Фильм Орел девятого легиона 2010

У исторической драмы режиссера Кевина Макдональда “Орел девятого легиона” есть две примечательных точки экстремума. Наивысшая положительная часть – сюжет, история про IX легион, Рим, что является почти беспроигрышным вариантом. И отрицательная часть – присутствие в главной роли Ченнинга Татума. И успех картины, а заодно мастерство режиссера подчеркнуты тем фактом, что отрицательная часть никак не перекрывает положительную. Даже наоборот, преображает ее, делает смотрибельной. Проще говоря, Ченнинг не смог испортить своим присутствием поистине хороший фильм.

Содержание

Особенности фильма

При этом понятно, почему в ходе кастинга был выбран именно Татум. Дело в том, что картина итак была не особо богата на бюджет. Стало быть, на какие-то промоутерские задачи много денег тоже не выделишь. Нужно было привлечь публику на фильм, у которого вроде бы уже приевшаяся историческая основа. Стоит признать, что для среднестатистического зрителя кинотеатра картины про славу Римского оружия – это в определенной степени продолжение “Гладиатора”. С одним лишь исключением, что вместо Рассела Кроу главного героя играет другой актер.

Здесь была задача заманить в проект популярного молодого актера, который при этом умел бы еще что-то делать в кадре. В целом Ченнинг Татум что тогда, что позже рассекал с амплуа накаченного плейбоя, поэтому представить его в роли непоколебимого римского центуриона было сложно. Но все же решение было принято. Стоит признать, все-таки не худший вариант.

Добивать каст Макдональд стал ветеранами актерского цеха в лице Дональда Сазерленда, Дэкина Мэтьюза и отчасти Марка Стронга. На остальные позиции можно было выбрать селебрити меньшего по известности ранга. Тот же Джейми Белл прекрасно сыграл роль второго по значимости главного персонажа.

В итоге подбор актеров получился хорошим, нарекания касались само собой только исполнителя главной роли. Ну, никак он не вписывался в образ командующего целым легионом. Какой-то слащавый городской пацан, надевший доспехи и схвативший римский гладиус. На счастье Татума, что остальные детали фильма вытеснили негативные впечатления от его присутствия. Речь в первую очередь про сюжет, пейзажи и реалистичность боевых сцен.

Про сюжет чуть позже, сейчас же хочется поговорить про реалистичность. Дотошного критика исторической реконструкции строить из себя нет смысла, нет экспертизы по этому вопросу, но вот выделить качественную и натуралистичную боевку стоит определенно. Особо она запомнилась в ходе массовых сражений в самом начале фильма. Дальнейшие противостояния представляли собой кровавые стычки малочисленными группами или вообще единичными воинами, но вот в ходе завязки основного сюжета понравился бой легионеров с дикими племенами бритов. Очень реалистично поражали друг друга соперники, плюс очень динамично и точно показаны маневры римских солдат в ходе непосредственного сражения. Ведь именно благодаря тактике и стратегии более цивилизованные отряды Рима побеждали многочисленные орды дикарей с севера.

Интересной выглядела интерпретация жизни и быта остальных племен Британии. Основные антагонисты – племя эпидиев или народ тюленей (занимались промыслом тюленей). Колоритные аборигены с непонятным религиозным культом, вождем-шаманом во главе и привычкой красить свою кожу с головы до ног клиной. Выглядело немного нелепо, но очень эффектно потом размывался этот окрас с кожи павших эпидиев водой. Жили они в наскоро изготовленных шалашах, которые при необходимости быстро собирались. Все это из-за кочевого образа жизни.

По ходу сюжета явственно прослеживаются две основные идеи: отношения отца и сына, а также мотив, что человека делает достойным и свободолюбивым не знатное происхождение, а внутренний дух и воля. Первая идея раскрывает главного героя, как личность, стремящуюся восстановить честь семьи, честь отца, которого оклеветали и сделали виновным в крупном поражении бритам. При этом сын постоянно сомневается сам, его пугает мысль, что отец действительно был трусом и слабаком. И с этим сомнением он борется и все равно движется вперед, чтобы узнать истину.

Вторая идея показывает на примере раба из Британии, что в простом человеке может быть больше достоинства, отваги и чести, чем во всех римских депутатах и болтунах, облаченных в мантию. Он не совершает подлых поступков, он верен и предан тому, кто ему помог. Он смел и храбр, не отступая даже в самых сложных ситуациях. И сравнивается он с римскими чиновниками, которые плетут интриги, очерняя подвиг главного героя и его отца. Чистые и холеные они живут в роскоши, не знают тягот и лишений, зато отлично умеют осуждать и обсуждать людей со стороны.

Сюжет

Сама история – это экранизация одноименного романа Сатклифф Розмэри. Не имея какого-то сюжетного хитросплетения, повествование планомерно рассказывает и показывает нам историю отца и сына. Отец, покинув семью, пропал в Британии и оставил после себя позорный шлейф на всю семью. Он потерпел сокрушительное поражение от аборигенов, потерял аквилу (золотого орла, символ легиона) и по слухам трусливо погиб в бою. Теперь сыну предстояло пройти путь отца от центуриона до покорителя диких британских племен. А конечная цель – возвращение Орла девятого легиона и открытие подробностей гибели отца.

Служба молодого Марка Флавия началась в Британии, где его приняли весьма холодно. И это ожидаемо. В один из самых элитных римских легионов прислали мальчишку, который бредит местью за своего отца. Конечно, ему никто не доверяет, над ним за спиной насмехаются, но у него есть власть – а приказы нужно выполнять.

Так продолжалось до тех пор, пока внутреннее чутье Марка не спасло весь форт. Никто не ожидал, что аборигены нападут на лагерь ночью. Но молодой центурион почувствовал неладное, заставив поднять войска. И как только все хотели устроить Марку очередную саркастическую головомойку за беспричинную побудку, на форт напали. При этом молодой командир не просто командовал отрядами, но и сам отчаянно и смело сражался. Получив в бою тяжелое ранение, но защитив своих людей, он получил безмерную преданность и уважение легиона.

Правда, увечье лишало центуриона возможности командовать дальше. И в молодом возрасте его отправили на пенсию. Но разве мог он остановиться на достигнутом? Честь семьи не восстановлена, Золотой орел IX легиона не возвращен. На помощь приходит случай. Марк своим волевым решением спасает брита-гладиатора из племени бригантов, который не хотел сражаться на потеху богатой публики. После чего этот парень по имени Эска был назначен рабом Марка и должен был помогать своему господину, который все еще не оправился от ранения.

Увидев в Эске хорошего собеседника и достойного человека, молодой римлянин заодно узнал, что его раб знает кое-что о потерянном Золотом орле. Недолго думая, Марк собирается в дальнее путешествие, взяв с собой только Эску. Вместе они должны найти воинственное племя, которое разгромило Римский легион и забрало аквилу.

По пути они встречают бывшего легионера Луция, который служил в отряде отца Марка. Луций рассказывает некоторые подробности произошедшего и где стоит искать Орла.

Найдя в итоге нужное племя, Марк и Эска вынуждены поменяться ролями, потому что аборигены плохо бы отнеслись к римлянину, путешествующему с рабом из Британии. Теперь Марк примерил на себе все тяготы рабского обхождения. В один момент ему даже показалось, что Эска предал его, но в нужный момент молодой брит помог Марку организовать ночью мятеж. Убив вождя и забрав Орла, Марк и Эска стремительно бросаются подальше от этих мест, но погоня не заставила себя ждать.

Раненый в противостоянии с вождем Марк не в силах продолжать бегство и просит Эску уйти с Орлом. Эска отказывается бросать своего господина, ставшего другом, и отправляется на помощь. Собрав благодаря Луцию отряд бывших легионеров, Эска приходит на помощь Марку. В этот же момент их настигают разозленные дикари-бриты. После кровопролитной битвы победу одерживают легионеры.

Вернувшиеся в Рим Марк и Эска передают Орла чиновникам. Заодно объявляют, что Эска больше не раб, а свободный человек. Честь семьи восстановлена, новый друг обретен, впереди безмятежная пенсия.

Информация о фильме

  • Оригинальное название: The Eagle
  • Год: 2010
  • Жанр: историческая драма
  • Режиссер: Кевин Макдональд
  • Оператор: Максим Александр
  • Сценаристы: Джереми Брок, Розмари Сатклифф
  • Актеры: Ченнинг Татум, Джейми Белл, Дональд Сазерленд, Марк Стронг, Дэкин Мэтьюз, Иштван Гёз, Бенце Герё, Денис О’Хэр, Пол Риттер, Жольт Ласло
Фильм Орел Девятого легиона 2011
Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.