Немногие бренды одежды и обуви могут похвастаться вековой историей — а «Ливайс» и «Кархартт», основанные в XIX веке, выглядят настоящими мастодонтами. Но, оказывается, есть и более интересные примеры. Путь немецкого производителя обуви «Биркеншток», сегодня известного за свои сандалии, начался в XVIII веке.

Содержание

Стельки как инновация

Шёл 1774 год — Иоганн Адам Биркеншток, проживающий в деревне Лангенберг на юге Германии, открыл своё производство обуви. Преданность делу и высокий уровень навыков передавались из поколения в поколения, но переломным моментом стал 1896 год. Конрад Биркеншток, праправнук Адама, придумал и реализовал концепцию гибких стелек — инновационного по тем временам решения.

Повторяющие форму стопы стельки многократно повысили спрос на обувь Биркенштоков, а сам Конрад отправился в путешествие по Германии и Австрии, давая лекции другим мастерам и обучая их своей методике. В 1925 году для расширения производства была куплена фабрике в Фридберге, где работа не прекращалась ни днём ни ночью. Одним из самых популярных и узнаваемых продуктов стали синие стельки, которые можно было вставить в практически любую обувь с фабрики. сандалии «Биркеншток» были одними из первых среди ортопедической обуви. После Второй мировой их особенно полюбили вернувшиеся с войны служащие — им нравилась поддержка стопы.

В 1963 году Карл Биркеншток разработал сандалии Birkenstock Madrid — первые по-настоящему гибкие сандалиии с вогнутой подошвой, объединившей все предыдущие наработки компании. сандалии «Мадрид» завоевали популярность среди спортсменов и, в частности, гимнасток, которым нужна была лёгкая, дышащая и комфортная обувь. Именно они стали прародителем других хитовых моделей, таких как Birkenstock Arizona и Boston.

Внимание к экологии

Сегодня почти каждый производитель стремиться к экологичности, однако «Биркеншток» занялся этим ещё в 1988 году — начав использовать экологичный клей, водорастворимый и без растворителей в составе. В 2019 году более 95% клеящих субстанций с производства основаны на воде.

Но на материалах внимание не остановилось — уже в 1990-м «Биркеншток» задумался об эффективности использования электроэнергии, достигнув 90% экономии на некоторых этапах. При этом выделяемое в процессе тепло также используется для нужд производства — к примеру, для сушки пробковых подошв. В 2018 году Birkenstock получил награду от PETA как самый дружелюбный к животным производитель обуви.

Расширение в 2000-х

В XXI веке семейный бизнес многократно расширился, превратившись в корпорацию. Сначала, в 2007 году, головная компания BIRKENSTOCK Orthopädie GmbH & Co. KG поглотила американского дистрбьютора BIRKENSTOCK Distribution USA, Inc. В 2009 году в городе Гёрлиц введена в эксплуатацию новая фабрика стелек. В 2013 году 38 компаний, так или иначе связанных с Birkenstock, объединились в одну корпорацию с тремя направлениями — производство, продажи, услуги. Впервые за 240-летнюю историю во главе оказались не члены семьи Биркеншток, а два сторонних управленца — Оливер Райхерт (Oliver Reichert) и Маркус Бенсберг (Markus Bensberg).

Приход в моду и коллаборация с Rick Owens

Американский ритейлер Nordstrom ещё в 1986 году стал продавать в своих магазинах продукцию Birkenstock. Это было первым шагом к тому, чтобы превратить просто комфортную обувь в предмет моды и стиля. Сегодня сандалии и ботинки «Биркеншток» можно найти практически в каждом онлайн-бутике.

Но ничего не доказывает причастность к моде больше, чем коллаборация с одним из самых авангардных дизайнеров сегодняшних дней — Риком Оуэнсом. Их сотрудничество началось в 2018 году, сразу после того, как Рик завершил партнёрство с adidas. Сначала он представил свои версии классики, Arizona и Boston, а затем выпустил массивные ботинки Rotterhiker, максимально близкие к его прошлым творениям в плане обуви. После двух сезонов это необычное сотрудничество не сбавляет оборотов — в ближайшее время стоит ждать ещё больше моделей, причем не только с Риком Оуэнсом. К примеру, летом 2019-го была объявлена коллаборация с британским брендом одежды Universal Works.