Что может быть более интригующим и загадочным, чем детектив, который обрывается в самой середине своего действа. Когда только-только начинаешь погружаться в тайну и даже в преступление, развернувшееся на страницах романа; когда только-только уяснил, кто действующие лица и вокруг чего все завертелось. Похожие ощущения испытывали поклонники творчества Артура Конан-Дойля и его бессмертного персонажа Шерлока Холмса. Смерть сыщика на Рейхенбахском водопаде заставила замереть множество сердец истинных фанатов легендарного персонажа. И только лишь с выходом продолжения рассказов Дойля про гуру сыскного дела волнительный трепет поклонников утихомирился.
У читателей романа Жюля Верна “Священник в 1839 году” должны были повториться схожие ощущения – томительное ожидание, сменяющееся воодушевляющим продолжением истории. Но это если бы французский литератор все-таки завершил произведение своей молодой поры. Но нет, автор так и не добрался до дописания очень увлекательного мистического детектива, что вызывает целую гамму чувств, рука об руку идущих с разочарованием.
Предыстория
Как и большинство своих произведений, Жюль Верн писал “Священника” на базе личного опыта. И если его научно-приключенческие эпопеи понятным образом были связаны с его опытом поездок по всему миру, то обсуждаемый сейчас роман относит нас к семинаристскому периоду жизни Верна. Там он познал все тяготы этого специфического учебного заведения, которые могли оказаться чужды юноше, не собиравшемуся продолжать свой путь в церковной стезе.
Но здесь прослеживается и погружение Жюля Верна в мир мистической художественной литературы, что нашло отражение в почитании таких известных произведений, как “Божественная комедия” Данте, “Собор Парижской Богоматери” Гюго, “Парижские тайны” Сю, легенды о докторе Фаусте и другие.
“Священник в 1839 году”, который изначально назывался “Священник в 1935 году”, можно смело назвать первым серьезным трудом молодого тогда еще Верна. Действительно при чтении романа необычным для читателя может стать некоторая простота слога, заметно отличающаяся от его более поздних произведений. И тут ничего особенного и предосудительного нет. Талант только набирал свой ход, равно как и его словарный запас только-только начинал увеличиваться в объемах.
Сюжет
У романа нет четкой линии сюжета. События разбиты на несколько временных отрезков и персонажных арок.
Есть история случившейся трагедии в городе Нант. На проповеди известного на всю Францию священника случилась давка, унесшая почти сотню жизней. Из этой сюжетной ветки вытекает история спасения молодой девушки, которую на руках вынес смелый юноша. Своим спасением она обязана нежным чувствам этого молодого человека, который все время пребывания в помещении церкви потратил на любование объектом своего обожания. Поэтому он так быстро заметил, что девушка упала в обморок.
Дальше мы переносимся в прошлое, оказываясь свидетелями еще одних трагических событий. Семья отчаявшихся бедняков, едва сводящих концы с концами, сталкивается сначала с обнадеживающим подарком судьбы в лице месье Дорбея, богача и одновременно альтруиста, который за спасение жизни, оказанный радушный прием и возможность переночевать после трудного пути и нападения разбойников, пообещал одарить семейство богатством и избавить от вечных земных страданий. Но пока семья ждала возвращения Дорбея, в их халупе обвалилась крыша, погубив мать и самую младшую дочку. Оставшихся отца, двух сыновей и старшую дочь богатый гость взял на свое попечение.
Впереди очередной временной и сюжетный скачок, чтобы познакомить нас поближе с Жюлем, героем, спасшим девушку в давке. Анна Дельтур (так ее зовут) с семьей являются хранителями какой-то тайны, связанной с дальнейшей судьбой девушки. И в эту тайну вовлечен наставник Жюля по имени Жозеф, звонарь той самой церкви, где произошла катастрофа.
Здесь же мы знакомимся с некой бандой, которая орудует в Нанте и которая как-то связана не только с давкой в церкви, но и со смертью звонаря. Один из членов банды – молодой священник Пьер. Тот самый Пьер, которого годами ранее от бедноты и страданий спас месье Дорбей. С молодым человеком произошла внутренняя трансформация, приведшая его на темную сторону. Как и почему это произошло мы так и не успеваем узнать, зато в курсе, что им движет любовь. Любовь, затмившая понятия добра, справедливости и чести. В кого же он влюблен? Конечно, в Анну.
Смерть Жозефа заставляет Жюля начать расследование преступления вместе со своим лучшим другом Мишелем. Тогда же Жюль узнает о завещании звонаря, в котором юноша определенно фигурирует, потому что его старый наставник больше ни с кем особого общения не имел. И какого удивление Жюля, когда он обнаруживает, что завещание хранится в именной шкатулке Анны Дельтур, в которую он так страстно влюблен.
Здесь роман обрывается, и мы так и не узнаем, как же разрешилась эта интригующая история. Что было написано в завещании? Как шкатулка оказалась в руках Жозефа? Почему Анна так боялась этого звонаря? Как Пьер познакомился с Анной? И это лишь короткий список вопросов, которые так навсегда и останутся без ответа.