Премьера многоликого дебюта режиссера Дэвида Реймонда состоялась еще в сентябре 2018 года. Многоликий по той причине, что даже в англоязычном продакшене фигурировало два названия: ‘Nomis’ и ‘Night hunter’. А в России добавилось и третье – “Игра Ганнибала”.
Если читать оригинальный синопсис фильма и русскоязычный вариант, то складывается ощущение, что речь идет о совершенно разных лентах. На самом деле никакого Ганнибала Лектора в фильме изначально и не было, но русские прокатчики запихнули коммерчески успешное имя знаменитого маньяка из “Молчания ягнят”. В оригинале фигурируют имена убийцы ‘Hunter’ и ‘Nomis’. “Охотник” – все ясно, а вот ‘Nomis’ – разгадка не только имени преступника (попробуйте прочитать ‘Nomis’ задом наперед), но и грядущего сюжетного твиста.
Правда, загадочное название первоисточника так и не помогло фильму выйти в широкий прокат даже в США.
Проблемы с сюжетом
Отличие хороших фильмов от плохих в том, что в хороших если и есть какие-то сценарные пробелы, то это именно пробелы, неточности, едва заметные нестыковки. В неудачных кинокартинах в сценариях нет мелких ошибок, там огромные дыры, впадины, ущелья. Трудно смотреть фильм, когда логика руинится с самого начала. И ладно бы все делалось нарочно, как в комедийных и пародийных фильмах. Нет, тут поток серьезности невероятно велик, но наблюдаемые в ходе повествования проблемы в логике вызывают улыбку.
Первая же сцена побега жертвы маньяка превращается в какое-то шоу с чернушным юмором. Девушка преодолевает немалый путь, стараясь вырваться из рук мучителя, выбегает на дорогу, добирается до моста, видит преследователя и… прыгает вниз прямо на груженый бревнами грузовик. Случайно в “Дэдпуле” не было похожей сцены? Тут впору призадуматься. Фиг с ним с таймингом, ну, вот такое у нее сверхъестественное умение; больше заботит вопрос, почему бы ей просто дальше по дороге не убежать? И если уж ты видела автомобиль, то как раз спустилась бы и помощь позвала. Может, она все-таки прыгнула от отчаяния? Бежать больше не может, силы оставили, страх сковывает движения – лучше свести счеты с жизнью, чем вернуться в ад. Но чуть позже офицер полиции, он же главный герой в исполнении Генри Кавилла (тот самый Супермен), уверенно заявляет, что девушке просто бежать было некуда. Мост, видите ли, тесноватый и “глухой”. Что же, это гениальная мотивация, почему дальше не спасаться бегством от убийцы.
Не исключено, что по авторской задумке девушка не подгадывала тайминг падения в кузов приближающейся к ней машины. Возможно, это был классический акт самоубийства, но в тот момент как раз проезжал грузовик. Я молчу тут про логику, здесь стоит больше внимания уделить восхитительному “везению” несчастной, заставляя зрителя порыться в основах теории вероятности.
К сожалению, дальнейшие проблемы с сюжетом автоматически влекут за собой спойлеры, но параллельно задумываюсь, а так ли уж страшно спойлерить подобные фильмы? В любом случае пройденный зрителем путь по сюжетной линии пестрит пугающими по размеру the holes in the ground. Приведу только один яркий и характерный эпизод. В здании полиции за решеткой содержится опаснейший убийца-маньяк, на счету которого десятки похищенных и замученных девушек. В этом же здании обнаруживается взрывчатое вещество, всем срочно нужно эвакуироваться. Всем, кроме маньяка. Его брать с собой не нужно. Понятное дело, не страшно, если его там приложит тоннами кирпича и бетона, но, знаете ли, раскрыть преступление и найти без вести пропавших это не поможет. Хоть кто-то должен был его конвоировать, на такие случае даже инструкции прописываются. Но не в фильме Дэвида Реймонда. Самое-то смешное, что маньяк как раз в этот момент и сбегает.
Кастинг
Трудно винить знаменитых актеров за их игру в кадре. Лучше обвинить их в том, что они вообще согласились участвовать в проекте. Генри Кавилл, Бен Кингсли, Стэнли Туччи, Брендан Флетчер, Александра Даддарио – нормальный же каст для нормального фильма. Для нормального, подчеркиваю. В “Ночном охотнике”/”Номисе” (не могу определиться, как лучше называть эту многоликую гидру) стоило бы попробовать задействовать молодых и перспективных актеров, которым нужно было бы из кожи вон лезть, зарабатывая себе репутацию для будущих многомиллионных контрактов и заодно вытаскивая фильм из пропасти, в которую он, со всей уверенностью можно сказать, полетел.
Вообще радость актеров от участия в проекте была видна по лицам. Как же они выдавливали из себя каждую реплику! По этой причине персонажи, и без того лишенные по сценарию внятных образов, вообще становились какими-то ожившими восковыми фигурами. Единственное, хотелось бы все-таки отметить Брендана Флетчера и его желание сыграть умалишенного, чья личность вмещает сразу несколько сущностей. Но честное слово, выходить с таким образом, когда еще не остыл пирожок по имени Джеймс МакЭвой с его “Сплитом”, это даже не про риск, это про глупость создателей картины.
“Игра Ганнибала” (без Ганнибала) предполагался как уникальный симбиоз “Молчания ягнят”, “Сплита”, “Семь” и чего-то похожего из этого жанра, а получился совсем не интересным. Что хуже всего, потому что даже плохие фильмы бывают интересными, на любителя. Но, уверен, и у этой киноленты найдутся свои любители, которые просто плохо знакомы с классикой этого жанра, выходившей многими годами раньше.