Автор: Владимир Соколов
Ч. 1 – Ante
Норвегия. 1993 год.
Есть ассоциации? Ну как же! Метал музыка, вандализм, поджоги церквей, самоубийства, убийства… Если читатель специально не интересовался этой темой или не является любителем музыки в стиле Блэк-метал преклонных годов с выцветшими от долгого сидения в подвале космами, то, скорее всего, он этого не знает. А в этой истории, как оказалось, есть чем заинтересовать людей разных возрастов, с разными предпочтениями в музыке и кинематографе.
В 1998 была выпущена знаменитая в узких кругах книга, где в русском переводе «Повелители хаоса» почему-то стали «Князьями хаоса». Именно ее изрядно вольной адаптацией и стала кинолента, переведенная уже как «Властелины хаоса» и даже представленная на знаменитом Sundance Film Festival. Людям с неустойчивой психикой стоит этого фильма остерегаться.
Ч.2 – Hodie
Чтобы не портить впечатление не смотревшим картину и не знакомым с этой историей, попробуем обойтись без спойлеров. Несколько активных норвежских юношей в конце 80-х и начале 90-х вдохновляются мрачными столпами рока типа Kiss, Venom, Black Sabbath, что и побудило их создать группу. Ей дается название Mayhem (были изменения составов и названий, но эта тема в фильме особо не раскрывается и не должна). Ставший идейным вдохновителем банды Euronymous знакомится с парнем Кристианом, величающим себя то Varg, то Count Grishnackh (на англ.), то Greifi Grishnackh (на норв.). А потом что-то понемногу идет не совсем так. Или совсем не так. Заключительные титры.
Некоторые рассматривали фильм с такой точки зрения – к чему приводит праздность или, если хотите, вседозволенность. Молодые люди из семей среднего класса Норвегии тех времен могли себе позволить особо не работать, протестовать против политического строя, бунтовать против церкви, ездить на концерты в другие страны. И не задумываться о своих словах, действиях и будущем как таковом. Но нигилисты неожиданно породили субкультуру, где у каждого есть свой взгляд на ее развитие, и многие из них стали жертвой своего детища.
– Тошнит от этих Spееd metal и Death metal групп. Они прославляют жизнь и веселятся […] Мы играем True Norwegian Black metal и…– Заказ с луковыми кольцами готов.
цитата из фильма
Творческие разногласия, финансовые вопросы, личная неприязнь, разные политические взгляды, пересечение любовных интересов… Все это люди, знакомые со сторонами конфликта, называли причинами последовавшей трагедии, ставшей переломным моментом для целого жанра. Более того – участники тех событий отчасти и породили вторую волну жанра блек-метал как такового, успех которого быстро возрос до небес (уместный каламбур). Не исключено, что правы они все. Не исключено, что не прав никто. Или будучи подростками в душе заигрались, не успели сменить маски и не заметили, что выросли и уже больше не любители маминых пирожков, а их забавы и хулиганство переросли в нечто большее. Как говорится, «Если долго смотреть в бездну…».
Ч. 3 – Post
Биографии музыкантов – не самый простой материал для экранизации. Зрителям, не знающим главных героев, трудно им сопереживать, а фанаты готовы растерзать за любой отход от канона. Такая лента может выстрелить, как “Bohemian Rhapsody” о группе Queen, пройти испытания десятилетиями, как фильм “The Doors” или кануть в Лету как “All Eyez on Me”, чуть более известный, как “2pac: Легенда”. Но режиссер данной картины знал что делал. Имя себе господин Окерлунд создал на видеоклипах, став режиссером многих общепризнанных хитов: “Smack My Bitch Up” The Prodigy, “Turn the Page” Metallica, “My Favourite Game” The Cardigans. А еще Madonna, Ozzy Osbourne, Britney Spears, Rammstein, Lady Gaga и т.д.
Десятки видео с бешеной ротацией на радио и телевидении, а также сотня чуть менее заметных работ. Именно поэтому, когда за экранизацию давно просившейся на большие экраны истории взялся Юнас Окерлунд, знающие люди восприняли это с робкой надеждой. Кроме этого, он хоть и недолго, но поучаствовал в группе Bathory, ставшей одним из пионеров “того самого” Блэк-метала. В общем, отлично разбирался в закулисье этой сцены и завоевал определенный кредит доверия. Стоит обратить особое внимание – режиссер дотошно воссоздал массу деталей в антураже фотосессий, концертов и вообще жизни Норвегии тех времен.
Операторская работа тяготеет к клипам того же Окерлунда и по большей части представляет собой то, что принято называть «авторское кино»: еще не артхаус, но уже и не мейнстрим. Концовка фильма это в очередной раз подтверждает.
Музыка же здесь именно там, где она звучать должна, причем вполне аутентичная – во время концертов, веселья. Или отлично подобранная в ожидании чего-то зловещего (как песня группы Dead Can Dance “The Host of Seraphim”, получившая свое второе рождение после к/ф «Мгла» Фрэнка Дарабонта). Весь «оригинальный» саундтрек лег на плечи небезызвестных Sigur Rós, а в кульминационные моменты не слышно никаких лишних звуков, что вызывает особо угнетающее чувство. Титры под кавер-версию культовой бодрой музыки самой группы Mayhem (разрешение на использование оригинала получено не было), переходящую в грустный нордический панегирик в исполнении Myrkur про «графа» так и не дает нам понять, на чьей стороне в итоге оказался режиссер.
Описываемые в киноленте события 30 лет назад раскололи любителей Блэк-метала на два лагеря – 25 лет спустя почти то же самое проделал и этот фильм. Ныне живущие участники тех событий отнеслись к киноленте в лучшем случае прохладно и сдержанно, либо категорически отрицательно. Этого и стоило ожидать.
“Основано на правде, лжи и реальных событиях” – вещает нам тэглайн фильма и здесь он чертовски уместен.
Ч. 4 – P.S.
В ролях:
- Рори Калкин (брат Макколея, который вечно “один дома”) – в роли Эйстена “Euronymous”
- Эмори Коэн (успешно засветившийся в нескольких независимых фильмах и небезосновательно похваленный кинокритиками) – в роли Кристиана “Varg”
- Джэк Килмер (сын Вэла Килмера) – в роли Пелле “Dead”
- Вальтер Скарсгард (один из многочисленных и более прославленных братьев Скарсгард) – в роли Барда “Faust”.