В 1960-е годы на пляжах Калифорнии зародилось особое направление инструментальной гитарной музыки, которую слушали отдыхающие и особенно занимающиеся серфингом. Поджанр получил соответствующее название – серф-рок или просто серф.

Начался серф с оригинального стиля игры на гитаре одного человека – Дика Дейла. Его пальцы выбивали из струн шум морских волн, приходящих из ниоткуда и уходящих в никуда. Постепенно серф-рок из простых циклических мелодий эволюционировал в серьезное музыкальное направление, исполнители которого стали появляться в других странах. Дик Дейл увековечил себя синглом “Misirlou”, который Тарантино через 30 с лишним лет использовал в “Криминальном чтиве”.

Содержание

История самоучки

Дик Дейл родился под именем Ричард Монсур в 1937 году в Бостоне. Его мать была полячкой, а отец ливанцем. В интернациональной семье мальчику прививали вкус к разноплановой музыке – вместе с родителями он слушал фолк и экзотические восточные мелодии. Когда Ричард начал выбирать исполнителей сам, он увлекся биг-бэндами. Играющие джаз большие оркестры были поп-музыкой тех времен. Они во многом и сформировали представление Монсура о том, какой должна быть настоящая музыка.

Музыкального образования Ричард не получал. Он был талантливым самоучкой, а также проявлял склонность к мульти-инструментализму. Монсур не стеснялся того, что не владел музыкальной терминологией. Он говорил, что обычный слушатель не имеет представления о понятии “увеличенная терция”. Не знал этого и Ричард, и ему было плевать. Он гордился тем, что способен извлекать звуки из любого существующего инструмента, и они идут прямо от его сердца.

Одним из первых кумиров Ричарда Монсура был Джин Крупа – барабанщик-виртуоз и звезда свинговой эры. По этой причине мальчик начинал музыкальные эксперименты с ударных, используя в качестве инструментов кухонные принадлежности.

Первым струнным инструментом Ричарда стала пластиковая укулеле с четырьмя струнами, которую он купил за 5,95$, заработанных на сдаче бутылок. На ней он научился играть песни Хэнка Уильямса, которого называют отцом современной музыки кантри.

Следующим инструментом была шестиструнная акустическая гитара. Наличие двух лишних струн удивило парня, и он глушил их, будто продолжал играть на укулеле. Необычности манере игры добавляло и то, что Монсур был левшой. Он покупал гитары для правшей и держал их задом наперед и вверх тормашками. На это обратили внимание профессионалы, в том числе, основатель Fender Musical Instruments Corporation Лео Фендер.

На пляжи Калифорнии

В 1954 году семья Монсура переехала в Южную Калифорнию. Ричард к этому времени исполнял шлягеры в стиле country and western и все больше оттачивал свое мастерство игры на гитаре. Отец занялся продвижением карьеры парня, выбравшего себе по совету старших товарищей хлесткий и легко запоминающийся псевдоним Дик Дейл.

Первым заметным успехом Дика стала победа на конкурсе подражателей Элвиса Пресли. После этого Дейл стал все чаще попадать на большие сцены, и в 1959 году записал свой первый сингл “Ooh-Whee Marie” в жанре рокабилли.

От музыки кантри Дика увело новое увлечение – он страстно полюбил серфинг. Гитара и катание на волнах были несовместимы, но Дейл изо всех сил пытался переложить на музыку свои ощущения, связанные со скольжением по воде. Уже через несколько лет Дик был известен всей южной Калифорнии и выступал на крупных танцевальных площадках штата. Послушать и поучиться на его концерты приходили участники The Beach Boys и The Ventures, и даже Джимми Хендрикс.

Отец Дика создал для издания записей сына компанию Del-Tones Records. После нескольких незаметных релизов в 1961 году вышел сингл “Let’s Go Trippin'”, который считается первой записью серф-рока. Инструментальный трек стал популярен не только в родном штате. В течение 9 недель сингл держался в “горячей сотне” издания Billboard. На волне успеха Дейл в 1962 году записал первый альбом “Surfers’ Choice” и бессмертную песню “Misirlou”.

Преходящая мода

В 1963 году серф-рок был на пике популярности. У Дика Дейла появилось бесчисленное количество подражателей, а использовавшиеся им гитары Fender Stratocaster и усилители Dual Showman сметались с полок магазинов на обоих побережьях США.

Уже в следующем году началось так называемое британское вторжение – серф-музыку начали теснить The Beatles, The Kinks и десятки других коллективов. Дейл к тому времени успел записать пять альбомов. Он не стал гнаться за изменяющимися предпочтениями массового слушателя и полностью сохранил свое видение музыки. Дик продолжал гастроли по югу Калифорнии в радиусе 200 миль и каждый вечер выступал в новом месте для своих преданных фанатов.

В 1966 году у Дейла обнаружили рак прямой кишки. Хендрикс тогда записывал первый альбом, трек “Third Stone From The Sun” с которого он посвятил своему старому другу и закончил произнесенной шепотом фразой “Ты больше не услышишь серф-музыку”. Однако Дик умирать не собирался – он обратился к хирургам, прошел химиотерапию и облучение, и справился с болезнью. Этот случай заставил его сильнее ценить жизнь. Дейл бросил курить, стал защищать вымирающие виды животных и занялся восточными духовными практиками. Музыку он тоже не оставил, хотя времена бешеной славы и активной записи альбомов остались позади.

В 1979 году Дик едва не потерял ногу из-за гангрены – она развилась в результате травмы, полученной при плавании. В 1983 году он официально возобновил музыкальную карьеру, выпустив концертный альбом, и уже не прекращал ее. Рак прямой кишки вернулся в 2008 году, но упорный гитарист снова победил его и продолжил творческую деятельность. Умер Дейл 16 марта 2019 года. До самого конца он продолжал гастролировать, так как нужны были деньги на оплату медицинских счетов – страховка не покрывала все его расходы из-за серьезных проблем со здоровьем.

Дик Дейл записал 11 альбомов, он часто посещал ток-шоу, снимался в кино и сериалах. В том числе музыкант появляется в фильме «Американский вампир» и в качестве камео в одной из серий «Беверли-Хиллз 90210».