Фильм Планета обезьян 2001 года

Как-то так вышло, что одной из худших экранизаций франшизы “Планета обезьян” на удивление считается версия Тима Бертона. И такое положение вещей вызывает волну негодования. С какой стати один из самых талантливых режиссеров Голливуда был удостоен такой участи? Пусть море псевдокритиков продолжают искать в этом фильме изъяны, со своей стороны будет правильно наоборот указать отличительные особенности, которые есть только в фильмах Бертона. И благодаря этому их хочется смотреть и пересматривать.

Содержание

Особенности фильма

Хейтерам бертоновской “Планеты обезьян” хочется выразить пламенный “привет”. Из-за вас, засранцев, киноиндустрия лишилась продолжения уникальной серии фильмов, в которой обезьяны бы гоняли на полицейских машинах по городам (концовка фильма 2001 года).

Найти изъяны в версии Бертона можно, но устраивать из этого разнос – это перебор. Тим успел снять картину в собственном уникальном стиле, с отменным актерским составом и отдав должное оригинальной франшизе 1960-х. Само собой это не шедевр кинематографа, но на то были объективные причины, не отменяющие факта выхода первоклассного фильма жанра научной фантастики без занудного погружения в формулы и теории. Чтобы не впадать в типичное описание преимуществ фильма, лучше разобрать основные претензии зрителей и в противовес им показать, насколько удачной вышла кинолента.

Сюжет фильма крайне далек от оригинала – основной повод для возмущения. Предъявите тогда подобную претензию всем адаптациям и экранизациям литературных произведений. Плюс в описании к фильму сказано, что он снят всего лишь по мотивам романа Пьера Буля. Здесь все честно. Да и почему бы не познакомиться с интересной интерпретацией идеи по захвату планеты разумными приматами?! Сама история же получилась крайне интересной. Тем более над сценарием работали Уильям Бройлес мл. (“Изгой”), Лоуренс Коннер (“Улыбка Моны Лизы”) и Марк Розенталь (“Жемчужина Нила”). Ожидать, что такие опытные сценаристы слепят глупую историю, бессмысленно. Да и в целом, когда Бертон представил свою версию “Сонной лощины”, разве на него кто-то обрушился с критикой?

Некоторые сюжетные ляпы объясняются и рядом коммерческих факторов, так как Тиму Бертону в итоге не дали необходимую сумму на съемки более разнообразной ленты. Режиссер собирался отобразить всю палитру социального устройства мира обезьян. Но пришлось довольствоваться теми деньгами, что получил (само собой это отразилось на качестве всего, даже трюков и боевки). Заодно пришлось серьезно сокращать фильм на монтаже, поэтому иногда складывалось ощущение скомканного повествования. Переходы между локациями были немного сумбурными. При этом Бертон все-таки выторговал у продюсеров сцены, в которых описывается быт обезьян, их повадки не на публике. Это же настоящая находка!

Существует, помимо прочего, претензия относительно отсутствия компьютерной графики. Здесь стоит сделать отступление, ведь критика полетела в сторону великого режиссера не только от современного поколения, но и от тех, кто смотрел картину в 2001 году. Да, “Матрица”, “Годзилла” 1998 года и прочие картины, битком набитые компьютерной графикой, заставляли ожидать, что все последующие блокбастеры станут столь же продвинутыми с точки зрения технологий. Но, видимо, подобные зрители слабо представляют себе, кто такой Тим Бертон.

Этот тот самый режиссер с уникальным стилем, который делает из кинофильма в определенной степени театральную постановку. Настолько все живо и естественно у него получается, настолько дотошное внимание уделяется игре актеров, костюмам, декорациям и реквизиту. С таким подходом перебор компьютерной графики сделает проект грузным, отвлекающим от игры актеров и сюжета. Акцент на экшн это не про Бертона. Вспомните его “Бэтмена” с Майклом Китоном и Джеком Николсоном. Даже из супергероики он умудрился сделать ламповый продукт, не потеряв в остросюжетности и в эпизодах брутальности. А ведь есть еще “Эдвард руки-ножницы”, “Сонная Лощина”, “Крупная рыба”, “Чарли и шоколадная фабрика”. Все они объединены одной стилистикой, подходом и зачастую даже актерским составом.

Претензии же к актерскому составу “Планеты обезьян” вообще поражают. Молодой Марк Уолберг в образе типичного героя-победителя всех и вся; неподражаемые Хелена Бонэм-Картер и Тим Рот придают своим персонажам весь личный колорит и темперамент. А когда на втором плане появляются такие актеры, как Пол Джаматти, Майкл Кларк Дункан, Кэри-Хироюки Тагава и Крис Кристофферсон, хочется уточнить у критиков: а кого вам вообще нужно видеть на экране?

В каждом из героев можно узнать личность того или иного актера, кто его играет. Образы обезьян уникализированы благодаря первоклассному гриму, который Бертон постарался сделать максимально приближенным к серии оригинальной франшизы. Какие тут могут быть претензии?

Хочется раз и навсегда зафиксировать. “Планета обезьян” Тима Бертона – это не римейк оригинальной серии, это переиначивание, собственное прочтение. Фактически это обособленный продукт, который по глупости завалили негативными оценками, что вылилось в плохие прокатные цифры. А ведь дальше нас могла ожидать классная франшиза с собственным уникальным миром гениального режиссера. Плюс хорошая касса помогла бы привлечь дополнительные финансы на разработку продолжения, а это уже другой уровень проработки, который гарантированно подарил бы нам шедевр. В общем, душа болит за Бертона.

Сюжет

В далеком будущем земляне активно занимаются разведыванием просторов галактики. И в этом им помогают приматы. Астронавты с космической станции “Оберон” проводят обучение шимпанзе, горилл, орангутанов и других видов обезьян для разведывательных полетов. В ходе одного из таких испытаний пропадает самая опытная обезьяна – Перикл. За ним в погоню отправляется астронавт Лео Дэвидсон (Марк Уолберг), после чего он тоже попадает в загадочную зону турбулентности и далее совершает жесткую посадку на неизвестной ему планете.

Оглядевшись, Лео понимает, что находится в каких-то джунглях. Неожиданно на него натыкаются другие люди немного диковатого вида с несуразными одеждами и растрепанными грязными волосами. И окончательно шокировало астронавта, что за этими людьми гнались обезьяны, одетые в доспехи.

Побег у людей не удался, и Лео вместе со всеми оказался в плену у разумных обезьян. Мало понимая что происходит, главный герой начинает задавать вопросы людям, обезьянам, и постепенно ситуация проясняется. Лео попал в мир, где балом правят разумные приматы, а люди сравни животным, только с более высоким интеллектом и способностью разговаривать.

Настоящим откровением для Лео становится знакомство с Ари (Хелена Бонем Картер), которая, несмотря на статус дочери сенатора, занимается правозащитной деятельностью, отстаивая интересы людей. Именно с ее помощью Лео организует побег. Но за ними немедленно были отправлены военизированные отряды, руководил которыми сам генерал Тэйд (Тим Рот), обладавший непререкаемым авторитетом благодаря своему деспотизму, безжалостности и упертости.

Отчаянное бегство вело героев в священное для всех приматов место – Калима. По легенде именно здесь появился на свет Симос, главное божество обезьян. По преданиям Симос еще должен вернуться, и тогда начнется золотая эра человекоподобных. При этом Лео благодаря своему навигатору обнаружил, что корабль “Оберон” как раз находится в районе Калимы. Он надеялся, что его коллеги там, и они помогут ему справиться с обезьянами, которые шли беглецам по пятам.

Оказалось, что Калима – это место крушения “Оберона”. Все надежды Лео рухнули. Тем более что отряды Тэйда приготовились уничтожить людей и помогавших им обезьян. Услышав про дерзких беглецов, способных освободить людей от рабства, на решающую битву со всех округ сошлись другие люди. Они были готовы испытать судьбу и попробовать обрести свободу.

Организованное сопротивление войскам Тэйда хоть и заметно поубавило число его солдат, но глобально ничего не изменило. Люди должны были погибнуть в бою. Но неожиданно прямо на месте битвы приземляется космический аппарат, из которого выбирается тот самый Перикл, шимпанзе, пропавшее в ходе разведывательной кампании команды “Оберона”.

Неожиданно все обезьяны падают ниц, потому что они убеждены, что это второе пришествие Симоса. Так думают все, кроме Тэйда. Он прекрасно знал историю зарождения своей расы. Ведь именно с Перикла и началась цивилизация разумных обезьян. А шимпанзе был простым подопытным индивидом, что моментально меняло диспозицию в отношениях людей и обезьян, господ и холопов. И люди из разряда рабов моментально превращались как минимум в равных обезьянам.

В погоне за Лео и Периклом Тэйд сильно ранит шимпанзе, но и сам оказывается в ловушке. Его заперли в одном из отсеков “Оберона”, из которого он не в состоянии выбраться. После революционного открытия люди и обезьяны зарыли топор войны и договорились жить мирно. А Лео решил отправиться в свое время и измерение, желательно вообще на Землю. Так и получилось: его космический аппарат приземлился прямо в Вашингтоне. Но какого было его удивление, когда он обнаружил, что на место падения его аппарата прибыли разумные обезьяны в полицейской форме.

Информация о фильме

Оригинальное название: Planet of the Apes
Год: 2001
Жанр: фантастика
Режиссер: Тим Бертон
Оператор: Филипп Русло
Сценаристы: Уильям Бройлес мл., Лоуренс Коннер, Марк Розенталь
Актеры: Марк Уолберг, Тим Рот, Хелена Бонем Картер, Майкл Кларк Дункан, Пол Джаматти, Эстелла Уоррен, Кэри-Хироюки Тагава, Дэвид Уорнер, Крис Кристофферсон, Эрик Авари

Постер фильма Планета обезьян 2001
Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.