Фильм рискованный бизнес 1983 года

Рискованный бизнес — один из величайших фильмов 80-х годов. Кинолента воскресила не только качественные комедии о молодежи, но и культовые очки Ray Ban Wayfarer. Новичок в режиссуре Пол Брикман и молодой актер Том Круз создали незабываемую атмосферу, которая держит у экрана до последних минут фильма.

Содержание

Опасное дело

Risky Business — драма, черная комедия и криминал в одном лице. На первый взгляд может показаться, что это классическая история о молодом парне в духе «американских комедий», но не все так просто. В 1983 году жанр переживал не лучшие времена, шутки в кино были избиты и повторяли друг друга, а сюжет не затрагивал сердца. Когда же молодой Том Круз с присущей ему харизмой и искрой озорства сыграл Джоэля Гудсона, богатого мальчика, попавшего в серьезную передрягу, фильм окрестили «Беспечным ездоком» и «Выпускником» нового поколения.

По сюжету любимый сын богатых родителей остается на выходные один в большом доме. Чтобы как-то себя развлечь, он приглашает проститутку, которая переворачивает его «золотой» мир с ног на голову. Ребекка Де Морнэй великолепно справилась с ролью молодой, но циничной особы Ланы, предложившей Джоэлю рискованный бизнес. А сам сюжет и неподражаемая работа режиссера поставили фильм в один ряд с культовыми кинолентами и уж точно подняли из списка недалеких комедий.

Конечно, было немало споров вокруг «предпринимательства» Джоэля. «Рискованный бизнес» по мнению критиков прославлял проституцию и жажду наживы любой ценой. Но вдумчивые эксперты отмечали, что в фильме происходит борьба между мнимыми и настоящими ценностями уже не ребенка, но еще не взрослого парня, показанная в особой сюрреалистичной манере Пола Брикмана.

Роль в ленте «Рискованный бизнес» считается одной из лучших у Тома Круза. Она стала трамплином для актера в мир большого кино. Образ «мажора» Джоэля умело дополняют стильные очки Ray Ban Wayfarer. И это произошло не случайно, именно тогда компания заключила серьезных контракт с киноиндустрией для рекламы своей продукции.

Том Круз и Ray Ban

История очков Ray-Ban начинается с Джона Артура Макреди, американского летчика-испытателя, участвующего в двух мировых войнах. Но после ошеломительной популярности в течение 50 лет, в начале 80-х все изменилось. В моду вошло диско и гигантские дизайнерские очки. Изящные тонкие Ray Ban были уже не нужны, и продажи культовых Wayfarer стремительно падали.

В 1982 году Ray Ban подписала контракт на выплату 50 000 долларов в год, чтобы их солнцезащитные очки появлялись в кино. В период с 1982 по 1987 год Ray Ban разместили в более чем 60 фильмах и телевизионных шоу.

Product placement или так называемая реклама в кино уже не была в новинку. Но именно 80-е годы стали началом массового появления брендов в фильмах, включая «Назад в будущее». Это был отличный способ вернуть очкам популярность, чем Ray Ban незамедлительно воспользовались.

В 1983 году Том Круз снимается в ленте «Risky Business». На протяжении всего фильма его видят в очках Wayfarer трапециевидной формы, после чего продажи Ray Ban взлетают на 50%. Актер появляется в них даже на постере к фильму, это еще больше укрепляет факт того, что солнцезащитные очки являются заявлением о стиле персонажа Тома.

А перед культовой сценой, где Круз скользит в нижнем белье под песню «Old Time Rock’n Roll», появляется еще один явный «product placement» от Coca Cola.

Все, кто были подростками в 80-90-е годы в Америке, скорее всего внесли вклад в продажи Ray Ban. Модный аксессуар дополняет стильный образ персонажа Тома, которым многие молодые люди его возраста хотели быть. Это сексуальный, раскованный подросток, нарушающий правила. Кто бы не захотел стать таковым, надев пару Ray Ban.

Современные очки бренда имеют логотип Ray Ban по бокам и на линзе. На тех, что носит Том Круз, нет этого отличительного знака. Однако и без того зрителям понятно, какая оправа завершает образ Джоэля Гудсона.

Ray Ban Wayfarers до сих пор считаются одной из самых знаковых моделей очков. Сегодня они снова на пике популярности, из-за чего бренд выпустил обновленную версию культовой линейки.

Для компании Рэй Бан все закончилось хорошо, впрочем, как и для героя «Рискованного бизнеса». Хотя на самом деле было придумано две концовки: режиссер Пол Брикман предпочитал более печальный исход. Но на тест-показе зрителям, что вполне ожидаемо, приглянулся «happy end», который и было решено оставить в окончательном варианте картины.

Отзыв Юрия Рябенко

«Иногда нужно просто сказать «Какого хрена?» и сделать шаг».
(цитата из фильма)

Среди множества фильмов о молодости, бунтарстве или самоопределении особняком стоит фильм, о котором мы сегодня поговорим. Этот фильм действительно выделяется среди прочих. В первую очередь, фильм сложно отнести к какому-то из жанров. В нём слишком мало драматичных моментов, чтобы его можно смело назвать драмой, но и комедийных составляющих также не особо много. Так о чём же этот фильм?

Фильм повествует о Джоэле Гудсене, молодом парне семнадцати лет из респектабельной семьи, прилежном и послушном, планирующем поступить в престижный университет. Когда его родители уехали на несколько дней из города, он приглашает к себе Лану, девушку по вызову, и после этого закручивается череда событий, после которых главный герой попадает в передрягу, в результате чего ему не остаётся иного выбора, кроме как превратить свой дом на одну ночь в бордель.

Несмотря на сценарий, схожий на первый взгляд по духу с молодёжными комедиями, фильм намного глубже, хоть и открыться это может только после нескольких просмотров.

Пройдёмся по героям и актёрскому составу:

  • Джоэл – главный герой произведения, сыгранным Томом Крузом. Примерный подросток, мечта всех родителей. Держит перед глазами цель, поставленную его родителями за него, и стремится всеми силами к ней. Хороший друг, который никогда не откажет в помощи товарищу. Состоит в группе юных предпринимателей вместе со своим другом. Благодаря харизме и внешности привлекателен для девушек, однако, в силу неврозов постоянно останавливает сам себя.
  • Лана – молодая проститутка, сыгранная Ребеккой Де Морнэй. Холодная, расчётливая, умеющая манипулировать и выстраивать комбинации, при этом обладающая шармом и обаянием.
  • Гвидо – сутенёр Ланы, сыгранный Джо Пантолиано. Корыстный, изворотливый, однако умеющий расположить к себе, несмотря на то, что является явным антигероем.
  • Барри – один из друзей Джоэла, по совместительству его компаньон в клубе юных предпринимателей, а также его помощник в организации борделя.
  • Майлс – ещё один из друзей Джоэла. Именно Майлс зародил в Джоэле первые мысли о бунтарстве и благодаря ему, хоть и косвенно, произошло знакомство с Ланой.

Актёры смотрятся достаточно органично, игра приятная и не чувствуется переигрываний или же, напротив, слабой игры, свойственных начинающим. Отдельно хочется выделить Ребекку Де Морнэй и Джо Пантолиано, справились они просто блестяще. Впрочем, Пантолиано всегда относился с полной отдачей к работе, достаточно вспомнить его роль Ральфа Сифаретто в «Клане Сопрано» или Сайфера в «Матрице». Некоторое непонимание вызывает игра Тома Круза, при первом просмотре она может показаться очень слабой и безэмоциональной, местами фальшивой, однако уже при повторном просмотре после того, как сложилось понимание персонажа, приходит осознание, что поведение его героя – это отражение внутренней зажатости и тревожности персонажа, привыкшего действовать всегда по правилам и боящегося нарушить имеющиеся планы.

Собственно, на планах и риске строится одна из двух идей фильма. Если постараться уложить эту идею в одно предложение, то как нельзя лучше подойдёт цитата из фильма, вынесенная в эпиграф. Именно эту фразу сказал друг главному герою и тем самым породил в нём сомнения в правильности его привычного уклада.

Трансформация героя происходит постепенно, ведь устоявшиеся убеждения в нём невероятно сильны. Неспроста его главный страх – испортить своё будущее, о чём он и говорит свои друзьям. Даже в его фантазиях и снах кошмаром выступает именно эта перспектива. В первом сне он опаздывает на экзамен, из-за чего ему не светит хороший университет, а во втором дом, в котором он пытается уединиться с девушкой, окружают полиция и родители, которые по громкоговорителю просят его одуматься и подумать о будущем.

Сами же сны тоже довольно интересны, ведь в них явно прослеживается причина, по которой у Джоэла не ладится с сексом: в тех снах его манят обнаженные красивые девушки, но в самый ответственный момент возникает перспектива потери хорошего будущего. Мы видим, что заложенные родителями установки настолько сильны, что вмешиваются даже в естественные биологические потребности парня и в его образ жизни, как подростка.

Первым шагом к непослушанию было то, что Джоэл взял Porsche своего отца, хоть он явно запрещал ему это делать, и катался на нём по вечерам и ночам. Следующим шагом стал вызов проститутки, после чего события стали нарастать как снежный ком. Каждое последующее решение давалось проще, чем предыдущее, а к моменту кризиса ситуации у Джоэла и вовсе не оставалось тормозов.

Если присмотреться достаточно внимательно, то можно понять, что большинство решений Джоэл принимает весьма осознанно, и многое из событий фильма он мог бы предотвратить. В частности, он мог сразу же после того, как Лана второй раз оказалась у него дома, попросту взять её за шиворот и отправиться вместе с нею за хрустальным яйцом, которое она украла, благодаря чему всех последующих событий фильма можно было бы избежать. Во время первого разговора с сутенёром Гвидо он мог отдать ему девушек, объяснив, что ему лишь нужно, чтобы вернули его вещь. А также герой мог бы остаться дома и готовиться к занятиям, вместо того, чтобы поехать курить на берегу марихуану, что помогло бы ему избежать утопления отцовской машины, исключения из группы молодых предпринимателей и отстранения от занятий, а также необходимости устраивать дома бордель.

Скорее всего, практически всё, что получил главный герой, было получено им осознанно. Серая и обыденная привычная жизнь ему наскучила, и он захотел добавить в неё красок, попробовать на вкус риск и неизвестность. Ведь как иначе можно объяснить то, что он даже не попробовал перенести встречу с представителем университета его мечты в другое место или на другой день? Более того, он даже не попытался каким-либо образом на этой встрече произвести впечатление благонадёжного студента, а вместо этого рискует и доверяется случаю, сорвав встречу и разговор. Примечательно также то, что его первый ночной кошмар сбывается: сначала главный герой практически опаздывает на экзамен, а потом и вовсе его отстраняют от учёбы. Что немаловажно, этот подход даёт свои результаты.

Вторую же идею, которая прослеживается в данном фильме, труднее сформулировать односложно. Если присмотреться внимательно, то, как и Джоэл, так и его окружение, живут в некоем сферичном мирке. Элитный пригород, отсутствие забот и каких-то вызовов, прописанный план жизни на последующие годы и слабое понимание законов, по которым существует этот мир. В них гораздо больше детского, чем в большинстве подростков из фильмов, несмотря на то, что они усиленно пытаются косить под взрослых. Это проявляется в основном в мелочах: во время карточной игры Барри засунул больше половины сигары в рот и изжевал её в клочья, что совершенно не вяжется с тем, как курят заядлые курильщики; в свой первый ужин в одиночестве Джоэл наливает 12-летний виски Chivas и разбавляет его колой, еда его представлена какими-то быстроготовящимися наборами, которые он даже не может толком сортировать и оттого ест единым куском; а мимо красивых девушек Джоэл с Барри лишь проезжают и не думают даже заговорить с ними, вместо этого обсуждая, у кого из этих девушек какая грудь. Также продукт, который они делают для клуба предпринимателей, явно нежизнеспособен на рынке, но они этого не замечают.

Жизнь размерена, предсказуема и в какой-то степени даже стерильна. Герои интересны, эрудированы даже, но в жизненных вопросах совершенно не подкованы и местами наивны. В противовес им персонажи Лана и Гвидо – проститутка и сутенёр, которые гораздо более продуманны в жизненных вопросах и оттого могут спокойно переиграть юную поросль. И такое взаимодействие двух разных по своему типу персонажей дало главному герою хороший жизненный опыт.

Так как же изменился главный герой? И изменился ли он вообще? Однозначно, да, изменился. И показывают это в фильме путём прямых противопоставлений. Первое и самое простое отличие – это внешний вид героя. Если в первой половине фильма он одевался как примерный студент, то к моменту, когда он отпустил ситуацию и пустился в рискованный проект, его внешний вид был более стильным. И деталь, которая отражает переключение персонажа – солнцезащитные очки. Герой надевает их в те моменты, когда происходит переход от привычного образа к новому.

Вторым противопоставлением являются бизнес-проекты. Проект, который они разрабатывали с Барри, имел мало шансов на успех, даже сам герой мимикой выражал своё неверие в положительный результат этого предприятия. Новый же бизнес-проект в виде борделя был абсолютно реальным, обреченным на успех и принесшим вполне ощутимую серьёзную прибыль. Отношение же к этому проекту было у Джоэла иным, нежели к первому: он с удовольствием тратил силы и время на маркетинг и привлечение целевой аудитории, а также на административную часть.

Ну и третьим важным моментом был разговор с Ланой. Если в начале фильма разговор вёл главный герой как неуверенный и стеснительный молодой человек, то в конце фильма его внутреннее состояние разительно отличалось. Они даже повторили практически в точности диалог из начала фильма, и не заметить разницу было невозможно.

Конечно, определённые уроки должны быть усвоены в полной мере, и потому финальная подстава со стороны Ланы и Гвидо была как нельзя кстати. Герой остался не только без денег, но и с долгом в 300 долларов, что, как по мне, является довольно правильным исходом. Но, как бы то ни было, он оказался ровно в той же самой ситуации, в которой был в начале фильма, когда остался должен проститутке, однако теперь у него было нечто более ценное – опыт. А это дорогого стоит.

Что же по итогу? Фильм отличный. Понравится ли он всем? Не факт. Он получал как много хвалебных отзывов (включая, в том числе, и премию «Золотой глобус» для Тома Круза за лучшую мужскую роль), так и множество гневных, в том числе, за «обеление» проституции и приравнивание её к бизнесу. Скажу лишь одно: мне фильм понравился и он явно найдёт своего зрителя.

Информация о фильме

Фильм выпущен в 1983 году, США

В ролях: Том Круз, Ребекка Де Морнэй, Джо Пантольяно, Ричард Мейсер, Бронсон Пиншо, Кертис Армстронг, Николас Прайор, Джанет Кэрролл, Шера Данезе, Рафаэль Сбардж
Режиссер: Пол Брикман
Сценаристы: Пол Брикман
Длительность: 99 минут.