Когда речь заходит о пляжной обуви, то первым делом большинству на ум приходят, конечно же, кроксы. Это изобретение переняло своё название у своей создательницы – марки Crocs, которая первая додумалась скрестить пляжные сандалии с галошами. Эстетичной эту обувь точно не назовёшь, но кроксам удалось задать свою эстетику и превратиться из «уродливых резиновых тапок» в элемент роскошного гардероба. Как им это удалось? Расскажем далее.
Содержание
Создание бренда
История одной из самых известных на сегодняшний день марок обуви Crocs начинается с истории трёх друзей: Линдона «Герцога» Хансона, Джорджа Бедекера-младшего, Скотта Симанса. Все трое были ярыми поклонниками парусного спорта. Ходить под парусом они обожали, но вот порой это занятие осложнялось простой формальностью – неудобной обувью. Конечно, существовали топсайдеры, однако они были слишком непрактичными, скользили, промокали или же быстро изнашивались. Друзьям же хотелось найти такую модель обуви, которая бы была не только комфортной, но и влагостойкой, и противоскользящей. За неимением таковой троица решила взять дело в свои руки и самостоятельно создать уникальный обувной силуэт.
Прежде всего, они озадачились поиском подходящего материала. Таковой был обнаружен в Канаде. Тогда компания «Creations Foam» (спойлер: в будущем эта компания начнёт производить материал исключительно для Crocs) создавала лёгкий и при этом мягкий состав, который носил название крослайт. Внешне крослайт напоминал обычную резину, однако при этом он был натуральным по своему составу, поскольку изготавливался из вспененной смолы.
Что же касается самой формы, то за основу троица хотела взять сабо, но добавить к ним несколько новшеств, которые бы сделали эту обувь более пригодной для хождения под парусом. Поэтому будущие основатели Crocs скрестили сабо с обычными сандалиями, получив обувь, обладающую практичностью галош и удобством тапочек. Каждый такой ботинок был оснащён 13 отверстиями, расположенными сверху и по бокам и создающими вентиляцию.
Новинка получила название Crocs. Это связано с необычной формой галош, которая напоминала голову крокодила. В дальнейшем и сама марка возьмёт себе это название.
Кроксы действительно не скользили на мокрых поверхностях палуб. Их удобно было надевать даже на мокрую ногу, при этом этот напоминающий резину материал совершенно не натирал кожу. Впервые общественности кроксы были представлены на выставке во Флориде в 2001 году. Тогда обувь произвела фурор, все 200 пар были распроданы. Однако лишь яхтсменами дело не ограничилось. Сабо стали настолько удобными, что их начали носить даже те, кто к парусному спорту не имел никакого отношения.
Тапочки носили на пляже, их надевали летом, чтобы в жару ноге было комфортно и она не потела. Более того, кроксы начали рекомендовать тем, кто нуждается в ортопедической обуви, поскольку пена, из которой были сделаны эти сабо, отлично амортизировала нагрузку и позволяла избежать появления болей в суставах даже при длительной прогулке. По этой же причине кроксы начали носить врачи, который приходится проводить целые сутки на ногах. Примечательный дизайн кроксов (а, точнее, полное его отсутствие) превратился в фишку бренда – кроксы заметили не только в США, но и во многих европейских странах.
Слишком мало гламура
Однако за громким успехом последовали трудные времена. Вторая половина нулевых годов стала испытанием для Crocs. Универсальные, надёжные и удобные кроксы проникли на рынок детской обуви. Яркий дизайн и при этом комфорт и износостойкость сделали кроксы мишенью для многочисленных подделок. «Пиратам» было плевать на особые полимеры, использовавшиеся для изготовления кроксов, им главное было повторить форму и яркие цвета в своих подделках, а также поставить куда более демократичный ценник для них, что привлекало родителей, для которых покупка Crocs была невыгодной из-за растущей не по дням, а по часам ноги малышей.
Рынок буквально заполонили дешёвые подделки, которые быстро расширили свою аудиторию с детской на взрослую. Кроме того, модные критики подлили масла в огонь. Нулевые считаются веком «нового гламура», согласно которому дизайнеры готовы были легко поступиться удобством своих моделей в угоду утончённым силуэтам, броским материалам и общей сексапильности. Не нужно говорить, что галошеподобные кроксы в эту концепцию никак не вписывались. Их называли «пластиковыми копытами», что, справедливости ради, не так далеко от правды. Потому компания быстро начала терпеть убытки и стало очевидным, что без пересмотра концепции и расширения ассортимента будет не обойтись.
Crocs привлекли крупного инвестора Blackstone Group, пересмотрели свою маркетинговую политику и добавили в ассортимент другие модели обуви. Кроме того, Crocs постарались акцентировать внимание на том, что с их кроксами можно экспериментировать, например, использовать различные принты, дополнительные аксессуары, можно даже было выбирать толщину подошвы, чтобы сделать галоши более элегантными.
Постепенно финансовое положение компании выровнялось. Crocs решили не сдавать позиции и начали выпускать детскую линейку кроксов, оформленных в стиле известных франшиз (например, “Звёздных войн”, “Гадкий я”, “Тачки” и т.д.). Помимо этого, было предложено персонифицировать кроксы при помощи jibbitz – аксессуаров из резины, металла и кристаллов. Они крайне удобно крепятся в отверстиях верха кроксов, создавая уникальный дизайн.
Сыграла на руку компании даже пандемия – кроксы стали скупать врачи и сотрудники медперсонала, которым было важно удобство при ношении и удобство при уходе за обувью. Кроксы легко мыть и дезинфицировать, так что они стали незаменимыми. Crocs даже пожертвовали сотни пар своей обуви в медицинские учреждения в рамках благотворительной акции.
Оценили кроксы и запертые на карантине граждане, чьи перемещения ограничивались максимум двором их дома. Им нужна была универсальная обувь, которую легко можно было надеть и отправиться, например, в магазин или в сад на прогулку.
Сейчас Crocs находятся вновь на подъёме. Мода стремительно меняется, гламур сменило стремление к удобству и даже лёгкой небрежности, в которой кроксы нашли своё место. Отсюда и стремительно растущие продажи, и значительное повышение цен на ставшие модными галоши.
Особенности обуви
Самым важным преимуществом Crocs является даже не их дизайн (его легко повторить), а материал, из которого изготавливается обувь. Сегодня компания производит свои модели из материалов двух типов:
- крослайт;
- лайтрайд.
Крослайт является основным материалом. Это запатентованная пена с закрытыми ячейками, которая обладает массой преимуществ перед аналогами:
- под воздействием температуры становится пластичной и помогает обуви принять форму стопы;
- материал влагостойкий и не приводит к появлению мозолей даже при длительном ношении обуви на голую ногу;
- пена обладает антибактериальными свойствами, поэтому появление неприятного запаха исключено.
Кроксы из этой натуральной пены (её структура представляет собой вспененную смолу) не скользят и не протираются.
ЛайтРайд – это относительная новинка. Инновационный материал на 25% легче и на 40% мягче классического крослайта.
Ассортимент
Лидерами продаж Crocs сегодня всё ещё остаются разнообразные классические кроксы, которые представлены в нескольких разновидностях:
- Roomy fit. Обувь для стоп с высоким подъёмом и нестандартной длиной. Более свободная модель с зазорами по всему периметру.
- Relaxed fit. Вариант для тех, кто имеет небольшую полноту стопы.
- Standard fit. Классические кроксы, облегающие стопу по всему периметрую
Кроме кроксов, в ассортименте представлены:
- сабо;
- резиновые шлёпанцы;
- резиновые сапоги;
- утеплённые сапоги.