Стиль K-pop - Каменный лес Stone Forest

Мир ощутил всю мощь корейской поп-музыки в 2012 году, когда клип PSY «Gangnam Style» стал самым просматриваемым на Youtube и удерживал этот статус на протяжении 5 лет. Однако феномен K-pop проявился значительно раньше. В числе слагаемых успеха этого музыкального жанра можно назвать умелые заимствования из других культур, изнурительный многолетний труд исполнителей под жестким продюсерским контролем и умелую работу с многочисленными, зачастую по-настоящему одержимыми фанатами.

В итоге поп-музыка стала ключевым фактором распространения корейской культуры во всем мире. Вместе с сериалами, видеоиграми, национальной кухней и одеждой она составляет так называемую «корейскую волну», которая с конца 1990-х распространяется по миру. Сначала южнокорейская индустрия развлечений набирала популярность в Азии, а затем добралась и до других частей планеты.

Содержание

Как создавался K-pop

Южная Корея уже более полувека находится в экономической, военной и политической зависимости от США. Отразилось это и на культурной жизни корейцев. Когда в стране начала формироваться современная поп-музыка, базой для нее стала американская музыка с примесью «высокоэнергетического японского попа», как написал журнал Rolling Stone.

Важная особенность K-pop заключается в смешении музыкальных жанров, причем конкретная комбинация определяется стилистикой группы и задумкой продюсеров. Корейские поп-исполнители могут использовать элементы хип-хопа и электропопа, дабстепа и EDM, дип-хауса и R’n’B, рок-н-ролла и джаза. Музыканты из Южной Кореи нашли универсальный рецепт того, как регулярно пробиваться в хит-парады в западных странах. Для этого они проявляют особую, зачастую даже чрезмерную любовь к рэпу, а также добавляют в корейские тексты повторяющиеся хуки на английском языке.

Пение и игра с музыкальными стилями дополняются особым вниманием к происходящему на сцене или в клипах действу. Танцы и мощная визуальная составляющая – еще один обязательный элемент K-pop. В процессе исполнения танцевальные движения часто синхронизируются с текстами песен, поэтому выступления получаются броскими и напоминающими западные бой-бэнды из 1990-х годов.

Группа K-pop - Каменный лес Stone Forest

Непорочные идолы

В самой Корее термином K-pop называют практически все направления существующей в стране поп-музыки. За ее пределами кей-попом обычно считается музыка, которую исполняют так называемые айдолы – аналоги японских идолов. В Японии идолами называют молодых звезд, обычно подростков, для которых формируется по-детски чистый имидж. Такие светлые и невинные идеалы очень нравятся азиатской аудитории, поэтому процесс их создания давно поставлен на коммерческие рельсы.

Два характерных примера групп в жанре K-pop – Super Junior, в стартовом составе которой было 12 парней, и Wonder Girls из четырех молодых девушек (ни одной из них на старте проекта не было 20 лет). Участники таких коллективов всегда внешне привлекательны, у каждого из них свой характер и роль. Образ и стиль каждого члена группы тщательно продумываются, в их формирование вкладываются серьезные средства.

K-pop культура – это всегда идеальная картинка. Черты лица исполнителей, телосложение, прически, костюмы, аксессуары – все должно быть безупречно. Даже если в коллективе больше 10 участников, у каждого из них есть свой типаж. Одни лидируют в танцах и вокале, другие специализируются на рэпе. Каждый герой силен в своей области, но при необходимости он может заменить неожиданно выпавшего из строя участника. Младшего члена группы называют макнэ. Он обычно получает от поклонников самые милые любовные признания.

Музыка K-pop - Каменный лес Stone Forest

Каторжный труд

Стать исполняющими K-pop хиты айдолами в Корее хочет около 20 процентов подростков. Однако мало кто из них в полной мере осознает, из чего складывается жизнь их кумира. В такие группы набирают участников в возрасте 16-20 лет, но попасть в число избранных непросто – к этому нужно идти с детства.

Индустрия кей-попа разделена между несколькими крупными музыкальными агентствами, главными из которых считаются YG Entertainment, SM Entertainment и JYP Entertainment. Они берут перспективных претендентов под свой полный контроль еще в детстве (в 9-10 лет) и буквально выращивают будущего айдола. Кроме обычных школьных занятий такой ребенок обучается хореографии, вокалу, актерскому мастерству и иностранному языку, а также занимается физкультурой. Пройти обучение до конца могут только по-настоящему выносливые кандидаты, из которых в итоге получаются «универсальные солдаты» индустрии развлечений.

Именно агентство решает, когда будет дебютировать новичок, и выйдет ли он на сцену вообще. Процесс похож на конвейер, потому что способных детей набирают постоянно. Здесь проявляется одна из основных претензий к K-pop – шаблонность выпускаемого материала. Аудитории годами подаются продюсерские продукты с поверхностными текстами, отсутствием оригинальности и явной коммерческой направленностью.

Музыкальные агентства стремятся отбить свои расходы на многолетнюю подготовку и запуск молодого исполнителя. Когда айдол выходит на сцену и нарабатывает себе базу фанатов, продюсерский центр старается получить максимальную прибыль. Карьера певцов жестко связывается с вырастившей его организацией – с ними заключаются эксклюзивные контракты на долгие годы. В западной прессе такую политику беззастенчиво называют «контрактным рабством». Эти факты находят подтверждение. Например, в 2009 году агентство SM Entertainment проиграло судебный процесс, в ходе которого его обвиняли в создании чересчур плотного концертного графика для своих подопечных.

K-pop Корея - Каменный лес Stone Forest

K-pop ближе, чем кажется

Продвижение корейской поп-музыки несколько отличается от общепринятой практики. У айдолов развита система фан-клубов, услуг для поклонников и тематических заведений. В последние годы кумирам очень помогает Интернет – они активно общаются с аудиторией в социальных сетях и распространяют свою продукцию через YouTube и другие сервисы.

С представителями K-pop соглашаются работать многие мировые звезды, среди которых Kanye West и Jonas Brothers. Постепенно «корейская волна» накрывает и Россию, не без участия официальных лиц. Посольство Южной Кореи в РФ регулярно проводит национальные фестивали, на которые приглашаются популярные исполнители.