Математический рок не имеет отношения ни к математикам, ни к самой науке виртуозного обращения с цифрами. Его название появилось скорее от обратного – первые слушатели и критики видели ритмическую сложность музыки и чувствовали отсутствие привычной симметрии. Они искали в этом какие-то особые законы, которые казались им «математическими». Именно так формирующийся стиль был назван мат-роком.

Особенности жанра

Для математического рока характерна сложная, нетипичная ритмическая структура и динамика, а также резкие и зачастую негармоничные риффы. При исполнении рок-музыки чаще всего используется музыкальный размер 4/4. Особенность мат-рока заключается именно в применении нетипичных размеров – 13/8, 11/8 или 7/8. Некоторые исполнители любят еще больше запутать мозг слушателя, регулярно меняя размер в течение трека.

Тем, кому этот набор цифр не дает необходимого понимания, попробуем объяснить иначе. Те же 8/8 – целая размерность, которая выражается в композициях в виде повторяющегося ритма, отдельных кусков трека и партий разных инструментов. В размере 7/8 до целого не хватает всего 1/8. В результате звучание приобретает особую «пикантность». По всем канонам слушатель ожидает целую размерность, а когда не обнаруживает ее, то чувствует расползание шаблона собственного представления о музыке.

Естественно, нравятся такие эксперименты далеко не всем. Однако достаточно и тех, кому доставляет удовольствие именно такая музыка – сложная, нестандартная, со смещенными акцентами и непривычными размерами тактов.

В математическом роке музыкальная составляющая всегда стоит на центральном месте. Ни тексты, ни даже их исполнение вокалистом такого значения не имеют. Голос в мат-роке используется наравне с другими музыкальными инструментами или звуковыми эффектами. Многие группы, относящиеся к математическому року, обходятся и вовсе без вокалистов. Они исполняют инструментальную музыку и вполне пользуются успехом.

История появления

Эксперименты с необычными музыкальными размерами некоторые группы начали еще в 1960-х годах. Например, этим занимались Frank Zappa, Captain Beefheart и Henry Cow. В последующие два десятилетия в том же направлении пробовали себя Pink Floyd, King Crimson, Genesis и Rush. Тогда о математическом роке еще никто не говорил, и экспериментаторов называли представителями прогрессив-рока.

В 1979 году в Канаде появилась панк-группа NoMeansNo, которая сильно, хотя и неявно повлияла на формирование мат-рока. Среди некоторых ценителей жанра распространено мнение, что именно этот коллектив является первой настоящей мат-рок-группой.

Похожую «работу» по созданию сложных, ломаных, диссонирующих, но хорошо просчитанных композиций вели группы, играющие нойз-рок. Из их среды в 1990-е годы также выделились представители мат-рока.

География математического рока

В 1990-е годы почти все мат-рок-группы находились на Среднем Западе США. Центральным для этого направления городом был, конечно же, Чикаго. Именно здесь работал звукорежиссер Стив Альбини, ключевая для данного музыкального стиля фигура. Он помогал записываться многим мат-рок-коллективам, в результате чего жанр обрастал собственной фонотекой. Альбини стоял у истоков Shellac – одной из старейших и продолжающих существование «математических» групп.

Питтсбург и весь Северо-Восток США появился на карте мат-рока за счет коллектива Don Caballero. Эта группа образовалась в 1991 году, и она продолжает существование, хотя, в отличие от тех же Shellac, за последние 10 лет не выпустила ни одного альбома.

Калифорния и все Западное побережье США долгое время были представлены быстро распавшейся группой Drive Like Jehu, а также несколькими пытавшимися быть похожими на нее командами. Свои представители мат-рока есть в Вашингтоне, Кентукки и других точках Соединенных Штатов.

Немалое влияние на жанр оказали и группы, игравшие за пределами США. Особенно отличились в этом японцы. Команды Zeni Geva и Ruins тесно сотрудничали со своими американскими коллегами, причем влияние было взаимным. Многие американские мат-рок-группы сформировались именно под воздействием математического рока из Японии.

Свое родственное движение под названием Vanguarda Paulista появилось в бразильском Сан-Паулу в начале 1980-х годов, после чего оно распространилось и в другие крупные города Южной Америки. Vanguarda Paulista образовалось как авангардное крыло MPB – Musica Popular Brasileira. Его представители играли угловатый джаз-рок с постоянными скачками размеров, из-за чего он напоминал Фрэнка Заппу и Генри Кау.

Мат-рок в 21-м веке

К наступлению третьего тысячелетия большинство стоявших у истоков мат-рока групп распались. Смена эпох и уход со сцены таких значимых коллективов как Sweep the Leg Johnny и Thumbnail, привели к тому, что от математического рока как от одного из жанров андеграундной рок-музыки стали отказываться даже играющие его группы.

Однако мат-рок как способ работы с музыкальным полотном никуда не исчез. В США продолжают появляться команды, которые обозначают себя играющими именно математический рок. Еще большее число коллективов (например, Cinemechanica, We versus the Shark, Rumah Sakit) используют мат-роковые концепции при создании собственного звука без обозначения прямой принадлежности к жанру.

Недавно интерес к математическому року начал проявляться и в Великобритании. Влияние этого направления можно заметить в творчестве Forward, Russia!, 65daysofstatic, Maybeshewill и других коллективов.

По жанровой принадлежности к мат-року ближе всего построк, хотя последний отличается большей гладкостью, мелодичностью и гармоничностью.

А что у нас

В России тоже есть свои мат-рокеры, работающие для немногочисленной аудитории, увлеченной этим гибким и нестатичным музыкальным направлением. Один из наиболее известных коллективов в нашей стране – Weary Eyes. Он регулярно участвует в фестивале «Матрошка», на который приезжают группы из разных российских городов, а также из других стран.

Weary Eyes – инструментальщики, считающие мат-рок музыкой, до которой люди доходят только после того, как накопят серьезный музыкальный и интеллектуальный багаж. Они понимают, что такая музыка никогда не соберет стадионы, потому что для этого нужно уподобляться крупным артистам и делать шоу. Мат-рокеры занимаются другим – они идут вперед без оглядки на старые принципы, сами выбирают правила и ориентиры, экспериментируют, ищут что-то новое и в чем-то, безусловно, работают на развитие всей рок-музыки.