Ален Прост входит в число лучших пилотов за всю историю «Формулы-1». В гоночном мире он получил прозвище «Профессор» за счет того, что аккуратно пилотировал болид и был очень расчетлив в выборе стратегии заезда. В конце 1980-х и начале 1990-х годов Прост поставил рекорды по количеству побед, подиумов, очков и лучших кругов. В 2000-е годы началась эпоха Михаэля Шумахера, который побил почти все эти рекорды. Прост в итоге оказался на втором месте по большей части абсолютных показателей, но от этого не пострадало ни величие французского автогонщика, ни интерес к его персоне.
Содержание
- Детство, молодость и начало карьеры
- Формула-1
- Прозвище
- Айртон Сенна и Алан Прост
- Жизнь вне спорта и семья
Детство, молодость и начало карьеры
Алан Прост родился 24 февраля 1955 года в городе Сен-Шамон на юго-востоке Франции. Его отец был французом, а мать армянкой. Младший брат Алана Даниэль в 1986 году умер от рака.
Алан не отличался высоким ростом, но был активным и атлетичным мальчиком. Он проявлял интерес к разным видам спорта, в том числе, футболу, рестлингу и катанию на роликовых коньках. Прост не жалел себя ради победы, поэтому несколько раз ломал нос на футбольном поле. Именно так его нос получил форму, которая в будущем стала знаменитой на весь мир.
Алан представлял, что станет профессиональным футболистом или инструктором по гимнастике, однако все изменил его 14-й день рождения. Одним из элементов семейного торжества были картинговые гонки. Мальчик однажды и навсегда полюбил скорость и рев моторов и в дальнейшем прошел длинный путь от картингиста до величайшего чемпиона Формулы-1.
Начиная с 1969 года, Ален Прост практически круглые сутки находится на картодроме. Когда пришло время определяться с профессией, сомнений уже не было – в 1973 году Алан пошел в знаменитую французскую автомобильную школу в Ле Кастеле. Первая серьезная победа произошла в 1975 году, когда Прост выиграл приз «Volant Elf». Это был самый желанный трофей для любого молодого пилота из Франции.
В 1976 году Алан Прост начинает выступление в «Formula Renault Martini», и сразу же становится чемпионом Франции. В 1977 году он стал чемпионом Европы.
Следующим этапом в развитии карьеры Проста оказалась престижная гонка «Формула-3». В 1979 году Ален стал чемпионом в этом классе в Монако, а затем и в Европе. Уже тогда Прост показал себя как отменный стратег.
Формула-1
В 24 года Ален Прост заключил контракт с McLaren и сразу же занял шестую позицию в гонке в Аргентине и пятую в Бразилии. Это были невероятно высокие результаты для гонщика, который только сменил класс, впервые покинул Европу и раньше никогда не видел латиноамериканских трасс.
В 1981 году Прост переходит в команду Renault, которая тогда первая стала использовать турбированные двигатели. Переход Алан обосновал тем, что он ставил задачу победить в чемпионате, а McLaren – нет. Renault в тот момент позиционировала себя в качестве национальной команды Франции. Мотор и шасси у ее машин были французские, масло (Elf) и шины (Michelin) тоже. Молодой и перспективный гонщик-француз для команды был как нельзя кстати. Его заметили и рекламные агенты. Например, в 1982 году спонсором Алана стал итальянский бренд стильной спортивной одежды Ellesse.
В течение 3 лет Прост заканчивал чемпионаты в пятерке лучших гонщиков, но ни разу не смог стать чемпионом, поэтому контракт с ним был расторгнут. С 1984 года он оказался в команде McLaren и в 1985 году получил заветный чемпионский титул. Этот успех он повторил в «Макларен» в 1986 и 1989 году. К сезону 1989 отношения Проста с McLaren были безнадежно испорчены. Виной тому стало противостояние с партнером по команде Айртоном Сенной.
В итоге Алан Прост сначала ушел в Ferrari (1990-1991), а затем в Williams-Renault (1993). 1992 год он отдыхал от гонок и работал телевизионным комментатором на французском канале TF1. 1993 год стал для Проста последним в его большой гоночной карьере. Он тогда в четвертый раз завоевал чемпионство и завершил выступления в Формуле-1.
Прозвище Алена Проста
Гонщики, с которыми Алан соперничал на разных этапах своей карьеры, могли показывать высокие скорости. Это важное, но не единственное главное качество, так как разгон во многом определяется техническими характеристиками машины, то есть успехами конструкторов. Для побед в многоэтапных заездах этого не достаточно – нужна также надежность и умение показывать стабильные результаты. Этих качеств у большинства гонщиков не было, а у Проста – были.
Академичный стиль вождения Профессора Проста продолжал формироваться до первых серьезных побед в Формуле-1. Значительным эпизодом здесь стала авария, произошедшая в 1981 году на Гран-при Германии. Во время тренировочного заезда под дождем Алан Прост столкнулся с лидировавшим в чемпионате Дидье Пирони на Ferrari. Пирони получил в аварии тяжелейшие травмы и был вынужден закончить карьеру. После этого Прост стал более расчетливым и ориентированным на безопасную езду гонщиком.
Айртон Сенна и Алан Прост
Противостояние Сенны и Проста – одна из наиболее трагичных историй в карьере французского гонщика. Оно началось еще в 1984 году, когда Сенна только начинал свою карьеру, но неожиданно на Гран-при Монако оказал серьезное сопротивление Просту, когда из-за дождя с трассы вылетели другие явные фавориты – Лауда и Мэнселл.
В команде McLaren в 1988 году началась новая эпоха, так как она приобрела Honda – лучший двигатель Формулы-1. Японцы принесли команде не только мотор, но и своего протеже в лице бразильского гонщика Айртона Сенны, которым Прост вполне искренне и открыто восхищался. В 1988 году именно Сенна завоевал чемпионский титул.
Прост решил взять реванш в следующем году. По чистой скорости он уступал Сенне, но стабильность позволила именно Алану возглавить чемпионат. В ходе сезона-1989 отношения гонщиков испортились. Во многом повлияли на это позиции мотористов Honda и главы команды Рона Денниса. Все они симпатизировали Сенне, почти вся команда работала на бразильца, а боровшегося за чемпионский титул Проста и его автомобиль открыто обходили вниманием. Это было настолько хорошо видно, что даже Айртон в последствии в беседе с Аланом назвал все происходившее возмутительным.
В 1989 году Прост стал чемпионом, но кубок, полученный за свою последнюю победу в сезоне на Гран-при Италии, он демонстративно выбросил в толпу фанатов.
“Дня не бывает, чтобы об этом не говорили [о соперничестве с Сенной]. В социальных сетях ежедневно появляется что-нибудь на эту тему. Это невероятно. Мы овладели умами, хотя в то время этого не осознавали. Мы перешли из мира Формулы 1 в мир, открытый для всех. Именно тогда на нас обратили внимание крупные СМИ, ведь шла такая борьба между двумя яркими личностями, обладающими разным менталитетом и разным воспитанием. Это было невероятное соперничество.
Мы были напарниками всего два года, а вместе выступали четыре или пять лет. Я многое сделал, выиграл много гонок и титулов без него, но наши истории тесно связаны между собой. Не бывает так, чтобы вы заговорили о Просте и вам не сказали бы о Сенне – и наоборот. С ним связана не только моя карьера, но и моя жизнь. Я так живу уже 30 лет.”
Жизнь вне спорта и семья
После завершения карьеры привыкший работать с 14 лет Прост сначала испытывал трудности, потому что ему некуда было спешить и оказалось непросто управлять своим временем. Однако такой человек не может жить без цели и страсти. Он смирился с тем, что в его жизни уже не будет чего-то столь же восхитительного как победы в Формуле-1, и немного поменял себя.
В 1997 году Alain Prost купил команду Ligier, переименовал ее в Prost Grand Prix и поучаствовал в пяти сезонах Формулы-1 с 1997 по 2001 годы. Никаких серьезных успехов команда не добилась. Многие связывают это с тем, что у Алана слишком мягкий характер и доброе сердце, а в такой работе нужна жесткость и даже жестокость.
Сегодня Прост остается активно вовлеченным в автомобильное спортивное сообщество за счет работы с командами Формулы Е и Renault F1.
Жену Алана Проста зовут Анн-Мари, у них два сына и дочь. Николя, старший сын Проста, тоже стал автогонщиком, хотя до Формулы-1 он добрался лишь однажды, и то в качестве тест-пилота команды Lotus F1 в 2013 году. Впрочем, у Николя достаточно пьедесталов в других сериях, в том числе, в Испанской Формуле-3, Евросерии 3000 и Andros Trophy.