В 1981 году у ВИА “Ялла” из Узбекистана вышел первый альбом “Три колодца”, изданный в виде винилового диска-гиганта. Его заглавная песня на слова Юрия Энтина стала для коллектива главным хитом. Упоминавшийся в ней город Учкудук из Бухарской области Узбекистана стал известен всему Союзу. Такое в советской стране уже случалось, к примеру, с поселком Манжерок, о котором в 1966 году спела Эдита Пьеха. Однако всего через 4 года Учкудук прославился совсем по иному поводу – неподалеку от него произошла крупнейшая по количеству погибших авиакатастрофа за всю историю СССР.
Содержание
Уран и золото
В 1950-е годы Советский Союз испытывал острую потребность в уране. СССР уже производил ядерные взрывы и всеми силами развивал не только военную, но и мирную атомную программу. На тот момент залежи урана искали в горных районах, для чего использовались самолеты со специальной геофизической аппаратурой. Один из них барражировал над пустыней Кызылкум и зарегистрировал очень мощный всплеск излучения.
В течение месяца на месте появились геологи, начавшие детально изучать месторождение. Им потребовалось выкопать три колодца. Воду из одного брали для питья, из второго – для технических нужд, а в третьем купались, спасаясь от жары и приводя себя в порядок. На узбекском языке “три колодца” звучит как “уч-кудук”. До середины 1960-х годов здесь находилась стационарная геологическая партия, затем вырос поселок городского типа, в 1978 году ставший городом.
До 1979 года Учкудук по понятным причинам имел закрытый статус и на картах страны не отображался. Уран здесь добывали и открытым способом, и из шахт. Город развивался, его население прирастало лучшими горняками и инженерами со всего СССР.
В 1995 году в Учкудуке заработало золотодобывающее производство. Сегодня добычей управляет Навоийский горно-металлургический комбинат, и он входит в топ-10 мировых производителей как урана, так и золота.
Авиакатастрофа в пустыне
Рядом с Карши на юге Узбекистана в 1954 году появился военный аэродром, на котором размещалась авиация ПВО. В городе на начало 1980-х годов жило более 100 000 человек, поэтому здесь действовало регулярное авиасообщение с “большой землей”.
10 июля 1985 года из Карши в Ленинград вылетел принадлежавший “Аэрофлоту” Ту-154Б-2. Авиалайнер должен был произвести промежуточную посадку в Уфе, но после набора необходимой высоты он неожиданно потерял скорость и рухнул на пустыню в 68 км от Учкудука. С момента взлета прошло 46 минут. Погибли все находившиеся на борту – 9 членов экипажа и 191 пассажир, среди которых 52 ребенка.
Падение
По официальной версии Ту-154Б-2 свалился в плоский штопор из-за ряда ошибок, допущенных экипажем. Полетные условия в Средней Азии специфические – в теплое время года здесь очень жарко даже по ночам. Взлетал самолет в 23:00, и температура наружного воздуха составляла +33℃. В жару набор высоты происходит значительно дольше. Автоматика, контролирующая угол атаки, один раз сработала при достижении его критического значения и затем по неустановленным причинам была обесточена. На необходимой высоте воздух оказался горячее на 16,5℃.
Самолет шел на автопилоте и углы атаки достигли предельных значений. Ту-154Б-2 начало трясти из-за приближающегося срыва потока, но на борту посчитали, что виной всему помпаж, то есть сбои в работе двигателей, сопровождающиеся хлопками. Для его устранения дважды производился перевод на малый газ. В то время как самолету нужно было набирать скорость, он терял ее, в том числе, и из-за превышения допустимых углов атаки. В итоге воздушное судно стало неуправляемым и оказалось в плоском штопоре, вывести из которого тяжелый авиалайнер не представлялось возможным.
Ту-154Б-2 падал чуть более 2,5 минут и при ударе о землю в горизонтальной плоскости почти не двигался. Дальнейшее расследование выявило не только ошибки экипажа, но и увеличение полетной массы. Это было сделано без учета температуры наружного воздуха, которая в июле над Кызылкумом значительно выше стандартной.
Что говорили люди
Любую трагедию сопровождает масса слухов и домыслов. В случае с падением Ту-154Б-2 под Учкудуком много говорили о том, что пилоты перед полетом не могли нормально отдохнуть. По материалам следствия, они прилетели в Карши в качестве пассажиров вечером из Ташкента и менее чем через 5 часов отправились в рейс. Однако черный ящик самолета оказался разрушен, поэтому доподлинно установить то, насколько усталость летчиков повлияла на обстоятельства катастрофы, не представляется возможным.
По предположениям, высказанным Василием Ершовым, одним из ветеранов советской гражданской авиации, экипаж на время набора высоты включил автопилот и в полном составе уснул из-за жары и накопившейся усталости. Самолет постепенно шел к заданному эшелону, и по мере подъема его скорость падала, что усугублялось повышенной плотностью перегретого воздуха. Нос для восстановления скорости надо было опустить, но сделать это оказалось некому. Когда сработала сигнализация и пилоты проснулись, быстро разобраться с происходящим не удалось. Начались хаотичные действия, самолет ушел в штопор. От начала аварийной ситуации до потери управления лайнером прошло всего 77 секунд. Если бы взлет происходил под непрерывным контролем, то вернуть начавший сваливаться самолет на правильный курс труда бы не составило.
В воздушном пространстве современной России и Узбекистана авиакатастроф крупнее этой не происходило. В мировом списке трагедий в воздухе по числу погибших падение Ту-154Б-2 под Учкудуком по прошествии 30 с лишним лет находится на 34 месте.