Кроссовки в Спортмастере

История сети магазинов “Спортмастер” началась в 1990-е годы. Его создали четыре выпускника МФТИ, увидевшие в торговле товарами для активного отдыха куда больше перспектив, чем в научной работе. Все начиналось с ввоза тренажеров Kettler – желающие их купить обеспеченные люди в стране уже появились, а конкурентов у “Спортмастера” еще не было. 

Содержание

Как создавалась спортивная вселенная 

Сеть очень быстро стала группой компаний, зарабатывающей в том числе на продаже франшиз, запуске новых брендов (например, casual-одежды O’Stin) и собственном производстве. Около 70% товаров из своего каталога “Спортмастер” делает самостоятельно. Для этого создана целая экосистема брендов, среди которых Termit, Nordway, Joss и самый известный из них – Demix.

Интересно, что на собственной принадлежности всего этого парада марок сеть предпочитает внимание не акцентировать. Да, тут работает стандартная схема – созданные в недрах “Спортмастера” товары штампуются на китайских заводах под строгим контролем качества со стороны заказчика. Но с точки зрения маркетинга правильнее внушать покупателям, что сеть в действительности продает продукцию отобранных по всему миру лучших брендов.

Не только свое 

Товары собственного производства – это отлично. Под контролем все: объемы поставок, ассортимент, используемые материалы и технологии, а самое главное – себестоимость и прибыль. Но только на своих молодых марках не выстроить крупную международную сеть спортивных товаров, а магазины “Спортмастер” сегодня работают помимо России еще и в Казахстане, Украине, Польше, Белоруссии, Армении и даже Китае. В конце 2019 года был куплен крупный датский конкурент, в результате чего у нашей сети появилось еще 89 магазинов и база для развития в Западной Европе. 

Поэтому на полках и вешалках “Спортмастера” много товаров мировых спортивных брендов с большой историей: Nike, Puma, Kappa, Asics, Fila, Columbia, Skechers

Бюджетные кроссы – загадка сети 

В магазинах “Спортмастер” можно заметить много брендовых предметов одежды и обуви, которые зачастую стоят дешевле, чем в фирменных отделах самого поставщика. Сразу закроем провокационную тему – нет, сеть не продает подделки. Все эти бюджетные модели оригинальные, но с интересной историей появления. 

Один из примеров – кроссовки Nike Nightgazer, продававшиеся в “Спортмастере” в 2019 году. С использованием бонусной системы магазина их можно было купить меньше чем за 3000 рублей. На Amazon и тогда и сейчас они стоят заметно дороже – от 70 долларов. Аналогичная ситуация с кроссами Nike Air Monarch IV из коллекции 2020 года. В “Спортмастере” их продавали за 4000-4500 рублей, поэтому модель массово появилась на улицах даже небольших российских городов. А на том же Amazon “монархи” и сейчас стоят дороже 100 долларов. 

Nike Nightgazer
Nike Nightgazer

Так откуда берутся дешевые “найки”

Причина тут в разделении рынков и всеобщем желании заработать. “Спортмастер” понимает, что ему нужны брендовые кроссовки для масс-маркета, и “демиксами” эту потребность не закрыть. Покупатели хотят видеть на своих ногах “свуши” и кошку в прыжке. Ну, а компания Nike совсем не против прочно обосноваться в нише не только 200-долларовых кроссовок, но и там, где за пару не готовы платить больше 50 баксов. 

Касается это далеко не всего модельного ряда. Те же “эйрмаксы” в “Спортмастере” продаются за полновесные 10 000 рублей и дороже. 

В результате довольны все – производитель, торговая сеть и покупатель. Последний получает вполне оригинальную обувь, хотя и с поправкой на то, что сделали ее специально для “Спортмастера” и не самого богатого рынка постсоветских стран. Не будем исключать, что производитель на таких заказах оптимизирует расходы за счет удешевления материалов и технологического процесса. Однако все же мы говорим об оригинальной обуви, качество которой гарантирует, как минимум авторитет самой марки и сети спортивных магазинов. 

Успеть купить 

Бюджетные “найки” в “Спортмастере” обычно быстро исчезают из каталога. Если пляжные шлепанцы Joss любимой модели можно купить и сегодня и через три года, то кроссы – товар сезонный. К следующему лету каталог сменится, и успевшим сносить те же Nike Nightgazer придется выбирать что-то другое. Ну или заказывать полюбившуюся модель из Европы или США, где она стоит намного дороже. 

Но и этот путь доступен не всегда. Коллекции кроссовок “Спортмастера” и тех же Fila, Nike и adidas часто не совпадают. Наша сеть просто берет понравившуюся маркетологам модель независимо от года запуска ее в продажу и заказывает удешевленную партию для своих покупателей. Что будет на полках “Спортмастера” в следующем году, от самих брендов не зависит. Продуктовую политику продавец строит самостоятельно. Тут, кстати, часто находят подпитку своей ошибочной теории торговли “палью” те, кто сравнивают ассортимент с каталогом на сайте Nike и видят явные расхождения. Например, некоторых моделей у производителя в этом году может просто не быть, либо продаются они совсем по другой цене. 

Акульи законы 

Несмотря на всю необъятность нашей страны и ставшую притчей необязательность выполнения в ней многих законов, к авторским правам с каждым годом это относится все меньше. Не может сеть из сотен магазинов, одно время подумывавшая о выходе на IPO, много лет продавать паленую обувь и не быть наказанной по всей строгости. Почитайте новости на эту тему и вам станет понятно, что у нас штрафуют на приличные суммы даже небольшие торговые точки в районных центрах на периферии, если они попадаются на продаже каких-нибудь тортов с мультперсонажами без разрешения их правообладателя. 

С другой стороны, производители обуви те же капиталисты в погоне за любой прибылью. Это в своих монобрендовых отделах они рады видеть тех, кто легко расстанется с пятизначной рублевой суммой за пару кроссовок. Но заработать можно и на покупающих обувь втрое дешевле. “Спортмастер” для тех же Nike или Kappa – отличный дисконт-центр с огромным числом торговых точек. Сеть заказывает обувь большими партиями, а это дополнительная возможность для ее удешевления. 

Проверенным путем 

“Спортмастер” для себя выбирает обычно беспроигрышные модели кроссовок, которые уже были “обкатаны” на Западе. Например, те же Air Monarch в своей четвертой итерации еще в 2013 году стали наиболее востребованной моделью Nike по числу проданных пар. Они оказались одновременно модными, комфортными и удобными для ежедневной носки.

Nike Air Monarch IV
Nike Air Monarch IV

Тогда авторитетные сникерхедские ресурсы выпускали статьи типа «10 причин, по которым вы должны купить Air Monarch IV». Прошло каких-то 6-7 лет, и стараниями “Спортмастера” эта модель стала доступна массовой аудитории в нашей стране.