Финский бренд Karhu уже более ста лет предоставляет олимпийцам кроссовки. Их носил в том числе легенда спорта Пааво Нурми, бегун на средние дистанции. Обувь Карху надевал и бывший президент Финляндии Урхо Кекконен. Однако до недавнего времени о марке мало кто слышал за пределами страны. Все изменилось после выпуска коллекции ретро-кроссовок. Одну из моделей 2017 года надел Канье Уэст, после чего Карху получила международную известность. Этот момент кажется еще более забавным, если углубиться в историю компании. Первым ее логотипом были три полоски, как у adidas, с которыми работает Канье. Расскажем, как развивался бренд и почему он сменил символ.

Содержание

Финский медведь

В 1916 году в окрестностях Хельсинки появилась небольшая мастерская под названием Ab Sportartiklar Oy. В то время она производила лыжи, лыжные палки и другое спортивное оборудование. В качестве материала использовалась местная береза. Было обнаружено, что она ​​отличается легкостью и гибкостью, что открывает для бренда целый спектр спортивных возможностей.

Вскоре фабрика попробовала свои силы в создании шипованной обуви. В 1917 году она совершила первый забег в США с такими спортсменами, как Ханнес Колехмайнен, четырехкратный олимпийский золотой призер и первый, кто получил прозвище «Летающий Финн». Вскоре всех бегунов, показавших выдающиеся результаты, стали назвать именно так. Вторым был Вилле Ритола.

В 1920 году Ab Sportartiklar Oy официально изменил название на Karhu. С финского слово переводится как «медведь». В том же году бренд оставил свой след в истории, когда доминировал на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене. «Летающие Финны» завоевали пять золотых медалей в обуви Карху, а другие финские спортсмены – три медали в метании копья с использованием березовых изделий марки. Финляндия была четвертой по популярности страной на играх, и вскоре после этого Karhu стал официальным поставщиком оборудования для сборной.

Пааво Нурми и Карху

В течение следующих восьми лет Финляндия продолжала привозить домой золотые медали. В основном это была заслуга бегуна Пааво Нурми. Трудно кратко рассказать о его достижениях. Нурми установил 22 официальных мировых рекорда и выиграл 12 олимпийских медалей в ряде соревнований на Олимпийских играх – девять золотых и три серебряных. В честь него названо самое важное соревнование по легкой атлетике в Финляндии, которое проводится ежегодно в Турку – Paavo Nurmi Games. Пааво часто замечали в обуви Karhu, и когда он выбрал полностью белую модель, а не традиционную черную, его едва не дисквалифицировали.

Три полоски

В 1920-х и 1930-х годах основатель марки Арно Хохентал поощрял работников фабрики выходить на улицу и тренироваться в обеденное время. Его инициатива окупилась, когда двое из сотрудников: Матти Ярвинен, метатель копья, и Лаури Лехтинен, бегун на длинные дистанции, завоевали золотые медали в соревнованиях в Лос-Анджелесе. Во время Второй мировой войны Карху поддерживал финскую армию, производя камуфляжную форму, палатки, армейские ботинки, рюкзаки и лыжи. После этого компания продолжила олимпийское наследие, доминируя на играх 1952 года в Хельсинки с 15 золотыми медалями. Все это время на их шипованных кроссовках были три контрастные полоски.

Логотип так бы и остался в Скандинавии, если бы его не заметил Адольф Дасслер, основатель adidas. Он видел, что его обувь, в которой выступают немецкие спортсмены, ничем не выделяется, а следовательно, не запоминается публике. С другой стороны, кроссовки Karhu сразу бросались в глаза. Тогда Ади позвал представителей бренда и предложил им сделку. Он хотел купить права на символ, за которые предложил две бутылки виски и сумму, эквивалентную сегодня 1600 евро. Договор был подписан, и мы знаем, к чему это привело. Новым логотипом финской марки стала буква «М». Она была взята от слова «Mestari», которое означает «чемпион». До сих пор используется именно этот знак отличия.

Кроссовки Karhu

Логотип был официально зарегистрирован в 1960 году и совпал с выпуском первых классических тренировочных кроссовок Trampas. Появились две версии: с буквой «M» для бега и без нее – для повседневного ношения. Спустя 10 лет была разработана технология амортизации Air Cushion для беговой обуви. Главной моделью, где она была установлена, стала Karhu Champion. Кроссовки сразу же стали лидером продаж среди бегунов по всему миру.

В 1982 году вышли кроссовки Albatross, которые, по заявлению компании, конкурировали с Nike Cortez и adidas Stan Smith. Они очень хорошо продавались и даже получили крутую рекламную кампанию, в том числе видеоролик. Успешные переиздания включают Karhu Albatross «Nordic Berries» 2015 года. Вдохновленный лесными ягодами, пак включал три стиля: черника, брусника и облепиха, ягоды, которые растут в Финляндии. Оттенок верха соответствовал цвету одной из ягод, в то время как подошва была украшена ягодным принтом.

В 1984 году Карху вышел на баскетбольную площадку с моделью Harlem Air. Кожаные высокие кроссовки предлагали превосходную поддержку лодыжки и две точки поворота на подошве – теперь стандарт, но в те годы это было новшеством. Однако с амортизацией они больше не были лидерами. Многие конкуренты последовали примеру Karhu и добавили большие подушки с воздухом, гелевые вставки и другие аналогичные технологии в подошву. Поэтому марке пришлось думать над чем-то новым. Так была создана технология Fulcrum. В отличие от стандартной амортизации, которая давала спортсменам возможность «отпрыгивать» снизу вверх, новая разработка «двигала вперед». Поворотная технология помогала бегунам экономить энергию в их стремлении к большей производительности.

«Мы узнали, что воздушная подошва хоть и делает обувь мягкой, но не подходит для беговый кроссовок. Система тратит впустую энергию бегуна и заставляет его больше подпрыгивать. Бег не должен идти вверх и вниз, он должен идти вперед», – так презентовали новую технологию в компании.

Следующей разработкой стала шнуровка. Технология Karhu называлась «Synchron lacing». Диагональная система поперек носка плотно облегала ногу, обеспечивая тем самым лучшую посадку. Она нашла свое отражение во многих моделях, таких как Athletic 1984 года и Synchron Classic 1996 года.

Чтобы удовлетворить потребность некоторых бегунов с избыточной или недостаточной пронацией, дизайнеры Karhu создали «Ortix» в 2016 году. Это система измерения обуви, которая показывает точное строение стопы бегуна. Межподошва Ortix — трехмерная конструкция, накладываемая поверх мягкой подошвы. Она построена аналогично ортопедической стельке, но расположена не в верхнем слое. Продолжением стала Fit id, созданная в коллаборации с Fleet Feet — сканирование стопы для разработки индивидуальной обуви.

Karhu Fusion

В 2000-х марка запустила линию ретро кроссовок «образа жизни». Таким образом было решено отпраздновать 100-летие. Коллекция Karhu Originals взяла культовые силуэты, в том числе Aria, Synchron и Fusion 2.0 – обувь, которая когда-то считалась лучшей в ​​мире, и дала им винтажное обновление 21-го века. Чистые силуэты и высококачественная конструкция в сочетании с яркими оттенками создали новый взгляд, который передает прошлое с упором на будущее. Бренд начал создавать коллаборации, в том числе с Colette, Patta, Concepts и Sneakersnstuff.

Особое внимание в линейке уделено Karhu Fusion. Это связано и с тем, что один из сотрудников adidas и Канье Уэст были замечены в паре обуви Karhu Fusion 2.0 в 2017 году. Менеджер коллекции Ремко Ноуз прокомментировал любовь музыканта к финской марке:

«Я ужинал с командой в Париже, так как там мы показывали новую коллекцию на неделе моды. Во время ужина я получил сообщение от кого-то в Инстаграме, спрашивающего меня, видел ли я, что Канье заметили в Карху. Я был удивлен и не мог дождаться, чтобы поделиться этой новостью с командой. Мы не давали ему кроссовки. Как он их получил – загадка. Возможно, что он взял их у Concepts, поскольку мы тесно сотрудничали с ними в США».

Кроссовки Karhu Fusion 2.0. преимущественно изготовлены из сочетания замши и кожи, некоторые модели водостойкие. Модель имеет перфорацию, текстильные вставки и мягкую подошву EVA. Она отличается от первых Fusion, ориентированных на бегунов. В них гораздо больше технологий: Aerofoam для прочности, амортизация Fulcrum, поддержка Ortix и стелька Flight Deck.

Одежда Карху

Несмотря на то, что бренд известен больше всего за коллекции обуви, он также предлагает одежду. Это спортивная экипировка и классика на каждый день. В первую входят майки, футболки, толстовки и шорты. Они производятся преимущественно в Италии из высококачественных материалов, отводящих влагу. Для футболок и лонгсливов используется бесшовная конструкция.

Классическая коллекция предлагает также аксессуары, такие как кепки, носки и сумки. В ассортимент, помимо базовых вещей, добавились куртки и анораки, созданные в коллаборации с R-COLLECTION. Используется водоотталкивающее покрытие Aquatx.

Сегодня марка принадлежит Karhu Holding B.V. Кроссовки все также производятся под именем Karhu. Лыжи выпускаются компанией Karhu Sporting Goods, которая в 2010 году сменила название на Karhu Ski, а в 2012 году – Kitee Ski, поскольку лицензионные права были переданы Startex. Спортивная одежда, в том числе официальная форма сборной Финляндии по легкой атлетике, производит компания Appleby Finland Oy из Наантали. Позже бренд подписал важное соглашение с CIP для того, чтобы одеть Итальянский паралимпийский комитет на Летних Паралимпийских играх 2016 года в Рио. Также есть марка L-Tec Sports, базирующаяся в Порвоо. Она выпускает оборудование для бейсбола и флорбола. Продукты под брендом Karhu Fitness Equipment производятся компанией Truebell Finland Oy, расположенной в Вантаа.