Не являясь ярым фанатом комиксов, совсем не связанных со вселенными Marvel и DC, завлечь меня в кинотеатр на фильм “Призрак в доспехах” смогли только 2 фактора: присутствие скинувшей с себя образ Черной Вдовы из “Мстителей” Скарлетт Йоханссон и человек невероятной энергетики Такеши Китано. И когда идешь на фильм, от которого особо ничего не ждешь, потому что тебе просто нравятся артисты, принимающие в нем участие, неожиданно полученные положительные эмоции множатся в 2-3 раза.
Содержание
- Фильм на основе манги
- Сюжет
- Плюсы и минусы фильма
- Скарлетт Йоханссон
- Такеши Китано
- Общее впечатление
Фильм на основе манги
Манга – это своеобразный комикс, переводя на язык европейской цивилизации. Графические романы, снабженные незамысловатыми диалогами, цель которых передать смысл повествуемой в картинках истории, чтобы зритель не запутался в том, что происходит. А экранизация подобных романов в последнее время – главный тренд современного кинематографа. Но набившие оскомину «человеки-пауки» и «супермены» уже заранее дают понять, что ты увидишь. В случае же с «Призраком в доспехах» количество людей, знакомых с одноименной научно-фантастической мангой футуристического толка, крайне мало. А стало быть, название киноленты в общем списке премьер 2017 года не могло рождать в голове фразу «Ааа, опять эти…»
Изучить первоисточник заранее мне не удалось, да и вряд ли я этим заморочусь. Беглого изучения персонажей, раскрываемой идеи и обстановки, в которой происходят события, мне хватило, чтобы получить более-менее понятное представление о сюжете фильма. Все остальное мне вполне себе полноценно рассказала картина. Хотя уверен, что преданным фанатам данного графического романа есть что сказать режиссеру картины Руперту Сандерсу и команде сценаристов (Масамунэ Сиро, Джейми Мосс, Уильям Уилер), а уж тем более и мне. Но в первую очередь, в кинотеатре я оцениваю именно кино, а потом уже достоверность преподнесенного. Потому что если фильм неудачный, то его всегда можно добить контрольным выстрелом в виде нестыковок с первоисточником. Кстати Масамунэ Сиро уже работала над экранизацией манги, только речь шла о мультипликационном жанре.
Сюжет
«Призрак в доспехах» – фильм, пересказывая сюжет которого трудно спойлерить. От того, что вы узнаете о существовании киборгов с мозгами и сознанием людей, ничего не изменится. Сам трейлер уже рассказывает историю, которая нам преподносится в течение 1 часа и 40 минут в придачу. Суть повествования заключается в идее, тонкой нитью проходящей через всю человеческую цивилизацию: любые научные открытия рано или поздно начинают использоваться для убийства. Изобретение сверхчеловека с искусственным телом и уникальными возможностями не могут не искушать властьимущих. Рано или поздно найдется тот, кто захочет сделать из них оружие массового уничтожения. Но что отличает компьютеризированного робота от киборга с душой? Разум, который рано или поздно выйдет из-под контроля, это лишь вопрос времени. И когда речь заходит о справедливости принимаемых решений и выполняемых приказов, единственной преградой становится отсутствие у особи понятия добра и зла. Но когда ей открывается собственное прошлое, истина выплывает из стоявшего некогда сплошной стеной тумана.
К своему удивлению я не нашел явных дыр в сюжете, хотя тщательно их искал. История так плавно и гармонично разворачивалась по ходу развития событий, что каких-то принципиальных вопросов у меня не осталось. Исключением можно считать историю напарника главной героини, Бато. Вот про него бы я хотел узнать чуть больше, чем есть. Простой любитель собак, который крошит налево и направо людей, роботов и киборгов. А заодно неровно дышащий в сторону главной героини. Маловато. Неужели все-таки придется покопаться в первоисточнике? Но это действительно исключение, потому что остальные персонажи раскрыты хорошо и в достаточной для зрителя мере: загадочный персонаж Такеши Китано должен был сохранить свой ореол таинственности и брутальности; история главного злодея в фильме вообще мало интересна, потому что ему трудно сопереживать и на этом фоне смотришь сквозь пальцы на нераскрытый образ персонажа; какая разница, кем он был раньше, если у него в голове такие идеи и мысли. Кстати, главным злодеем является совсем не тот, кого подозреваешь определенную часть фильма.
Плюсы и минусы фильма
Если вы смотрели картину Николаса Виндинга Рёфна «Только Бог простит» с Райаном Гослингом в главной роли, то на волне вспышек воспоминаний, аналогий и флэшбеков испытали такое уже удовольствие от сцен в «Призраке в доспехах», что и я: от самого начала, где мерцание ярких оттенков желтого и красного цветов в сопровождении атмосферной электронной музыки как будто пробуждает зрителя, находящегося в сумерках кинотеатра, до типичных для японских фильмов сцен с массовой перестрелкой.
Вообще ловишь себя на мысли, что коллаборация японских и американских (европейских) киноделов зачастую приносит отличные плоды. Отдельно смотреть японские фильмы трудно, необходимо быть жителем Страны Восходящего Солнца, чтобы понимать все тонкости их менталитета. Но когда в истории появляется представитель европейской цивилизации, он невольно становится для зрителя переводчиком того, что происходит вокруг. И тогда ты уже вместе с этим персонажем целиком и полностью погружаешься в водоворот событий.
Отмечать графику в футуристическом фильме мной не принято, но когда она гармонично ложится на историю, не выделяясь и не бросаясь в глаза, когда ее столько, сколько и должно быть, тогда не похвалить ее нельзя. Ты видишь ровно то, что ожидаешь увидеть, и то, что твой мозг способен переварить.
Не перестаю повторять, что музыка для хорошего фильма – это важнейший фактор. Именно она обеспечивает нагнетание, чувство тревоги у зрителя, ощущения вовлеченности в происходящее, погружение в события. Есть ленты, где музыка присутствует в минимальном количестве или вообще отсутствует, и это лишь подтверждение указанного факта. Порой тишина давит и звучит куда более пронзительно, нежели громкий и необоснованный трек. Я уже поставил на вечер крутиться по кругу несколько официальных саундтреков исполнителей Tricky, Io Echo, DJ Shadow, Johnny Jewel, Boys Noize, Tycho, чего и вам советую. Сразу же вспышками в голове рождаются кадры из фильма, а вечернее времяпрепровождение окрашивается все более и более интересными красками.
Из минусов я бы отметил некоторую сбивчивость определенных сцен и сюжета. Эпизоды с ликвидацией сотрудников Hanka Robotics были настолько спешными и скоротечными, что трудно было уяснить схему, по которой действовали убийцы. Вообще гениальность затеи мнимого злодея остается немного за кадром. Его уход в виртуальную реальность целиком сознанием помещен за рамки понимания и объяснения. Вот этого как раз и не хватило. Но чего еще больше не хватило, так это присутствия Такеши Китано в кадре. Он слишком крут, что ему уделили так мало хронометража.
Скарлетт Йоханссон
Считаю эту актрису одной из самых талантливых и безусловно привлекательных. Не надо было ей сниматься в этой тусовке про супергероев Marvel, но видимо гонорары от сборов не могли заставить отказаться от участия в сверхприбыльном проекте. Просто теперь уже долгие годы все воспринимают ее не иначе, как Черная Вдова. А ведь позади роли в таких картинах, как «Трудности перевода», «Остров», «Престиж». Но рано или поздно эпопея про Мстителей закончится, и она вернется обратно в мир хорошего и возможно некассового кино.
«Призрак в доспехах» – это тот фильм который она определенно может занести себе в зачет. Удивительно как четко она вписалась в образ Майора Миры Киллиан (она же Мотоко Кусанаги). При том что первоначально на роль претендовала Марго Робби, более подходящего образа, нежели Скарлетт, трудно себе представить. Эта причесочка “челси” под скинхед-герл, которая между прочим взята именно из оригинала, милитари-бомбер от Alpha Industries, мужланская походка и фирменный взгляд, который мы встречаем от фильма к фильму и которым нельзя устать наслаждаться.
Для тех, кто следит за творчеством Скарлетт Йоханссон, нетрудно будет вспомнить, что похожий образ у нее уже был – вспомните фильм «Люси». Там она играла роль девушки со сверхспособностями. Нечто похожее мы увидели и здесь, только интерпретация, естественно, совершенно другая.
Такеши Китано
Лично у меня сложилось впечатление, что одно только присутствие этого гуру индустрии кино изменило фильм, начиная от сценария, заканчивая переданной нуарной атмосферой. Такеши бесподобный актер, но и не менее прекрасный режиссер. Один «Брат якудзы» чего только стоит. И невозможно себе представить, чтобы столь молодой и неопытный режиссер, как Руперт Сандерс, мог в одиночку ставить такой сильный по многим сценам и эпизодам фильм, тем более такого фантастического жанра. Можете меня переубеждать, или просто заблуждаюсь, но лично я ощутил влияние Такеши на создателей фильма во многих и многих сценах: эпизод с гейшами-киборгами, экзистенциальные малоподвижные кадры с главной героиней и, конечно же, сцена перестрелки, заканчивающаяся эпичной фразой «Не стоит посылать кролика убивать лису».
Общее впечатление
Я правда не ожидал таких приятных впечатлений от фильма, история которого мне была совершенно неизвестна. Не люблю я киноленты про будущее, всю эту футуристичность, фантастику, но находятся и здесь исключения: «Пекло», «Дорога» и другие. Теперь к этому списку можно смело добавить и «Призрак в доспехах». Шел я исключительно на Скарлетт Йоханссон и Такеши Китано, а получил действительно годный и запоминающийся фильм с отличной картинкой, впечатляющими панорамными кадрами и представлением Токио будущего.