Приведите на вскидку пример компании, которая громогласно и публично высказывается с простой и ясной повесткой дня, описываемой ими же фразой «Президент украл твою землю». Дерзость и бескомпромиссность подобного выступления ставят в ступор. Причем если вы не поняли, то речь идет не о президенте чьей-то компании, не о бывшем президенте США, а о ныне действующем главе государства Дональде Трампа. За непродолжительный срок своего правления он набил уже столько шишек, завел столько недоброжелателей, что действительно задаешься вопросом, а досидит ли он до конца президентского срока.
Но это вопрос глобальный, и интересует он лишь постольку, поскольку за борьбу с ним взялась одна из крупнейших и наиболее влиятельных в мире компаний из индустрии outdoor экипировки и одежды. Речь о бренде Patagonia. И они уже успели подбить другого гиганта своей ниши The North Face встать плечом к плечу против Трампа.
Содержание
- Что случилось
- Взгляд со стороны Patagonia
- Взгляд со стороны администрации Трампа
- Что будет дальше
- Patagonia и Columbia
Что случилось
Камнем преткновения стали два заповедных парка в штате Юта – “Медвежьи уши” (Bears Ears) и “Большая лестница” (Grand Staircase-Escalante). По решению президента Дональда Трампа территории заповедников будут в значительной степени урезаны: границы «Медвежьих ушей» сократятся на 85%, до 817 кв. км и будут разделены на две части; а границы «Большой лестницы» урежут почти вдвое, до менее чем 4,1 тыс. кв. км.
Особой пикантности данной ситуации придает тот факт, что оба заповедника были созданы при помощи усилий предыдущих президентов, и оба они были демократами: «Большая лестница» – проект Билла Клинтона, реализованный в 1996 году; а вот «Медвежьи уши» появился совсем недавно в 2016 году в период правления Барака Обамы. Но это опять дурацкая политика, причем же здесь Patagonia?
Изучать вопрос заинтересованности outdoor-бренда в ситуации с сокращением национальных парков можно только после изучения личности основателя компании Ивона Шуинара. Для детального анализа могу посоветовать его книгу «Бизнес в стиле серфинг», а для поверхностного хватит одной цитаты:
«Бизнес может производить еду, лечить болезни, давать людям работу и делать нашу жизнь богаче. Он может обеспечивать блага, продолжая оставаться доходным — и не терять при этом своей души».
При работе над продукцией для людей, занимающихся активным отдыхом в условиях дикой природы, Patagonia стремится об этой самой природе всячески заботиться, участвуя в благотворительных акциях, снимая и популяризируя ролики в защиту окружающей среды, флоры и фауны.
Помимо этого, Patagonia занималась активным лоббированием указов по открытию каждого заповедника, что в 1996 году, что в 2016.
Взгляд со стороны Patagonia
4 декабря на сайте компании появляется тот самый баннер, который скорее всего уже войдет в историю предпринимательской деятельности. На момент написания статьи кричащая надпись с обвинением Дональда Трампа в воровстве до сих пор висит, можете проверить – patagonia.com.
И здесь не стоит придумывать пятое колесо, а нужно лишь передать основные положения требований и возмущений марки Patagonia в сторону собственного правительства в лице избранного президента.
Почему Patagonia этим занимается
- Министерство внутренних дел США получило около 3 миллионов комментариев и писем, так или иначе связанных с делом по сокращению территории вышеназванных заповедников.
- По статистике около 70% всех территорий, перешедших из-под федерального ведения в пользование штатов, затем используются под коммерческие проекты, в том числе стройку и добычу полезных ископаемых.
- Территории заповедников в США на легальных основаниях и по выданным лицензиям привлекает внимание 71% скалолазов, 70% охотников, 40% гребцов.
- Территории заповедников в США – это 200 000 миль походных троп, 13 000 миль троп для любителей горного велосипеда.
- Территории заповедников в США – это 7,6 миллионов рабочих мест и 887 миллиардов долларов потребительского расхода, так или иначе связанного с работой и посещением территорий заповедников.
- 90% всех месторождений нефти уже доступны для безопасного выкачивания, просто чиновники и коммерсанты ищут простые пути по доставке ресурса через территории заповедников. При этом более 7500 полученных разрешений по добыче полезных ископаемых на федеральных землях остаются нереализованными.
- Только в 2015 году нефтедобывающие компании выкачали 175 миллионов баррелей нефти, что больше на 60% этого же показателя за 2008 год.
Нельзя не отметить, что стимул стоять до конца у Patagonia есть в том числе и благодаря поддержке прямых конкурентов на рынке. Вражда на уровне продаж и брендов оставлена за спиной, вместе с Patagonia борьбу за сохранение заповедников начали такие компании outdoor-индустрии, как REI, The North Face, Black Diamond Equipment. И каждый из них отдает себе отчет, что последствия могут быть непредсказуемыми, финансовые потери очевидны, а вот конечный результат неизвестен. Победу в бою с федеральным правительством им никто не обещал.
«Я собираюсь подать в суд на него. Кажется, единственное, что понимает администрация – это судебные процессы. Мне кажется стыдным, что всего 4% американских земель отведены под заповедники. У Коста-Рики 10%, а теперь даже у Чили национальных парков больше, чем у нас. Это правительство – зло, и я не собираюсь сидеть сложа руки и позволять злу побеждать».
Ивон Шуинар
Взгляд со стороны администрации Трампа
Начать эту часть лучше всего с непосредственного выступления президента США Дональда Трампа.
Для Трампа шаг по возвращению федеральных земель заповедников в ведение правительства штата – это историческое событие. Буквально он возвращает эти территории жителям штата Юта. Подчеркивается сохранение специальных и необходимых зон для охраны редких животных, но при этом открывается доступ ко всем остальным ресурсам заповедников, в том числе и питьевой воде.
К вопросу о питьевой воде стоит обратиться еще к истории 2016 года, которая всплыла сразу после открытия заповедника «Медвежьи уши». Обратимся к материалу газеты The Daily Caller: American Indians Fight For Land Rights Against Obama’s Executive Decrees. Там описывается реакция людей, проживающих в штате Юта на территориях племен Навахо, коренных жителей Америки. Ряд проблем, о которых говорится применительно к недовольству людей:
- Знахари потеряют доступ к травам и растениям, при помощи которых готовили лекарства для людей.
- Закрываются большие пастбища, которые использовались для выпаса овец.
- Предложение о создании заповедников выдвигалось не местными жителями, а сторонними компаниями и организациями.
- Появляется запрет на охоту.
- Запрет на сбор древесины.
- Запрет на сбор орехов.
- Пропадает возможность проводить на обозначенной территории национальные ритуалы, которые не прерывались испокон веков.
- Лишенные проточной воды центрального водоканала люди лишатся и возможности свободно набирать питьевую воду.
Хотя стоит сказать откровенно, что даже племя Навахо разделилось на тех, кто за создание заповедников, и тех, кто против. Причем против оказались те, кто живет ближе всего и кого напрямую коснулись федеральные ограничения.
Сотрудник аналитического центра Sutherland Institute Мэтт Андерсон утверждает, что открытию заповедника «Медвежьи уши» способствовало серьезное лобби от производителей одежды и экипировки для отдыха под открытым небом, вроде Patagonia и Black Diamond Equipment.
«Интересы розничных торговцев, которые производят свою продукцию в Китае, получают привилегии за счет создания рабочих мест на местном уровне и в области энергетики».
Аналитические центры штата Юта и местные журналисты из Deseret News уже обратили внимание, что основные денежные вложения для лоббирования закона о создании заповедника «Медвежьи уши» приходили из-за пределов штата Юта. Отмечается присутствие капиталов и прямое влияние государственных групп вне штата Юта, глобальных движений зеленых, крупных ритейлеров и даже фонда Леонардо Ди Каприо.
Жителей племени Навахо успокаивали, что в законе будет прописано разрешение на сбор древесины, но в 1996 году при создании Клинтоном заповедника «Большая лестница» обещания были точно такими же. В итоге собирать древесину в любом виде там запретили.
Мерри Шамвэй, вице-президент местного школьного совета, говорит, что закрытие доступа к заповеднику автоматически лишает ближайшие учебные учреждения дополнительного финансирования, которое поступало за счет трастовых школьных земель. Такие земли используются для сдачи в аренду или продажи с целью получения прибыли для государственных учебных учреждений. Выбор арендаторов и покупателей проводится под контролем специальной комиссии. Крупнейший из этих арендаторов на 2016 год – Energy Fuels Resources, компания, занимающаяся добычей урановой руды.
«Я считаю это позорным и ужасным, что они собираются откровенно лгать, чтобы заработать деньги в свою казну».
Райан Зинке, министр внутренних дел США.
Соответствующие комментарии дал и Национальный комитет природных ресурсов, разместив у себя в Твиттере следующее изображение:
Руководством этого же комитета, во главе которого стоят в основном республиканцы (коллеги Трампа по партии), были разосланы электронные письма простым людям с простым и однозначным призывом – «Patagonia: don’t buy it».
Что будет дальше
Дальнейшее развитие событий предугадать несложно. Активная позиция Patagonia по защите заповедников делает бренду дополнительную рекламу, особенно в стане защитников окружающей среды. Государственная же позиция не менее железобетонна – забота о местных жителях, чьи интересы и должны определять судьбу заповедников. Впереди борьба, способная продлиться даже не на месяцы, а на годы.
Возможно, что она разрешится только со следующими президентскими выборами, когда избранник демократ так же, как и Трамп с легкой руки отменит закон своего предшественника и вернет заповедникам их территорию. Но есть и другой вариант. Набирающая обороты кампания по импичменту Дональда Трампа получила в свои руки еще одну дополнительную козырную карту. Ведь проблема окружающей среды резко становится востребованной, когда начинаются политические игры. Правда, население Юты все-таки стоило бы спросить, ведь несмотря на то что фонд оскароносного Леонардо Ди Каприо так заботится о животных, нельзя забывать и о людях. Особенно о тех, кого непосредственно касается создание или упразднение национальных заповедников.
Patagonia и Columbia
В 2020 году два крупных outdoor-бренда Patagonia и Columbia объединили свои усилия уже в борьбе с выбросом парниковых газов. Это стало следующим этапом противостоянии детища Ивона Шуинара с администрацией Дональда Трампа.
Брендами подготовлен документ, гласящий о невозможности послабления мер со стороны Агентства по охране окружающей среды (EPA). Это федеральное агенство постановило отменить план Clean Power Plan (CPP) 2015 года, который жестко ограничивал количество выбросов вредного парникового газа, заменив его планом Affordable Clean Energy (ACE), который в значительной степени является формальным с точки зрения охраны окружающей среды. Вред, который окажет это изменение на outdoor-индустрию, оценивается Patagonia и Columbia в 887 миллиардов долларов.
В первую очередь новый план Агентства по охране окружающей среды выгоден энергетикам, за которыми с 2015 года шел строжайший контроль по количеству выбросов углерода. Электростанции долгое время лоббировали некоторые послабления и в итоге добились значительного прогресса. По оценкам экспертов нововведение принесет ежегодный прирост преждевременных смертей и увеличение количества респираторных заболеваний.
В июле 2019 года Американская ассоциация пульмонологов и Американской ассоциацией общественного здравоохранения подали судебный иск о признании недействительным нового правила ACE по ограничению выбросов парниковых газов, так как он противоречит EPA и Закону 1970 года о чистом воздухе. На данный момент дело находится на рассмотрении Апелляционного суда США в Вашингтоне, округ Колумбия. Этот иск поддержали ученые-климатологи, медицинские группы и религиозные организации.
Ави Гарбоу, штатный защитник окружающей среды Patagonia и бывший генеральный советник EPA в администрации Обамы, рассказал о том, как получилось призвать к решению проблемы двух крупнейших производителей outdoor-экипировки:
“Мы думали, что численность протестующих будет изрядной, и поэтому задумались, как привлечь к протесту двух гигантов индустрии outdoor, чтобы представить точку зрения этой индустрии на сложившийся экологический кризис, ведь частный сектор действительно помог бы нашему делу и очень помог бы суду принять правильное решение. Мы были рады сотрудничать с Columbia и выступать в качестве дуэта.
Это не ново, когда бизнес встревает в большие судебные дела. Но это немного ново, когда бренды влияют на окружающую среду и планету. Если мы не собираемся использовать наш голос, наше сообщество и наши ресурсы, чтобы справиться с одним из величайших кризисов, с которыми мы когда-либо сталкивались, то мы не выполняем миссию компании”.
Поскольку смягчение норм выбросов ускоряют темпы глобального потепления, это грозит разрушением открытых пространств и ограничивает возможности людей отдыхать на свежем воздухе. В конечном счете, в брифинге утверждается, что это означает уменьшение возможностей для людей выходить на улицу, что, в свою очередь, приводит к меньшему количеству денег, потраченных на одежду и снаряжение, а также в зависимые от многолюдного отдыха общины.
Питер Брэгдон, исполнительный вице-президент Колумбии, главный административный директор и генеральный консул:
“Бриф рассказывает отличную историю о том, что мы пытаемся здесь защитить – это потребители, особые природные зоны, сельские общины. Это действительно удивительно, что наши доводы были проигнорировано администрацией президента”.