Радикально сократить путь из Атлантического в Тихий океан мореплаватели пытались с 15-го века. Они хотели проложить маршрут через Северный Ледовитый океан через нынешнюю канадскую Арктику, но Северо-Западный проход оставался недостижимой целью. Решение проблемы пришло только в 1920 году, когда официально открыли Панамский канал. Проход по холодным морям и сегодня остается маршрутом для разовых хорошо подготовленных плаваний. Например, круизные лайнеры его проходят в сопровождении ледоколов, и устойчивого регулярного сообщения здесь не налажено.
За 500 лет попыток освоения Северо-Западного маршрута в арктических льдах погибло много кораблей и прославленных моряков. Одной из наиболее известных стала экспедиция Джона Франклина, судьба которой описана в романе Дэна Симмонса “Террор”. По нему телеканал AMC в 2018 году выпустил одноименный сериал.
Содержание
На службе короны
Джон Франклин родился в 1786 году в городе Спилсби в графстве Линкольншир. Его отец был мелким торговцем, и сыну не светило состояния, поэтому в 14 лет он пошел юнгой на каботажное судно. Парень оказался умелым, поэтому в 1801 году Джон стал участником экспедиции Мэтью Флиндерса, который отправился к берегам Австралии. Британцы тогда как раз начали активную колонизацию южного континента. Задачей Франклина в путешествии были гидрография, то есть запись всей возможной информации о встреченных морях и океанах.
Как военнообязанный, Франклин поучаствовал в двух войнах британской короны. Он сражался в Трафальгарской битве против французов и испанцев. Это была решающая морская битва Наполеоновских войн, и британский флот вышел из нее победителем. В битве под Новым Орлеаном в 1814 году Джона ранили. Там у берегов США британцы пытались сохранить за собой североамериканские колонии, но тут их ждала неудача. Штаты окончательно отстояли свой суверенитет.
Холодные воды
Когда войны поутихли, Франклин снова занялся морскими исследованиями и окончательно определился с приоритетным направлением – им стала Арктика. В 1818 году Джон командовал кораблем “Трент” в составе экспедиции, которая хотела дойти через Северный полюс до Берингова пролива. В те годы считали, что океанские воды в районе полюса свободны ото льда. Экспедиция поднялась севернее Шпицбергена, но затем невыполнимость задачи стала очевидной, и корабли вернулись назад.
Первой настоящей экспедицией Франклина стало освоение северного побережья Канады. Здесь уже он стал единоличным руководителем. Экспедиция началась в 1819 году и была сухопутной – исследователи прошли около 800 км северного американского побережья. Из-за плохого планирования и невезения ее цели достигнуты не были, а 11 из 19 участников погибли. Джона после нее стали называть “человеком, который съел свои башмаки”. Фактически буквальное определение того, чем ему приходилось питаться.
В 1825 году стартовала вторая экспедиция Франклина. Ее участники на парусных шлюпках спустились к устью Маккензи – крупнейшей реки Канады, а затем разделились на две группы и занялись нанесением на карту побережья материка. Эта экспедиция была более успешной, и Франклин по ее итогам стал рыцарем, а также лейтенант-губернатором Тасмании. Остров к югу от Австралии тогда назывался Землей Ван-Димена.
Террор и Эребус
С 1837 по 1843 год Франклин действительно командовал удаленной британской колонией, на которую с 1803 года ссылали каторжан. По возвращении на родину он отправился в свою третью экспедицию (в качестве руководителя) на кораблях “Террор” и “Эребус”. Задача у нее была амбициозная – найти тот самый Северо-Западный проход из Атлантического в Тихий океан.
Корабли отплыли 19 мая 1845 года, на них находилось 129 человек. “Террор” и “Эребус” были прекрасно оснащены и подготовлены к плаваниям во льдах. На борт взяли запас провианта на три года. Для борьбы с цингой погрузили 4,2 т лимонного сока в жестяных банках.
Европейцы последний раз видели членов экспедиции в августе 1845 года в море Баффина. Это были китобои. Исследователи тогда пришвартовались ко льдам и ждали благоприятного момента для того, чтобы переплыть пролив Ланкастер. После этого около 10 лет о людях с “Террора” и “Эребуса” ничего не знали, хотя их неоднократно пытались найти. Поисками занимались 39 экспедиций, и многие из них организовала леди Джейн Франклин. Жена Джона Франклина потратила на розыски пропавшего мужа все свое состояние.
В 1854 году на следы двух кораблей вышел шотландский исследователь Джон Рэй, когда обследовал остров Кинг-Уильям. Коренное население тех мест рассказало о нескольких десятках белых, умерших от голода. Эскимосы упоминали о каннибализме застрявших во льдах моряков.
Впоследствии выяснилось, что первую зиму “Террор” и “Эребус” провели на острове Бичи. Там похоронили троих умерших членов экспедиции. В сентябре 1846 года корабли оказались затерты льдами возле острова Кинг-Уильям, и больше в открытое море они не выходили. Франклин умер 11 июня 1847 года. В 1848 году оставшиеся в живых попытались спастись и дойти до канадского побережья. Часть из них погибла в дороге, но около 40 человек все же добрались до материка. Однако они оказались в местах, откуда до ближайшего поселения были сотни миль. Это расстояние стало для них смертельной преградой. Холод, болезни и голод в итоге убили всех участников экспедиции.
Вещи и останки многих моряков были впоследствии найдены или выкуплены у эскимосов. Место захоронения Джона Франклина осталось неизвестным. В Вестминстерском аббатстве и Спилсби ему поставили памятники, а в Канаде и на Аляске его именем названы горы, залив, пролив и мыс.
Затонувшие “Террор” и “Эребус” нашли совсем недавно, соответственно, в 2016 и 2014 гг. Это стало возможно только после появления современной техники – сонаров и подводных аппаратов на дистанционном управлении.