История сети магазинов “Спортмастер” началась в 1990-е годы. Его создали четыре выпускника МФТИ, увидевшие в торговле товарами для активного отдыха куда больше перспектив, чем в научной работе. Все начиналось с ввоза тренажеров Kettler – желающие их купить обеспеченные люди в стране уже появились, а конкурентов у “Спортмастера” еще не было.
Содержание
- Как создавалась спортивная вселенная
- Не только свое
- Бюджетные кроссы – загадка сети
- Так откуда берутся дешевые “найки”
- Успеть купить
- Акульи законы
- Проверенным путем
Как создавалась спортивная вселенная
Сеть очень быстро стала группой компаний, зарабатывающей в том числе на продаже франшиз, запуске новых брендов (например, casual-одежды O’Stin) и собственном производстве. Около 70% товаров из своего каталога “Спортмастер” делает самостоятельно. Для этого создана целая экосистема брендов, среди которых Termit, Nordway, Joss и самый известный из них – Demix.
Интересно, что на собственной принадлежности всего этого парада марок сеть предпочитает внимание не акцентировать. Да, тут работает стандартная схема – созданные в недрах “Спортмастера” товары штампуются на китайских заводах под строгим контролем качества со стороны заказчика. Но с точки зрения маркетинга правильнее внушать покупателям, что сеть в действительности продает продукцию отобранных по всему миру лучших брендов.
Не только свое
Товары собственного производства – это отлично. Под контролем все: объемы поставок, ассортимент, используемые материалы и технологии, а самое главное – себестоимость и прибыль. Но только на своих молодых марках не выстроить крупную международную сеть спортивных товаров, а магазины “Спортмастер” сегодня работают помимо России еще и в Казахстане, Украине, Польше, Белоруссии, Армении и даже Китае. В конце 2019 года был куплен крупный датский конкурент, в результате чего у нашей сети появилось еще 89 магазинов и база для развития в Западной Европе.
Поэтому на полках и вешалках “Спортмастера” много товаров мировых спортивных брендов с большой историей: Nike, Puma, Kappa, Asics, Fila, Columbia, Skechers.
Бюджетные кроссы – загадка сети
В магазинах “Спортмастер” можно заметить много брендовых предметов одежды и обуви, которые зачастую стоят дешевле, чем в фирменных отделах самого поставщика. Сразу закроем провокационную тему – нет, сеть не продает подделки. Все эти бюджетные модели оригинальные, но с интересной историей появления.
Один из примеров – кроссовки Nike Nightgazer, продававшиеся в “Спортмастере” в 2019 году. С использованием бонусной системы магазина их можно было купить меньше чем за 3000 рублей. На Amazon и тогда и сейчас они стоят заметно дороже – от 70 долларов. Аналогичная ситуация с кроссами Nike Air Monarch IV из коллекции 2020 года. В “Спортмастере” их продавали за 4000-4500 рублей, поэтому модель массово появилась на улицах даже небольших российских городов. А на том же Amazon “монархи” и сейчас стоят дороже 100 долларов.
Так откуда берутся дешевые “найки”
Причина тут в разделении рынков и всеобщем желании заработать. “Спортмастер” понимает, что ему нужны брендовые кроссовки для масс-маркета, и “демиксами” эту потребность не закрыть. Покупатели хотят видеть на своих ногах “свуши” и кошку в прыжке. Ну, а компания Nike совсем не против прочно обосноваться в нише не только 200-долларовых кроссовок, но и там, где за пару не готовы платить больше 50 баксов.
Касается это далеко не всего модельного ряда. Те же “эйрмаксы” в “Спортмастере” продаются за полновесные 10 000 рублей и дороже.
В результате довольны все – производитель, торговая сеть и покупатель. Последний получает вполне оригинальную обувь, хотя и с поправкой на то, что сделали ее специально для “Спортмастера” и не самого богатого рынка постсоветских стран. Не будем исключать, что производитель на таких заказах оптимизирует расходы за счет удешевления материалов и технологического процесса. Однако все же мы говорим об оригинальной обуви, качество которой гарантирует, как минимум авторитет самой марки и сети спортивных магазинов.
Успеть купить
Бюджетные “найки” в “Спортмастере” обычно быстро исчезают из каталога. Если пляжные шлепанцы Joss любимой модели можно купить и сегодня и через три года, то кроссы – товар сезонный. К следующему лету каталог сменится, и успевшим сносить те же Nike Nightgazer придется выбирать что-то другое. Ну или заказывать полюбившуюся модель из Европы или США, где она стоит намного дороже.
Но и этот путь доступен не всегда. Коллекции кроссовок “Спортмастера” и тех же Fila, Nike и adidas часто не совпадают. Наша сеть просто берет понравившуюся маркетологам модель независимо от года запуска ее в продажу и заказывает удешевленную партию для своих покупателей. Что будет на полках “Спортмастера” в следующем году, от самих брендов не зависит. Продуктовую политику продавец строит самостоятельно. Тут, кстати, часто находят подпитку своей ошибочной теории торговли “палью” те, кто сравнивают ассортимент с каталогом на сайте Nike и видят явные расхождения. Например, некоторых моделей у производителя в этом году может просто не быть, либо продаются они совсем по другой цене.
Акульи законы
Несмотря на всю необъятность нашей страны и ставшую притчей необязательность выполнения в ней многих законов, к авторским правам с каждым годом это относится все меньше. Не может сеть из сотен магазинов, одно время подумывавшая о выходе на IPO, много лет продавать паленую обувь и не быть наказанной по всей строгости. Почитайте новости на эту тему и вам станет понятно, что у нас штрафуют на приличные суммы даже небольшие торговые точки в районных центрах на периферии, если они попадаются на продаже каких-нибудь тортов с мультперсонажами без разрешения их правообладателя.
С другой стороны, производители обуви те же капиталисты в погоне за любой прибылью. Это в своих монобрендовых отделах они рады видеть тех, кто легко расстанется с пятизначной рублевой суммой за пару кроссовок. Но заработать можно и на покупающих обувь втрое дешевле. “Спортмастер” для тех же Nike или Kappa – отличный дисконт-центр с огромным числом торговых точек. Сеть заказывает обувь большими партиями, а это дополнительная возможность для ее удешевления.
Проверенным путем
“Спортмастер” для себя выбирает обычно беспроигрышные модели кроссовок, которые уже были “обкатаны” на Западе. Например, те же Air Monarch в своей четвертой итерации еще в 2013 году стали наиболее востребованной моделью Nike по числу проданных пар. Они оказались одновременно модными, комфортными и удобными для ежедневной носки.
Тогда авторитетные сникерхедские ресурсы выпускали статьи типа «10 причин, по которым вы должны купить Air Monarch IV». Прошло каких-то 6-7 лет, и стараниями “Спортмастера” эта модель стала доступна массовой аудитории в нашей стране.