«Секретики» — известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям «секретиков» — ценных мелочей, скрытых в земле под куском стекла — становился ранним опытом формирования круга «своих», а их разорение — опытом вторжения в личное пространство.

Стелем в ямку серебро, прячем редкое добро — фанты, банты, бриллианты, петушиное перо. И листок, и цветок, и цветастый лоскуток, а поверх всего — стекляшка, как над лужицей ледок.

Иван Завражин «Секретик», 1980

Через сравнение с «секретиками» выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает подпольное искусство как тайное знание, доступное кругу друзей и единомышленников, и нуждающееся в защите от внешних сил идеологического контроля и цензуры. В советское время, однако, «секретиками» становились не только произведения искусства, но и духовные практики — от йоги и эзотерики до альтернативной медицины. В то же время выставка, в основе которой находится Архив Музея «Гараж», исследует человеческую склонность к тайне и ритуалам «засекречивания».

История сосуществования подпольных художественных методов, духовных устремлений контркультурных движений, а также неофициальных оздоровительных экспериментов в СССР периода застоя будет представлена на выставке как единая экосистема. Произведения искусства, объекты неизвестного назначения и архивные материалы (дневники, фотоальбомы, самиздат) объединены в общую смысловую сеть.

Запечатанные конверты самоуничтожающихся сообщений. Погребенные капсулы времени. Игры с правилами, которые никогда не раскрывались. Произведения искусства, посаженные в открытом поле, как картофель, и живой художник, выкопанный из временной могилы. Выставки-квартирники в полной темноте или с экспонатами, скрытыми на виду среди скучных предметов повседневной жизни. Все это — загадочные конструкции советского нонконформистского искусства Вячеслава Ахунова, Армена Бугаяна, Риммы и Валерия Герловиных, Андриса Гринбергса, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других. В выставке они сопоставлены с экспериментами мыслителей и активистов неподцензурной литературы (Гейдара Джемаля, Юрия Мамлеева и других).

Особенности духовного самосознания советских хиппи и других нонконформистов проиллюстрированы документами о взаимодействии с китайской «Книгой перемен», практиках йоги, экуменизме. Кроме того, выставка продемонстрирует влияние неофициальной культуры на более широкие социальные слои и расскажет о телесных практиках «заботы о себе» в пронизанном коллективизмом СССР брежневской эпохи.

Художник Ян Гинзбург создаст для выставки инсталляцию «Комната гениев» — вариацию «доски почета», на которой будут собраны портреты мыслителей и политиков, считавшихся в официальной культуре СССР носителями мудрости и истинного знания. С обратной стороны этого пантеона будут представлены фотографии людей с мимическими расстройствами, сделанными психиатром Лазарем Сухаребским в 1960–1970-е годы. «Комната гениев» послужит и постскриптумом к непростой истории ХХ века, и размышлением о границах психической нормы и стратегиях ее насильственного утверждения в советской повседневности.

Ян Гинзбург комната гениев - Каменный лес Stone Forest

«Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985» продолжает серию выставочных проектов Музея, основанных на документах, хранящихся в Архиве «Гаража», среди которых — «Перформанс в России: картография истории» (2014), «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» (2015), «Холин и Сапгир. На правах рукописи» (2017).

Куратор: Каспарс Ванагс в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, кураторами Музея «Гараж»
Архитектор: Рихардс ФунтсИсследователи: Валерия Диденко, Ольга Широкоступ

Мнение редакции

Интерес к недавнему советскому прошлому у людей делится на два типа: ностальгия в формате “раньше было лучше и какую страну развалили” и изучение быта тех лет, желание понять менталитет наших родителей, дедушек и просто поколения советских людей. «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» и задумывались как инструмент понимания быта и жизни простых людей, чтобы мнение об эпохе СССР строилось не только по уже всем известным канонам социализма, ленинизма и марксизма. И андерграунд здесь описан не столько в формате протеста и подполья, сколько в познании каких-то аспектов жизни на низовом уровне.

Представленные “секретики” советских людей создавались по принципу “для своих”. Свой – тот, кому можно доверить тайну; чужой – кто принесет проблемы. В этом контексте интересна история создания хиппи-коммун в СССР или появление поклонников йоги, а также нетрадиционной медицины. Памятуя об этом, нельзя не упомянуть работы художника Вячеслава Ахунова, чье творчество так или иначе связано с критикой советской власти. Отсюда и звучные названия его творений – “Живи Тихо” и “Дыши тихо”.

При этом изучение советского андерграунда не останавливается исключительно на нравах жителей больших городов вроде Москвы, Риги, Киева, есть здесь место шаманам и связанной с ними истории про Аллу Пугачеву с ее песней “Бубен шамана”, а также будни археологов и их артефакты, которые не всегда подходят для классических тематических выставок.

Окончание просмотра выставки сопровождается мыслью о том, сколько всего еще можно было бы добавить в качестве экспонатов! И это не кажется упущением, это возможность реанимировать свои познания о быте недавнего прошлого, в котором многие еще не родились. Плюс вместило бы пространство дополнительные артефакты, связанные с армией, рок-музыкой, футболом, джинсами и модой в целом – еще вопрос. Возможно, в вашем распоряжении есть свои “секретики”, которые бы в значительной степени обогатили выставку. Подумайте об этом.