочно можно отнести героя нашего материала.
Stone Forest побеседовал с Александром Колыбиным, ныне известным тренером по велоспорту и триатлону, а в прошлом гонщиком велокоманды московского “Торпедо”, которая ныне переживает второе рождение и надеется на поддержку таких авторитетов, как Александр.
Здравствуйте, зная, что Ваш отец был важным человеком в отечественном велоспорте (Альберт Федорович Колыбин – чемпион мира по велоспорту среди ветеранов, Мастер спорта и заслуженный тренер России), у Вас просто обязаны были быть предпосылки пристраститься к данному виду спорта. Как папа прививал Вам любовь к велоспорту?
Могу сказать совершенно откровенно, что никто мне специально не прививал любовь к велоспорту. Этого не требовалось. Возможно всё передалось по генам, и мне просто не мешали стать гонщиком, а гонщиком я хотел стать лет с 6 и на вопросы взрослых: ” Кем ты хочешь стать?”, отвечал: “Гонщиком!”. Отец брал меня ребенком с собой на сборы и соревнования команд, с которыми работал, и я впитывал всё самое лучшее, что можно впитать общаясь со взрослыми гонщиками, тренерами, наблюдая за спортсменами на тренировках и соревнованиях на шоссе или треке.
Расскажите о том, как начиналась Ваша карьера? Каким образом Вы оказались в «Торпедо»?
Первый мой старт был в 13 лет на зимнем Чемпионате Мос. области по кроссу. Ехали по снегу в минус 15. Было тяжело. В 16 лет я выполнил КМС на велотреке С.Ю.П.а , а через два дня в гонке-критерием на Воробьевых горах 29 апреля 1978 года я неудачно упал и получил открытый перелом бедра (кость насквозь порвала велошорты). Лежа в реанимации, я просил принести мне книги про велоспорт. Менее чем через год я выиграл первенство г. Москвы среди юниоров на шоссе, выступая за команду московского “Динамо”.
После окончания школы в этом же году мне поступило предложение от Воронова В.С. выступать за команду “Торпедо” и первая запись в моей трудовой книжке – это запись О.К. АСК ЗИЛ. В 1981г в 19 лет я стал Чемпионом г. Москвы на треке, выполнил Мастера спорта на шоссе, у нас была довольно мощная команда, и мы часто побеждали на различных соревнованиях.
Как Вам работалось под руководством Воронова В.С.? Что он был за человек?
Воронов В.С. был замечательным человеком, он был не только тренером, но в основном прекрасным менеджером для команды, обеспечивая нас как инвентарем, так и достойной зарплатой. Зарплата штатного гонщика была примерно 180 – 200 рублей в месяц.
Вспомните самый яркий момент из Вашей карьеры, который навсегда остался в вашей памяти.
Таких моментов было много, но один из них – это когда я разминался на велостанке перед гонкой Спартакиады города Москвы на 150 кругов на треке в 1983 году, за что получил Мастера спорта в гонках на треке. Я прогревался до такой степени, что с меня текла вода, смотрел на других гонщиков, также разминающихся, и думал: “Напрасно вы тратите силы, сегодня я выиграю эту гонку в одну калитку”. Так и вышло. Потом мне сказали, что я летал по полотну велотрека как вертолет, набрал больше всех очков на промежуточных финишах и уехал от второго места на несколько кругов. 150 кругов на треке – это 50 км, моё время как победителя было 59 минут с копейками. В общем быстрее 50 км/ч.
Как Вы считаете, достаточно ли освещён велоспорт у нас в стране? Что нужно сделать, чтобы поднять к нему интерес?
Велоспорт освещается очень скудно и непрофессионально, неинтересно. Надеюсь эта тенденция будет меняться. Только один канал транслирует велогонки – это Eurosport, и за это им огромное спасибо. Но внутренние соревнования, такие как Чемпионаты России, Москвы, гонки серии Masters, не освещаются совсем, а уж анонсов о предстоящих стартах не бывает и подавно. Поэтому ездим при пустых трибунах даже на Олимпийском велотреке в Крылатском.
Каковы по Вашему мнению перспективы у российского велоспорта в ближайшем будущем?
Перспективы в основном зависят от общего благосостояния страны, чем богаче страна, тем больше у её людей возможностей для занятий спортом. Велоспорт недешевый вид спорта: велосипеды, форма, тренировочные сборы, помощь специалистов, аренда велодромов и прочее, всё не может держаться только на шее родителей или любителей. Государство и спонсоры должны активно поддерживать велоспорт, как это происходит в развитых странах, надо и в этом с них брать пример, а не только в цене на бензин или стоимости штрафов за парковку.
Чем Вас заинтересовал такой вид спорта как триатлон?
В 1990 году меня позвали работать тренером в Федерацию Триатлона СССР и обеспечивать велосипедную часть подготовки сборной команды СССР по триатлону.
Где труднее? В велоспорте или триатлоне?
Не могу выделить и сказать, какой вид спорта труднее или сложнее, свои нюансы есть везде. Если хочешь чего-то добиться, то скажу банальную вещь: нужна полная самоотдача и умный подход в подготовке физических кондиций и техники, а также концентрация во время соревнований.
Чем Вы занимаетесь в настоящее время? И как Вам нынешняя велокоманда «Торпедо»?
В настоящий момент я работаю тренером по велоспорту и триатлону в фитнес клубе «Alex fitness» на Коломенской, тренирую команду любителей Alex Team, наши спортсмены выступают в триатлонах серии IM по всему миру, также команда гоняется в гонках на шоссе и треке.
Команда Torpedo Cycling Team в начале пути. Считаю, что пока им не хватает профессионализма. Необходим тренер и своё помещение для тренировок в зимнее время, чтобы проводить грамотный и непрерывный тренировочный процесс.
Что Вы можете пожелать нынешней молодёжи, которая грезит велоспортом и видит себя будущими победителями Tour de France?
Желаю молодежи брать пример с опытных спортсменов, но бороться за победу не обращая внимания на авторитеты. Каждый молодой гонщик должен являться собирателем полезных советов и чем больше он их соберет и применит, тем быстрее он добьется вершин в спорте.