Донецк 2015 - как я смотрел парад победы

Наконец дошли руки написать блог про своё экстремальное путешествие в Донецк во время происходивших там боевых действий. В этом рассказе я не представляю никакой политической стороны, просто хочу передать те мысли и эмоции, которые меня сопровождали во время поездки. По прошествии 2,5 лет моя история уже не выглядит слишком сумасшедшей, но в 2015 году мне казалось это полным безумием.

Содержание

Если кто помнит то время, по телевизору только и показывали про войну на непризнанных территориях ДНР и ЛНР, и было ощущение тотальной войны прямо под боком у наших границ. В СМИ очень много было противоречий про то, кто там воюет и кто на кого нападает. Мой друг Ильнур предложил мне съездить в Донецк на вторые майские праздники, посмотреть на парад победы и что там к чему. В новостях говорили о возможных провокациях с украинской стороны на 9 мая, но так как я обладаю врождённым безрассудством и притупленным чувством страха, недолго думая согласился.

Дорога и граница

В Донецк мы ехали почти сутки через Ростовскую область, наши приключения начались на границе с российской стороны. Дело в том, что на границе проходила проверка абсолютно всех, кто направлялся в сторону непризнанной республики, а особо подозрительных лиц допрашивали. Мы оказались в этом списке, т.к. были единственными с российскими паспортами. Допрос проводил мужчина, который по моим догадкам являлся представителем ФСБ. Также его смутил тот факт, что мы из Москвы едем посмотреть на парад Победы в Донецк. В итоге из-за нас автобус простоял 2 часа, ФСБ-шник пытался понять, зачем мы едем туда и какая у нас мотивация. Надо отметить, что он был очень разносторонне развит, например, задавал вопросы шахтёру по его профессии для того, чтобы узнать врёт ли тот. Когда он узнал, что Ильнур работает программистом в банке, он начал его спрашивать про какие-то программные коды.

Когда он узнал, что я работаю в IT компании, начал спрашивать про неизвестные мне вещи в сфере IT:

– Стоп, стоп, – ответил я. – Я работаю в продажах и ничего в этом не понимаю.
– Зачем в Донецк едете, ведь е..ут же вас?!
– Е..уть могут и в Москве, а так хоть парад Победы увидим.
– Езжайте, – чертыхнулся ФСБ-шник и отпустил нас.

На границе ДНР мы без задержек проехали обстрелянную КПП и двинулись вглубь республики.

Поездка в Донецк в 2015 году, обстрелянная КПП

ДНР встретил нас разровненными деревнями и городами. Лишь тогда я осознал в полной мере всею трагедию, как же это ужасно, когда между собой воюет один народ.

Увидев происходящее вокруг, не спавши и не евши почти сутки, на мой ослабленный организм начал нападать небольшой страх. Поняв, что мы едем в полную неизвестность, мой мозг начал вырисовывать безрадостные перспективы недалёкого будущего. Я начал представлять картину полной анархии в городе, где вооруженные люди устраивают средневековые порядки.

И вот он, красавец Донецк

Какого же было моё удивление, что ничего подобного я не увидел. Более того, город был очень чистым и невероятно красивым и современным. Конечно, на улицах было немного людей и машин, и в связи с войной было очень много закрытых магазинов. Все банкоматы Сбербанка не работали и были покрыты пылью. На билбордах красовались плакаты с призывами идти в ополчение.

Военную технику удалось увидеть всего раз, в то время когда мы ждали автобус в сторону аэропорта (в тот момент там велись самые ожесточённые бои) и это был грохочущий танк. Автобуса кстати мы так и не дождались.

Цены в Донецке были просто смешными. Например, мне удалось пообедать в самом центре города в шикарном ресторане, который выглядел как Египетская пирамида, всего за 700 Российских рублей. Причём на эти деньги я взял апельсиновый фреш, шикарный итальянский мясной салат и огромный кусок мяса с гарниром.

Дискотека и опасный момент

Найдя подходящую гостиницу, мы оставили там вещи и направились изучать город. Прошлись по центру, сделали фотографии панорамы города. Мне даже удалось сделать снимки с ополченцем.

Поездка в Донецк в 2015 году, снимок с ополченцем

В какой-то момент мы случайно забрели на open air, где ополченцы вместе с обычными девушками и парнями пили пиво, ели шашлык и танцевали под Тимати и другую Российскую музыку.

Мы тоже взяли пиво с шашлыком и в тот момент поняли, насколько уникальную картину нам удаётся сейчас наблюдать.

Захмелев от пива, мы двинулись гулять дальше. Проходя через двор, наше внимание привлёк автомобильный номерной знак с флагом Новороссии. Ильнур сделал фотографию, и как ни в чём не бывало мы двинулись прочь. Пройдя метров 50, я услышал свист и крик в нашу сторону. Я обернулся только на третий раз и увидел стоящего ополченца с автоматом Калашникова наперевес, который звал нас. Бежать было бессмысленно, прицельная дальность АК около одного километра.

– Что здесь ходите, откуда вы?! – спросил он.
– Из Москвы.
– Идём за мной.

Мы послушно двинулись вслед за ним. Оказалось, в соседнем здании был их опорный пункт, напоминавший чем-то опорный пункт полиции в Москве. Нас начали допрашивать, и мы очередной принялись рассказывать, что хотели посмотреть парад Победы в городе, в котором проходили бои с нацистами. Ополченцы начали смотреть фотографии в телефоне Ильнура и в моей «зеркалке».

– О, пейзажист, – пошутил один из них, увидев в моём Никоне большое количество фотографий панорам города. Выяснив, что мы никакого отношения к украинским силовикам не имеем, нас отпустили. Могу от себя отметить, что вели они себя действительно вежливо. Даже извинились за задержание, объяснили что по-другому никак нельзя в городе, на границе которого идёт война.

Празднование Победы

Вечером в центре города начался праздничный концерт. Среди выступающих был «Бахыт-компот» и другие представители Российской эстрады. Энергетика была невероятной, все плясали и гуляли как в последний раз. Со сцены какая-то исполнительница кричала, что Россия с Донецком, что они молодцы, т.к. мужественно противостоят врагу.

После был мощнейший салют и стрельба в воздух из автоматов с трассирующими патронами.

Когда празднование закончилось, в городе начался дождь. Нам удалось скрыться от него в переходе, в котором группа молодых людей пела под гитару песни военных лет. Все они плакали, обнимались, это было очень искренне и по-настоящему.

Чтобы успеть до начала комендантского часа, мы, несмотря на дождь, побежали в гостиницу. Перед самой гостиницей на глаза попалась палатка с шаурмой. Вспомнив, что за весь день был съеден один шашлык, мы решили перекусить. Возле палатки стоял ополченец, на плече у которого красовалась нашивка «ГРУ России». Раздираемый любопытством, я решил подойти и спросить про принадлежность ополченца к РФ. Ополченец был довольно открыт к диалогу и рассказал, что он местный, но присягу давал России. Что здесь у него небольшой бизнес, состоящий из двух палаток с шаурмой, возле одной из которой мы стояли. По его рассказу все в городе знали, что он под Россией и его никто не трогает. Также он рассказывал о своей убежденности, что в ближайшее время ДНР станет частью РФ. Уже тогда я знал реальное положение вещей, но спорить с ним не стал. Закончив общение, мы восвояси направились в гостиницу спать.

На следующий день на автобусе мы вернулись в Москву, а эта поездка навсегда осталась в моей памяти.