В рамках 42-ого Московского кинофестиваля был представлен фильм “Гипноз” режиссера Валерия Тодоровского. И надо сказать, премьера получилась на славу: глубинная мысль, но без чрезмерного усложнения; живая история, но без ухода от идеи; игра не примелькавшихся актеров, но без переигрывания (тут-то как раз и важна режиссура).
Содержание
Валерий Тодоровский
Настороженное отношение к выходящим российским кинопремьерам объяснимо: одни и те же актеры, невзрачный сюжет, пустые и пошлые диалоги, неугасающее желание копировать западный продукт. Продолжать? И это при том, что наши студии и режиссеры умеют снимать глубокие и жизненные фильмы, где на первом месте игра актеров, история и идея. Только потом графика, спецэффекты и прочий наносной лоск. Из последнего не могу не отметить “Китобоя” Филиппа Юрьева.
Имя Валерия Тодоровского связано по большей части с фильмом “Стиляги”. Это был самый распиаренный и самый дорогой проект Валерия. 15 млн долларов на 2008 год – это серьезные вложения для отечественного кино. Но мне Тодоровский памятен более скромным и более сильным фильмом “Страна глухих”. В творчестве режиссера лента идет как противовес ярким лощеным “Стилягам”, хоть и снята на 10 лет раньше: меньший бюджет, начинающая звезда Чулпан Хаматова и проникновенная история о существовании мифического мира глухих, где лишенные слуха люди смогут жить в полной гармонии.
Идут годы, и Тодоровский никак не может помпезно вернуться в кинематограф в качестве режиссера. Как продюсер, да. За один только “Географ глобус пропил” стоит сказать ему спасибо. Но этого мало.
С 2008 года вышло всего два фильма Валерия – “Большой” и “Одесса”, оба не стали чем-то значимым даже в рамках российской индустрии. Поэтому большие надежды с точки зрения зрителя возлагались на выход фильма “Гипноз”. Многообещающая история из трейлера должна была быть продолжена не менее интересным полнометражным продуктом. И знаете, у Тодоровского получилось.
Главное, что конечный результат с точки зрения восприятия – это не “Стиляги”, это больше “Страна глухих” и “Географ глобус пропил”. Стало быть, яркий пример отличного типично русского фильма. Ведь фирменный стиль у нашего кинопрома определенно есть, только многие деятели искусства предпочитают чаще смотреть в сторону запада.
Сюжет
Мы оказываемся в мире подростка Миши, который помимо традиционных для его возраста изменений характера и семейных передряг, столкнулся с настоящим саботажем собственного организма – он ходит во сне. Чтобы разобраться с этим психическим сбоем, мама записывает мальчика к знаменитому психотерапевту и гипнологу Волкову. Шаг, который должен был избавить парня от недуга, оборачивается мощнейшим эмоциональным и событийным всплеском, в который уместилась первая любовь, отторжение семьи, предательство со стороны человека, которому сильнее всего доверял, и даже желание свести счеты с жизнью.
Во главе угла две сюжетные линии: отношения взрослого сына с инфантильными родителями и определение морально-этических норм, регулирующих степень влияния врача-психотерапевта на сознание своего пациента.
Семейная линия намеренно перетягивает одеяло на себя, заставляя зрителя заниматься морализаторством, ругать родителей за неправильное поведение по отношению к старшему сыну. Переход из тинейджера в юношу – это проблемный период не только для молодых людей, но и для их родителей. Со старшим сыном уже не посюсюкаешься, но и исключать проявления нежности неправильно; контролировать каждый его шаг уже нельзя, но и терять над ним контроль тоже опасно; отношения с ребенком превращаются в Одиссею, когда, попадая между Сциллой и Харибдой, ты понимаешь, что без потерь не обойтись.
Родители Миши безумно его любят, ничуть не меньше, чем младшего брата, к которому старший откровенно ревнует. Мама и папа в большей степени являются друзьями для своих детей: помогут, подскажут и никогда ни в чем не обвинят. Но в силу своего нестабильного характера, присущего ребятам его возраста, Миша хоть и приобретает черты взрослого человека, но все еще безумно нуждается в опеке родителей, их любви и даже простых объятиях.
Ложный акцент на семье мешает разглядеть природу поведения психотерапевта, который берется жесточайшим образом изменять границы реальности 16-летнего юноши. Он во многом экспериментирует, изучает поведение Миши, для него парень является подопытным. Причины основного недуга парня выявлены, впереди избавление от лунатизма, но гипнолог слишком увлекся изучением сознания молодого человека. А роковая трагедия обостряет основной конфликт фильма. Волков примерил на себя роль редактора Творца, что прямо отражено в эмоциональной перепалке между профессором и Мишей во время лекции. “Я не нуждаюсь в правке”, – ключевой тезис, основной смысл всей истории, который усвоил быстро повзрослевший Михаил. Но по мнению же профессора каждый человек нуждается в правке.
Главный герой раскусил, что корень его бед он сам и появившийся в его жизни манипулятор, который подсказывает, как ему жить, как действовать, как думать и чувствовать. Родившийся на этом фоне бунт привыкшего к абсолютной свободе сознания получился безудержным и крайне экстремальным. А лучшим лекарством от всех случившихся передряг становится, о чудо, семейное тепло и домашний уют.
Плавное течение событий, постоянное повторение одних и тех же локаций вводят зрителя в определенный транс близкий к гипнозу. Нам тоже нужно разобраться, где реальность, а где буйство фантазии. И главное, мы проходим эту дорогу плечом к плечу с Мишей, примеряя на себя все его проблемы, высвобождая из архивов памяти похожие ситуации из собственной жизни, конфликтные сцены с родителями, вспоминая, как мечтали все и всегда контролировать в свои 16 лет. Не понимая, что были всего лишь детьми, едва подросшими, но уже возомнившими себя важными персонами. Это было время рождения личностей, очень важный период в жизни в каждого.
Сергей Гиро
Хочется верить, что “Гипноз” станет отправной точкой для старта карьеры молодого актера Сергея Гиро. Он отлично справился с ролью ровесника, весьма натурально отыгрывая эмоции запутавшегося юноши.
Вообще отсутствие скованности и отталкивающей наигранности редко встречается даже среди взрослых и более-менее известных артистов. А здесь Гиро отлично играет даже в немых сценах, где за героя говорит мимика, жесты, движения. Запомнилась и едва сдерживаемая буря чувств, проявления которой видны в процеженных сквозь зубы и губы резких фразах, что ярче всего было заметно в эпизодах семейных ссор.
В свое время я очень пристально следил за карьерами молодых актеров отечественной и зарубежной сцены: Александр Головин (“Сволочи”), Логан Лерман (“Поезд на Юму”, “Исчезновение Сидни Холла”, “Ярость”), Тай Шеридан (“Джо”, “Первому игроку приготовиться”) – и натурально радовался карьерному успеху последних двух и огорчался из-за провала первого, скатившегося до игры в отвратительных коммерческих проектах. Саша вполне мог реализовывать свой творческий талант куда более ярко. И на этом фоне Сергею Гиро хочется пожелать идти по пути Лермана и Шеридана, играть в сложных и глубоких картинах, не размениваться на бездушную коммерцию. Потому что молодой актер крайне талантлив, у него все может получиться, важно не зарываться во второсортных проектах.
Информация о фильме
Оригинальное название: «Гипноз»
Год: 2020
Жанр: драма
Режиссер: Валерий Тодоровский
Оператор: Жан-Ноэль Мустонен
Сценаристы: Любовь Мульменко, Валерий Тодоровский
Актеры: Максим Суханов, Сергей Гиро, Екатерина Федулова, Сергей Медведев, Полина Галкина, Степан Середа, Виктория Буцких, Александр Кузьмин, Кирилл Буханцев