Если хотите лучше понимать произведение того или иного автора, обязательно заранее поинтересуйтесь его биографией. Окончательно этому мнению помог сформироваться роман Герберта Уэллса “Остров доктора Моро”.
Мир научной фантастики очень требователен, поэтому заходить в него стороннему человеку, далекому от науки, опасно для будущей карьеры. Даже писатели ученые подвергаются основательной критике, решаясь описать свою теорию посредством художественного произведения. Правда, сам Уэллс вообще никогда не отличался трусостью в плане своих литературных амбиций, ведь перед этим он с лихвой реализовал амбиции ученого. И именно познания в сфере биологии помогли ему так умело и вкрадчиво описать происходившие трансформации живых существ на загадочном острове доктора Моро. А ты как читатель снисходительно относишься к презентуемым идеям, потому что в курсе его академического бэкграунда.
Загадочный остров
Ловкий ход со стороны Уэллса – начать повествование романа с имитации документального разбора событий, грядущих на страницах произведения. Автор и позже не торопится отправлять читателя в обитель доктора Моро, начиная с морского путешествия и фактически дневниковых записей главного повествователя – Эдварда Прендика.
Импонирует прием автора подгонять вымышленные события с современной хроникой: описание географической локации места действия и добавление выдуманного острова Ноубл, который собственно и выбрал в качестве своей лаборатории под открытым небом доктор Моро; рассказ про судьбы различных несуществующих кораблей и при этом воспоминание о действительном крушении фрегата “Медуза”, когда погибло почти полторы сотни моряков.
Это подходящее вступление, настраивающее на нужный серьезный и вдумчивый лад. Ты заранее ожидаешь не классическое миролюбивое чтиво о приключениях, а что-то серьезное, полудокументальное – произведение для взрослых.
Одновременно с первых строк мы улавливаем налет загадочности, которым окутан сам остров, о существовании которого было известно мало, и единственное судно, побывавшее там после удивительных событий, описанных в книге, не нашло ничего подозрительного, хотя по факту там и искать уже было нечего.
Достойный триллер
Сюжет “Острова доктора Моро” столь примечателен, что он почти без изменений сошел бы в качестве сценария для хорошего триллера и даже фильма ужасов. Причем уже существуют две экранизации романа, но последняя из них датирована аж 1996 годом, поэтому хотелось бы верить, что в скором времени кто-то из режиссеров попросит адаптировать роман Уэллса под будущую киноленту.
Любопытно посмотреть, как современные технологии смогут отобразить на экране персонажей-зверолюдей, с которыми пришлось столкнуться главному герою произведения – Прендику. Сам по себе анимализм всегда вызывал интерес у людей, ведь он присутствует во многих мифологиях. Вспомнить хотя бы кентавров, минотавров, оборотней, вампиров, русалок, плюс египетский пантеон богов. Но прежде подобные персонажи упоминались в большей степени как существа, обладающие изрядным интеллектом, т.е. больше люди, чем животные. У Уэллса мы получаем возможность познакомиться с созданиями, чьи звериные повадки доминируют над человеческими.
Да и само происхождение мифических сказочных существ окружено больше сверхъестественными свойствами, а английский фантаст предлагает нам вполне обыденный на его взгляд способ получить симбиота человека и зверя при помощи вивисекции. Для простоты понимания вивисекция – это вскрытие живого создания для научных изысканий. Само по себе упоминание этого вида хирургического вмешательства крайне интересно, и Уэллс пробуждает читательский азарт, жаждущий, что писатель копнет глубже и еще более детально распишет прием, при помощи которого ученый по фамилии Моро получал из животных зверолюдей. Но по присущей автору традиции он снова опускает более конкретный разбор явления, стоявшего во главе угла всего повествования.
Зато Уэллс больше внимания уделил описанию образовавшегося социума зверолюдей, их борьбе со своей животной сущностью и постепенным поражением ей. Доктор Моро в конечном итоге не смог придумать правильную формулу, которая позволила бы обращать зверей в 100%-ых людей. И как только он подступил максимально близко к решению поставленной задачи, его работе суждено было оборваться.
Еще более интересным выглядит взаимодействие зверочеловеческого общества с белыми людьми, представители которых были настоящими богами для новообращенных. И каково было потрясение зверолюдей, когда идеальные образы их богов стали рушиться прямо у них на глазах.
“Остров доктора Моро” из тех романов, развязка которых не столь интересна, нежели сам факт рассказа истории. Побывать в мире зверолюдей, пройти все испытания с главным героем и невольно стать судьей, который должен оценить этичность проведения таких экспериментов. Что важнее – наука или сострадание?