Каждая играющая в Национальной хоккейной лиге команда выбирает себе маскота, то есть персонажа-талисмана. В начале существования этой спортивной организации (она появилась в 1917 году) в данном качестве выступали настоящие животные или дети игроков клуба. К середине прошлого века позиции большинства маскотов заняли антропоморфные животные. Одним из исключений тут является Осьминог Эл, символ Detroit Red Wings. Он остался в своем животном облике и не превратился в костюмированного персонажа.
Содержание
Рождение традиции
За появлением Осьминога Эла стоит действительно красивая и удивительная история. Произошло это в 1952 году. По тогдашним правилам вышедшей в плей-офф Кубка Стэнли команде для получения главного приза нужно было восемь побед. На одну из игр «Детройт Ред Уингз» пришли братья Пит и Джерри Кузиамо, владеющие рыбным рынком. Они бросили на лед осьминога, который своими щупальцами символизировал количество необходимых выигрышных матчей.
В 1952 году «Красные Крылья» сражались на льду за то, чтобы в пятый раз стать обладателями Кубка Стэнли. Клуб в том сезоне действительно победил, а его поклонникам очень понравилось швырять на лед осьминогов. Появление на хоккейной площадке этого головоногого моллюска стало традицией. Так болельщики «Детройт Ред Уингз» уже больше полувека призывают удачу.
Кстати, сегодня появление Осьминога Эла было бы невозможным, потому что современный формат плей-офф Кубка Стэнли предполагает проведение игр до четырех побед.
Осьминогу дали имя
Долгое время осьминог оставался неофициальным талисманом. Болельщики свято соблюдали традицию и на каждую игру приносили живых, мертвых и игрушечных моллюсков, которые летели на лед.
В середине 1990-х годов клуб Detroit Red Wings переживал очередное перерождение. Трибуны на его домашней площадке в спортивном комплексе «Джо Луис Арена» неизменно заполняли тысячи фанатов, которые забрасывали лед сотнями осьминогов. Уборкой талисманов занимался обычно один и тот же человек – водитель ледового комбайна марки Zamboni Эл Соботка. У болельщиков этот незаменимый работник домашней арены любимой команды быстро стал тем, что сегодня называется мемом. Соботка был настолько популярен, что отдельные фанаты приезжали в спорткомплекс пораньше и получали отдельное удовольствие от наблюдения за тем, как он готовит лед к началу игры.
В 1995 году в «Детройт Ред Уингз» решили определиться с официальным талисманом. С персонажем никаких сомнений не было – в этом качестве выбрали давно ставшего родным для команды осьминога. Однако персонажа нельзя назвать просто «Осьминог», для лучшей запоминаемости ему нужно какое-то уникальное имя, например, Кит Фин, Сенбернар Берни или Койот Хаулер. Имя маскоту дали болельщики. Они уже давно называли осьминога Элом, и менеджменту команды оставалось только закрепить готового персонажа на бумаге.
О непростой судьбе Эла
Осьминог Эл – единственный не получивший нормального «человеческого» облика маскот в НХЛ. Его конкуренты лихо скользят по льду в майках своих команд, а также появляются в самых разных местах за пределами спортивной площадки. У Эла с этим не заладилось с самого начала. Человека легко переодеть в костюм медведя или пингвина, а вот с осьминогом все куда сложнее. По этой причине Эл появляется на матчах обычно в качестве брошенных на лед игрушек или моллюсков, и иногда в виде подвешенных к потолку надувных фигур.
Одна из главных претензий к Осьминогу Элу как к символу – сложность облачения его в какую-либо одежду. Для маскотов это важно. На одежде талисманов размещаются логотипы команды и, что самое главное, ее спонсоров. Попытки одеть во что-то осьминога – постоянная боль маркетологов «Детройт Ред Уингз». Слишком уж сложно сделать это с существом, состоящим лишь из головы и восьми конечностей. Конечно, они пытаются, но свитеры и футболки, у которых от горловины сразу же отходят восемь рукавов, выглядят странно.
По похожей причине Осьминог Эл далеко не всегда попадает в символические сборные талисманов команд. Их составителям проще подобрать кого-то похожего на двуногое существо, способное уверенно передвигаться по льду, чем пытаться втиснуть в состав это странное создание, не предназначенное к жизни на суше.
Определенные проблемы создают маскоту «Крыльев» и вездесущие защитники животных. В 2011 году в НХЛ даже ввели отдельный штраф для тех, кто бросит на лед живого (вернее, в большинстве случаев уже мертвого) осьминога. Наказание было определено в размере 500 $. Впрочем, нападающий Detroit Red Wings Юхан Франзен тогда заявил, что сам будет оплачивать все штрафы, и не позволит прервать великую традицию клуба.
PETA в 2017 году потребовала увеличить этот штраф в 10 раз и карать нарушителей пожизненным запретом на посещение игр «Детройт Ред Уингз». Естественно, на столь жесткие меры ни Лига, ни руководство команды не пойдут, хотя болельщиков действительно могут наказать за брошенного на лед осьминога. Это обосновывается не столько защитой животных, сколько элементарными правилами безопасности. Неожиданно оказавшийся на льду крупный моллюск может спровоцировать травму игрока, да и в принципе бросать на площадку во время игры какие-либо предметы запрещено.
Однако все это не означает, что клуб навсегда отказался от яркой традиции. Его болельщики наверняка еще не раз увидят, как на лед после финального свистка выскакивает тот самый Эл Соботка, яростно размахивающий над головой щупальцами своего головоногого тезки.